Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-2781/2023 ~ М-146/2023 от 11.01.2023

УИД 11RS0001-01-2022-000263-64 № 2а-2781/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2023 года                        

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Чалановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лобанова Василия Ивановича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, об оспаривании условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

у с т а н о в и л :

Лобанов В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об оспаривании условий содержания в период времени с ** ** ** по дату обращения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, выразившихся в нарушении его права на получение положенной заработной платы за период привлечения к труду. В обоснование заявленных требований указал, что нарушение условий его содержания выражается в нарушениях трудового законодательства: недовыплате сумм заработной платы за период привлечения, исходя из установленной почасовой ставки.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец в судебном заседании посредством видеоконференц-связи заявленные требования поддержал.

Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном в материалы дела.

Заслушав явившееся лицо, оценив доводы, изложенные в административном иске и письменных возражениях, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Как свидетельствуют материалы дела, административный истец с ** ** ** отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. На основании приказа ФКУ ИК-1 №...-ос от ** ** ** Лобанов В.И. привлечен к оплачиваемому труду по Центру трудовой адаптации осужденных со сдельной оплатой труда швеей 2 разряда УПШУ с ** ** **, с часовой тарифной ставкой 23,04 руб.

Рассматривая заявленные административным истцом требования, суд исходит из следующего.

В силу статей 9, 11, 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) обязательное привлечение осужденных к общественно полезному труду по месту отбывания ими наказания в местах лишения свободы и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, относится к одному из основных средств исправления осужденных.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права осужденных ограничены УИК РФ, они привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии со статьей 129 УИК РФ на осужденных не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, с ними не заключаются трудовые договоры.

В соответствии с частью 1 статьи 102, частью 1 статьи 104, частью 1 статьи 105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы законодательство Российской Федерации о труде распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, производственной санитарии, оплаты труда.

Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

В соответствии со ст.18 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно- исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессионального обучения осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную настоящим Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством Российской Федерации.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

В силу приведенных положений, трудовые отношения между отбывающими наказание и администрацией исправительного учреждения носят специфический характер и не подлежат безусловному регулированию трудовым законодательством, поскольку, согласно ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

Согласно ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Время начала и окончания работы (смены) определяется Правилами внутреннего трудового распорядка.

Доводы административного истца о нарушении его прав при определении подлежащих выплате сумм, начисляемых в счет оплаты труда, не могут быть приняты судом во внимание, в силу следующего.

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с трудовым законодательством (ст.105 УИК РФ). Месячная заработная плата осужденного, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего установленную для него норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.2 ст.105 УИК РФ). Заработная плата осужденных зачисляется на их лицевой счет. Из заработной платы производятся удержания для возмещения расходов по содержанию осужденных, в которые включается стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены (ч.4 ст.99 УИК РФ). Эти удержания производятся после удержания алиментов, подоходного налога, других обязательных отчислений. Из оставшейся суммы производится удержание по исполнительным листам и другим исполнительным документам. Исходя из этого, размер денежной суммы, зачисляемой на лицевой счет осужденного, не идентичен размеру начисленной заработной платы. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает пределы удержаний из заработной платы, равно как и из пенсий и иных доходов. Согласно ч.3 ст.107 УИК РФ на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленной им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Для всех рабочих учреждения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, в том числе для трудоустроенных осужденных, устанавливается единая система оплаты труда (размеры часовых тарифных ставок (окладов), выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и другие выплаты), предусмотренная действующим в учреждении Положением об оплате труда.

Оплата труда осужденных, производится с учетом присвоенного по выполняемой работе (профессии) квалификационного разряда и по тарифным ставкам, исчисленным исходя из размеров должностных окладов установленных приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624.

При сдельной форме оплаты труда размер получаемой заработной платы определяется в зависимости от фактической выработки продукции (работ, услуг). При этом заработок работников со сдельной оплатой труда исчисляется по сдельным расценкам. Сдельные расценки — это размер оплаты за выработку единицы продукции (изделия) или за выполнение определенной операции. Они устанавливаются на определенные работы (операции) исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).

Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки. Сдельная расценка может быть определена также путем умножения часовой или дневной тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.

Оплата труда осужденных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми работающих на сдельных работах, производится на основании Положения об оплате труда осужденных, утвержденного приказом начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми №... от ** ** **, из п.6 которого следует, что оплата труда осужденных, работающих на сдельных работах, производится в зависимости от фактически выполненной нормы выработки, за фактически выполненный объем работ и фактически отработанное время.

Сдельные расценки оплаты труда устанавливаются на определенную работу ( операцию) исходя из тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы и нормы времени на данную работу. Расценка сдельная определяется путем умножения часовой тарифной ставки на установленную норму времени в часах.

Часовая тарифная ставка определяется путем деления месячного оклада работника, установленного приказом ФСИН РФ от 13.11.2008 №624, на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году, устанавливаемое по производственному календарю с учетом продолжительности рабочего времени. Среднемесячная норма по производственному календарю при 40- часовой рабочей неделе составляет 164,42 ч.

В соответствии со статьей 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации осужденным, отработавшим определенную на месяц норму времени и выполнившим доведенную норму выработки, производится доплата до МРОТ рабочим-сдельщикам - за индивидуальное выполнение нормы выработки отработавшим полностью определенную на месяц норму рабочего времени. Доплата рассчитывается, как разница между начисленной заработной платой с учетом компенсационных выплат, и минимальным размером оплаты труда

Начисление заработной платы административному истцу производилось в соответствии с Положением о трудоустройстве и оплате труда осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, утвержденным Приказом начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми №... от ** ** **, на основании данных табелей учета рабочего времени, исходя из выполнения им норм выработки: за фактически отработанное время и выполненный объем работ.

Доплата до размера МРОТ согласно ст.133 ТК РФ и 105 УИК РФ не производилась в связи с невыполнением работником установленных норм труда. Доказательств обратного не имеется. Таким образом, Лобанову В.И. обоснованно не производилась доплата заработной платы до минимального размера оплаты труда, что соответствует требованиям статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а начисление заработка произведено за фактически отработанный труд и объем выполнения - норму выработки.

Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

Исходя из этого, у суда нет оснований не доверять доказательствам, представленным стороной административного ответчика.

Согласно расчетным ведомостям, из заработной платы Лобанова В.И. административным ответчиком производились удержания за питание в порядке ч.4 ст.99 УИК РФ, которые также не могут расцениваться, как необоснованные.

Производство данных удержаний осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку удержаний из заработной платы и иных доходов осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы от 28.09.2012 N 16/6-2722, Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, и их нарушение является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Существенных отклонений от таких требований, которые могли бы быть рассмотрены в качестве нарушений указанных условий, по настоящему административному делу не установлено.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку по настоящему делу необходимой совокупности указанных выше условий не установлено, правовые основания для удовлетворения заявленного административного иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ -         ░.░.░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2781/2023 ~ М-146/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лобанов Василий Иванович
Ответчики
ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК
ФСИН РФ
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
11.01.2023Регистрация административного искового заявления
12.01.2023Передача материалов судье
16.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее