УИД: 23RS0059-01-2021-008658-88
К делу № 2а-5379/2021
Решение
Именем Российской Федерации
г. Сочи 19 октября 2021 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре судебного заседания Пятовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи дело по административно исковому заявлению прокурора г. Сочи в интересах РФ, неопределенного круга лиц в целях охраны государственных и общественных интересов об ограничении доступа к информации,
установил:
Административный истец прокурор г. Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением в интересах РФ, неопределенного круга лиц в целях охраны государственных и общественных интересов об ограничении доступа к информации.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурои? города Сочи проведена проверка обращении? Максимова Д.E., Лазарева А.В., Соколова А.Г. по вопросу реализации в сети «Интернет» поддельных дипломов.
Проверкой установлено, что на интернет-страницах с адресами <адрес> размещена информация об изготовлении и продаже аттестатов об основном общем и среднем общем образовании, дипломов о среднем профессиональном, высшем образовании и других документов о прохождении обучения, способе их заказа, оплаты и доставки. При этом, в информации указано, что обучение для этого не требуется, а документ будет изготовлен по мере подачи заявки.
Вход на интернет-саи?ты свободныи?, не требует предварительнои? егистрации, ознакомиться с содержанием интернет-страниц и заказать вышеуказанные документы может любои? интернет-пользователь.
Информация на данных саи?тах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничения на передачу, копирование, распространение информации отсутствуют.
Распространение указаннои? информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты гарантированного ст. 43 Конституции России?скои? Федерации права граждан на образование, а также препятствует нормальному развитию общественных отношении?, возникающих в сфере законодательства об образовании, обеспечения государственных гарантии? прав и свобод человека.
Согласно сервису whois-service.ru регистратором доменных имен <адрес>, которыи? зарегистрирован за пределами России?скои? Федерации, в связи с чем установить владельцев указанных интернет-страниц не представилось возможным.
Просит суд признать информацию, размещенную на интернет-саи?тах: <адрес> запрещеннои? к распространению на территории России?скои? Федерации.
Включить интернет-саи?ты с адресами: <адрес> в единыи? реестр доменных имен и (или) указателеи? страниц саи?тов в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать саи?ты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которои? в России?скои? Федерации запрещено.
Копию решения направить в Роскомнадзор России,-расположенныи? по адресу: <адрес>, для включения указаннои? интернет-страницы в Единыи? реестр доменных имен, указателеи? страниц саи?тов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать саи?ты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которои? в России?скои? Федерации запрещено.
Представитель административного истца – старший помощник прокурора города Сочи Коган Я.М. в судебном заседании требования поддержала, настаивала на удовлетворении административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
На основании положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Поскольку явку лиц, участвующих в деле, суд обязательной не признал и указанные обстоятельства не являются препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, следует из материалов дела, прокуратурой города Сочи проведена проверка обращении? Максимова Д.E., Лазарева А.В., Соколова А.Г. по вопросу реализации в сети «Интернет» поддельных дипломов.
Проверкой установлено, что на интернет-страницах с адресами <адрес> размещена информация об изготовлении и продаже аттестатов об основном общем и среднем общем образовании, дипломов о среднем профессиональном, высшем образовании и других документов о прохождении обучения, способе их заказа, оплаты и доставки. При этом, в информации указано, что обучение для этого не требуется, а документ будет изготовлен по мере подачи заявки.
Вход на интернет-саи?ты свободныи?, не требует предварительнои? егистрации, ознакомиться с содержанием интернет-страниц и заказать вышеуказанные документы может любои? интернет-пользователь.
Информация на данных саи?тах распространяется бесплатно, срок тользоваиия неограничен. Ограничения на передачу, копирование, распространение информации отсутствуют. Вместе с тем, ч.6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Информация на данных саи?тах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничения на передачу, копирование, распространение информации отсутствуют.
Распространение указаннои? информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты гарантированного ст. 43 Конституции России?скои? Федерации права граждан на образование, а также препятствует нормальному развитию общественных отношении?, возникающих в сфере законодательства об образовании, обеспечения государственных гарантии? прав и свобод человека.
Согласно ст.ст. 59, 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в России?скои? Федерации» (далее - Федеральныи? закон № 273-ФЗ) лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании н о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложении? к ним, описание указанных документов и приложении?, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительнои? власти, осуществляющим функции по выработке государственнои? политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательнои? программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственнои? экзаменационнои? комиссии о присвоении выпускнику квалификации.
Аналогичные положения касательно учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании, о среднем профессиональном образовании, о высшем профессиональном образовании содержатся в Порядке заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации их дубликатов, утвержденном Приказом Министерства образования и науки России?скои? Федерации от 13.02.2014 № 112, Порядке заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденном Приказом Министерства образования и науки России?скои? Федерации от 14.02.2014 № 115, в соответствии с которыми бланки аттестатов, дипломов хранятся в образовательнои? организации как документы строгои? отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных образовательнои? организациеи? бланков в другие организации не допускается.
Согласно сервису whois-service.ru регистратором доменных имен http://sochi.mass-diplomiks24.com, http://sochi.mass-diplomik.com, http://sochi.diplomr-kurerom.com, http://sochi.diplomp-kurerom.com, https://sochi.realdeplom.com, https://sochi.real-diplomy.com, https://sochi.real-diplom.com является Intemet Domain Service BS Согр, которыи? зарегистрирован за пределами России?скои? Федерации, в связи с чем установить владельцев указанных интернет-страниц не представилось возможным.
Подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностеи?, в целях его использования или сбыт такого документа образует состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 327 УК РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральныи? закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которои? осуществляется с использованием средств вычислительнои? техники.
В соответствии ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в России?скои? Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требовании?, установленных законодательством России?скои? Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которои? предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетеи? осуществляется без ограничении? при условии соблюдения установленных федеральными законами требовании? к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения доменных имен и сетевых адресов в единую автоматизированную информационную систему «Единыи? реестр доменных имен, указателеи? страниц саи?тов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать саи?ты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которои? в России?скои? Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемои? посредством сети «Интернет», информациеи?, распространение которои? в России?скои? Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение деи?ствии?, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку размещение информации о продаже дипломов в информационно-телекоммуникационных сетях подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты прав граждан в сфере образования, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории России?скои? Федерации.
В соответствии с Федеральным законом № 149-ФЗ, постановлением Правительства России?скои? Федерации от 16.03.2009 № 228 «О Федеральнои? службе по надзору в сфере связи, информационных технологии? и массовых коммуникации?» функции по контролю и надзору в сфере средств массовои? информации, массовых коммуникации?, информационных технологии? и связи возложены на Роскомнадзор, осуществляющии? деятельность в том числе через свои территориальные органы.
На основании ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к саи?там в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которои? в России?скои? Федерации запрещено, Роскомнадзор ведет единую автоматизированную информационную систему «Единыи? реестр доменных имен, указателеи? страниц саи?тов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать саи?ты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которои? в России?скои? Федерации запрещено» (далее - Единыи? реестр доменных имен).
Согласно сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации доступ к указанным сайтам не ограничивался, они не внесены в Единый реестр доменных имен.
Частью 1 статьи 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии ч. 3.2 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подается в суд по адресу административного истца или по адресу, месту жительства административного ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с 1 ноября 2012 года создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п. 5 названных Правил, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе судебное решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно cт. 265.1 главы 27.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░?░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░? ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░?░░░░? ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░?░░ ░ ░░░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░? ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░? ░░░░░░░ ░░░?░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░?░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░? ░ ░░░░░░?░░░░? ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░,-░░░░░░░░░░░░░? ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░? ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░? ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░? ░░░░░░░ ░░░?░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░?░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░? ░ ░░░░░░?░░░░? ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░? ░░░░░░░░? ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: