Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1251/2024 от 22.02.2024

КОПИЯ

УИД: 66RS0044-01-2023-002014-81         Дело № 2а-1251/2024                                

Мотивированное решение изготовлено судом 14 мая 2024 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 апреля 2024 года г. Первоуральск Свердловской области

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Теплоухова П.В.,

при секретаре судебного заседания Кучиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1251/2024 по административному иску Ездакова ФИО8, Крыловой ФИО9 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог» о возложении обязанности, взыскании неустойки, судебных расходов

установил:

Административные истцы Ездаков М.И., Крылова Н.В. совместно обратились в суд с требованиями к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» о возложении обязанности оборудовать тротуарами и стационарным электрическим освещением ул. Буденного в с. Новоалексеевское, г. Первоуральска в соответствии с пунктами 4.6.1.1, 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», в случае неисполнения данной обязанности взыскать в пользу каждого из истцов неустойку в виде штрафа в размере 1000 рублей за каждый день просрочки, а также взыскании судебных расходов, из которых: 500 рублей – почтовые расходы, 300 рублей – расходы на оплату государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указано, что истцы проживают по указанным адресам в г. Первоуральске, регулярно посещают земельный участок по адресу: г. Первоуральск, с. Новоалексеевское, ул. Зеленая, д. 29. В связи с этим, истцам приходится пользоваться, в том числе и проезжей частью по ул. Буденного в с. Новоалексеевское, которая не оборудована тротуарами и дорожным освещением. В случае неисполнения решения суда в указанные сроки, разумным в целях стимулирования ответчика к исполнению решения заявлено о взыскании судебной неустойки в размере 1000 рублей в день.

Исковое заявление принято к производству суда и рассмотрено в порядке административного судопроизводства.

Административные истцы Крылова Н.В., Ездаков М.И. в итоговое судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в срок и надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск в итоговое судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены в срок и надлежащим образом.

Представитель административного ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» Шавалиева Г.Х. в судебном заседании возражала против довод и требований административного иска ввиду осуществления административным ответчиком поэтапных и предусмотренных процедурой, связанной с закупкой для государственных нужд действий по приведению заявленной в иске дороги в соответствие с требованиями ГОСТ и безопасности дорожного движения, при этом полагала, что требования, заявленные административными соистцами не могут быть удовлетворены, поскольку организация уличного освещения в с. Новоалексеевской может затрагивать интересы неопределенного круга лиц, что может стать вызвано необходимостью задействования земельных участков, находящихся в частной собственности, для размещения линий освещения, а также указала на то, что частично заявленные требования, ранее были рассмотрены Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга с вынесением судебного акта по иску прокурора г. Первоуральска по делу № 2-5501/2015, которым на Управление автомобильных дорог возложена обязанность по организации выполнения работ по оборудованию стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог: «г. Екатеринбург - г. Первоуральск» с 24 км + 930 по 27 км + 836 м, «подъезд к с. Новоалексеевское от транспортной развязки на км 330 + 975 м автодороги «г. Пермь - г. Екатеринбург». Указывает, что объект «Реконструкция автомобильной дороги «г. Екатеринбург - г. Первоуральск» на территории городского округа Первоуральск с км 23 + 000 - км 24+000, км 25 + 000 - км 27 + 000 (устройство тротуаров, пешеходных переходов и наружного освещения) включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, в отношении которых планируется разработка проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт в 2020 - 2022 годах. В настоящее время на рассмотрении в Министерстве экономики и территориального развития Свердловской области находится предварительный инвестиционный проект, предусматривающий проведение упомянутой реконструкции, и данное решение суда в настоящее время находится в стадии принудительного исполнения. Доводы несогласия с поданным иском изложены в письменной отзыве, приобщенном к материалам дела.

Заинтересованные лица - Министерство экономики и территориального развития Свердловской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, прокурор г. Первоуральска (истец по гражданскому делу № 2-5501/2015, рассмотренному Октябрьским районным судом г. Первоуральска, привлеченный к участию в деле определением суда от 26.03.2024 – т. 2 л.д. 13-15), ОМВД России по г. Первоуральску в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного заседания были извещены судом в срок и надлежащим образом.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В силу статей 12, 132 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / далее- Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ/.

Согласно пункту 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу пункта 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 9 ст. 6 названного закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Согласно положениям ст. 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения; получать информацию от должностных лиц, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам; получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ сооружения, к которым также относятся и объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки являются элементом обустройства автомобильных дорог.

Из материалов дела следует, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Екатеринбург-Первоуральск» проходящая через с. Новоалексеевское, г. Первоуральска является дорогой регионального значения, находится в оперативном управлении ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" /т.1 л.д. 33-36/.

Как следует из представленных материалов, ОГИБДД г. Первоуральска по обращению Ездакова М.И. было проведено обследование автомобильной дороги регионального значения «г. Екатеринбург – г. Первоуральск». В результате обследования установлено, что имеются нарушения требований ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а именно:

1. автомобильная дорога общего пользования регионального значения г. Екатеринбург - г. Первоуральск участок автомобильной дороги по ул. Буденного от дома № 1 ул. Московская до дома № 47 ул. Буденного - не обустроен стационарным электрическим освещением в (нарушение п.4.6.1.1).

2.    автомобильная дорога общего пользования регионального значения г. Екатеринбург - г. Первоуральск участок автомобильной дороги по ул. Буденного от дома № 1 ул. Московская до дома № 49/1 ул. Буденного- не обустроен тротуаром при наличии двухсторонней застройки (нарушение п.4.5.1.1, п.4.5.1.3, п.4.5.1.2).

3.    автомобильная дорога общего пользования регионального значения г. Екатеринбург - г. Первоуральск участок автомобильной дороги по ул. Буденного от дома № 38а ул. Буденного до дома № 64 ул. Буденного - не обустроен стационарным электрическим освещением (нарушение п.4.6.1.1).

4.    автомобильная дорога общего пользования регионального значения г. Екатеринбург - г. Первоуральск участок автомобильной дороги по ул. Буденного от дома № 38а ул. Буденного до дома № 140 ул. Буденного- не обустроен тротуаром при наличии двухсторонней, односторонней застройки (нарушение п.4.5.1.1, п.4.5.1.3, п.4.5.1.2).

5.    автомобильная дорога общего пользования регионального значения г. Екатеринбург - г. Первоуральск участок автомобильной дороги по ул. Буденного от дома № 66 ул. Буденного до дома № 140 ул. Буденного - не обустроен стационарным электрическим освещением (нарушение п.4.6.1.1) /т.1 л.д. 46-47/.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017) установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. А также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. Охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги. А также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

На основании пункта 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.

В соответствии приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 г. N 270-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", п. 4.5.1.1 которого определено, что тротуар следует устанавливать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных - транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.

В силу п. 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 в населенных пунктах городского типа тротуары устанавливают в соответствии с требованиями нормативных документов нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.

Также, в силу п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Кроме того, в соответствии с п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Из материалов дела следует и не оспаривалось представителем ответчика ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», что в настоящее время отсутствует функционирующее надлежащим образом и в соответствии с требованиями ГОСТ наружное освещение и тротуары на участках дорог регионального значения «г. Екатеринбург- г. Первоуральск», проходящих по населенному пункту с. Новоалексеевское (ул. Буденного) на территории Первоуральского городского округа.

Как следует из копии письма от 23.05.2023 № 08-05238 в адрес ОГИБДД по городскому округу Первоуральск, объект «Реконструкция автомобильной дороги г. Екатеринбург – г. Первоуральск на участках км 23+000- км 24+000, км 25+000 – км 27+000 (устройство тротуаров, пешеходных переходов наружного освещения) включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, в отношении которых планируется разработка проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт в 2022-2024 годах, утвержденный распоряжением Правительства Свердловской области /т.1 л.д. 48/.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Свердловской области от 10.11.2010 N 1639-ПП "Об утверждении Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог регионального значения Свердловской области" организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", осуществляется указанным учреждением.

Поскольку автомобильная дорога «г. Екатеринбург – г. Первоуральск» является автомобильной дорогой регионального значения и находится в оперативном управлении ГКУ СО "Управление автомобильных дорог", то обязанность по ее содержанию должна возлагаться на ГКУ СО «Управление автомобильных дорог».

Управление ЖКХиС городского округа Первоуральск является самостоятельным отраслевым органом местного самоуправления, к компетенции которого относится реализация муниципальной политики в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 38, подпункта 2 пункта 4 статьи 38 Устава городского округа Первоуральск. Этот орган местного самоуправления осуществляет функции по размещению муниципального заказа в сфере дорожного хозяйства городского округа Первоуральск, по осуществлению контроля за содержанием автомобильных дорог общего пользования, мостов, иных транспортных инженерных сооружений, расположенных в границах городского округа Первоуральск, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

При таких обстоятельствах Управление ЖКХиС городского округа Первоуральск не является лицом, на которое может быть возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, в том числе – ул. Буденного в с. Новоалексеевское г. Первоуральска.

Рассматривая административные исковые требования, обращенные к ГКУ СО «Управление автодорог», суд находит их не подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.

Как следует из представленных материалов, ранее – 26.10.2015 Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга были рассмотрены и удовлетворены исковые требования прокурора г. Первоуральска (привлеченного к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица) к ГКУ СО «Управление автодорог» об обязании организовать выполнение работ по оборудованию стационарным электрическим освещением в том числе автодорогу регионального значения «г. Екатеринбург – г. Первоуральск», частью которой является улица Буденного в с. Новоалексеевское, то есть автодорога, заявленная в требованиях настоящего административного иска /т.1 л.д. 225, 233-240/. Решение суда вступило в законную силу 12.02.2016 /т.1 л.д. 140-142/, в рамках его исполнения судом предоставлялись отсрочки исполнения /т.1 л.д. 143-146/.

Административным ответчиком и заинтересованным лицом – Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области также представлены сведения о том, что в настоящий период времени с учетом необходимости исполнения обязательных в силу действующего законодательства осуществляются меры по исполнению названного решения, в том числе 25.01.2024 получено письмо Министерства экономики и территориального развития Свердловской области № 09-01-82/2019 о проверке инвестиционного проекта. В соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области от 05.06.2023 № 346-РП предусмотрена реконструкция в период 2023-2025 годов названной автодороги регионального значения, в том числе с обустройством тротуаров, пешеходных переходов, а также наружного освещения /т.1 л.д. 242-248, в частности – л.д. 244/.

В отдельных моментах исполнения решения суда от 26.10.2015 по информации ГКУ СО «Управление автодорог», причинами изменения сроков окончания работ имели место причины, не зависящие от воли и полномочий Учреждения, в частности недобросовестное исполнение обязательств по государственному контракту подрядчиком, что повлекло расторжение ранее заключенного государственного контракта, влекущее обязательную необходимость проведения вновь процедуры заключения такового с новым подрядчиком /т.2 л.д. 19-22/.

Таким образом, анализируя представленные доводы, подтвержденные документально, суд не находит оснований как для признания в какой-либо части незаконным бездействия ГКУ СО «Управление автодорог» по ненадлежащему исполнению обязанности по содержанию автодороги регионального значения по ул. Буденного в с. Новоалексеевское, также и для возложения на административного ответчика обязанностей оборудовать данную автодорогу тротуарами и стационарным электрическим освещением, поскольку в установленном порядке данные действия в настоящее время осуществляются в самостоятельном порядке административным ответчиком и продолжат осуществляться в рамках периода, установленного уполномоченными органами государственной власти Свердловской области.

Административными соистцами также заявлены требования о взыскании в свою пользу судебной неустойки.

В соответствии с п. 1 ст.308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

При этом, нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право на заявление требований о взыскании судебной неустойки на случай неисполнения судебного акта не предусмотрено, ввиду чего такое требование, заявленное изначально при подачи иска, удовлетворению подлежать не может, равно как и по основанию отказа в удовлетворении основного заявленного требования, от которого взыскание неустойки являлось бы по своей правовой сути производным.

Учитывая вышеприведенные выводы, настоящим решением суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░10, ░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1251/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Крылова Наталья Владимировна
Ездаков Максим Игоревич
Ответчики
ГКУ СО "Управление автомобильных дорог"
Другие
ОМВД России по г. Первоуральску
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области
прокурор г. Первоуральска
Министерство экономики и территориального развития Свердловской области
Управление ЖКХ и строительства ГО Первоуральск
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Судья
Теплоухов Павел Вениаминович
Дело на сайте суда
pervouralsky--svd.sudrf.ru
22.02.2024Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
22.02.2024Передача материалов судье
27.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее