Дело №а-2309/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 апреля 2022 года г. Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.
при помощнике Довгалевой А.А.,
с участием представителя административного ответчика Сазоновой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Вербицкой Марины Юрьевны к Управлению Росреестра по Хабаровскому краю о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Вербицкая М.Ю. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Хабаровскому краю о признании решения незаконным. ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Хабаровскому краю административным истцом было подано заявление о регистрации права собственности на жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, выраженное в уведомлении о возврате прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения № № на основании ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В качестве обоснования отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости и возврата прилагаемых документов, было указано, что в техническом плане и декларации об объекте недвижимости указаны кадастровые номера кадастрового квартала и земельного участка для города Бикин (№), при этом адрес жилого дома: <адрес>, примерно в 30м. на восток от земельного участка с кадастровым номером №. Административный истец считает, что решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, является незаконным, и нарушает права административного истца. Как следует из оспариваемого решения административным истцом было подано заявление, в котором имелись противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, которые заявитель мог устранить. К случаю наличия противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подлежит применению подпункт 49 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и является основанием для принятия государственным регистратором решения о приостановлении государственной регистрации права, с предоставлением заявителю возможности устранить имеющиеся противоречия, то есть исправить ошибку. Просит признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, выраженное в Уведомлении о возврате прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Вербицкая М.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Сазонова Н.П. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, согласно которым в обоснование заявленных требований истец, ссылаясь на п. 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указывает на необходимость принятия в спорной ситуации решения о приостановлении регистрационных действий. Между тем, истцом не учтено, что указанная норма о приостановлении подлежит применению при наличии противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости. На момент принятия оспариваемого решения сведения о здании, в отношении которого представлено заявление о кадастровом учете и регистрации прав, в ЕГРН отсутствовали (новый объект). Следовательно, в рассматриваемом случае оснований для применения п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ в связи с наличием противоречий не имеется. К тому же, по смыслу п. 2, 3 ч. 1, п. 2 ч. 4 ст. 29 Закона № 218-ФЗ решение о приостановлении регистрационных действий принимается при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 25 Закона № 218-ФЗ, для возврата представленного заявления без рассмотрения. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением об осуществлении кадастрового учета и регистрации прав в отношении здания площадью 81,3 кв.м. по адресу: <адрес>, примерно 30 м. на восток от земельного участка с кадастровым номером № с приложением технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Юсуповой А.С. (ООО «ДВ Геокадастр») на основании декларации. При загрузке документов в ЕГРН выявлено, что представленный технический план, оформленный в виде файла в формате XML, не обеспечивает считывание и контроль представленных данных; импорт технического плана завершен с ошибками: -Автоматическое формирование записей – не удалось определить систему координат для одного из обрабатываемых объектов; контур здания не формируется на кадастровой карте, что не позволяет провести правовую экспертизу документов на предмет отсутствия оснований для приостановления (отказа) регистрационных действий в полном объеме. В этой связи, заявителю на основании п. 1 ст. 25 Закона № 218-ФЗ было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № о возврате документов без рассмотрения с указанием причин возникновения ошибок, препятствующих загрузке, считыванию и контролю данных технического плана (неверное указание кадастрового квартала, в пределах которого расположено здание, а также кадастрового номера земельного участка, в границах которого расположено здание). Вместе с тем, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером №, документы в отношении которого были представлены в составе заявления от ДД.ММ.ГГГГ, прекратил свое существование в качестве объекта недвижимости и является архивным; сведения о регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок погашены. Здание, заявленное для кадастрового учета в заявлении, поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Вербицкой М.О. от ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера №. В отношении объекта в ЕГРН также внесены записи о регистрации права истца. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся административного истца, административного ответчика.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно частям 3, 5 статьи 1 названного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества согласно части 7 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
По смыслу положений статей 14, 15 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, правообладателей и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Вербицкая М.Ю. обратилась в Управление Росреесра по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на здание, площадью 83,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>-1, примерно 30 м на восток от земельного участка с кадастровым номером 27:17:0300807:250, назначение жилое.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу направлено уведомление № № о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, представленных для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи со следующим: заявление и документы представлены в формате электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. Представленный межевой план в электронyом формате не обеспечивает считывание и контроль представленных данных. При автоматической загрузке файла в формате XML возникла ошибка. Текст ошибки из протокола: Ошибка: не удалось определить Систему Координат для одного из обрабатываемых объектов. Данная ошибка возникла в связи с тем, что в XML файле неверно указан кадастровый квартал – 27:19:0300807. В техническом плане и декларации об объекте недвижимости указаны кадастровые номера кадастрового квартала и земельного участка для города Бикин (№), при этом адрес жилого дома: <адрес>, примерно 30 м на восток от земельного участка с кадастровым номером №.
Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения установлены статьей 25 Закона о государственной регистрации недвижимости, согласно пункту 1 которого, орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
Согласно пункту 7.3 части 1 статьи 14, статьи 24 Закона о государственной регистрации недвижимости, основанием для постановки на кадастровый учет и регистрации прав в отношении здания является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953.
В соответствии с пунктом 21 Требований N 953, технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Учитывая, что приложенные административным истцом к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности документы, не соответствовали установленным требованиям, государственный регистратор Управление Росреестра обоснованно пришел к выводу о возврате представленных документов.
Доводы административного истца о возможности приостановления государственной регистрации для устранения недостатков в соответствии с п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, суд находит не состоятельными.
Пунктом 49 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Объект недвижимости, в отношении которого Вербицкая М.Ю. обратилась с заявлением о государственной кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, является новым, в отношении которого отсутствовали данные в Едином государственном реестре недвижимости, которые бы подлежали уточнению, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления государственной регистрации.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации за Вербицкой М.Ю. права собственности на здание, расположенное по адресу <адрес>, примерно 30 м на восток от земельного участка с кадастровым номером №, присвоен кадастровый №.
Учитывая, что административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности в отношении здания, принадлежащего Вербицкой М.Ю. на праве собственности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела обстоятельства послужившие основанием для обращения истца с административным иском в суд отпали.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.04.2022.