Дело № 2а-2119/2024
УИД: 03RS0004-01-2024-001434-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,
при секретаре Давлетовой Э.А.,
с участием представителя Военной прокуратуры Луценко А.А. (служебное удостоверение ВО №),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Военной прокуратуры Уфимского гарнизона (в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан (Роскомнадзор) о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной,
У С Т А Н О В И Л:
Военная прокуратура Уфимского гарнизона (в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной.
В обоснование иска указано, что Военной прокуратурой Уфимского гарнизона в ходе мониторинга информации, размещенной для свободного доступа неограниченному кругу лиц на страницах сайтов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, выявлен интернет-ресурс: №», на странице которого размещены сведения, составляющие служебную <данные изъяты> в области обороны.
Вход на интернет-сайт является свободным, общедоступным, не требует регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы может любой пользователь. Информация на сайте распространятся бесплатно, ограничения на ее передачу, копирование и распространения отсутствует.
Проверочное мероприятие осуществлено со служебного персонального компьютера с возможностью входа в ИТС «Интернет», размещенного в помещении служебного кабинета военной прокуратуры Уфимского гарнизона по адресу: <адрес>.
При проверке размещенной на Сайте информации установлено, что представленные на нем к общему доступу сведения являются раскрывающими дислокацию войсковой части №, а также ее действительное наименование.
По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Сайт не значится в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в ИТС «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в ИТС «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Учитывая, что информация, размещенная на Сайте, носит характер служебной <данные изъяты> в области обороны, предоставление доступа к ней фактически является разглашением информации с ограниченным доступом. Таким образом. Ограничение доступа к данной информации требуется в целях обеспечения обороны и безопасности государства.
В связи с этим, военная прокуратура Уфимского гарнизона просит признать материалы, распространяемые посредством ИТС «Интернет», размещенные по адресу: №/», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель военной прокуратуры Уфимского гарнизона требования поддержал, просил удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ о месте и времени рассмотрения дела извещен, в суд не явился.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя военной прокуратуры, оценив все доказательства в их совокупности, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также Центральный банк Российской Федерации в отношении информации, указанной в статье 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Из материалов дела усматривается, что военной прокуратурой Уфимского гарнизона проведена проверка информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, на предмет ее соответствия требованиям законодательства об информации.
В ходе проверки выявлен интернет сайт: №/», на котором размещены сведения, составляющие служебную <данные изъяты> в области обороны.
Согласно п. 3 ст. 3.1. 3 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» право на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную <данные изъяты> в области обороны, и определение перечней сведений, подлежащих отнесению к служебной <данные изъяты> в области обороны (далее - перечень), а также их утверждение принадлежит руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (при наличии такой информации). Указанные перечни подлежат опубликованию в открытом доступе.
В соответствии с п. 1 ст.2 Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
В целях совершенствования мер по защите служебной <данные изъяты> в области обороны Приказом Министра обороны РФ от 17.01.2022 № 22 утвержден Перечень сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной <данные изъяты> в области обороны.
В силу п. 41 Перечня к служебной <данные изъяты> отнесены, в том числе сведения, раскрывающие дислокацию объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил или военных объектов, с указанием их действительных наименований.
Как установлено судом, проверочное мероприятие (мониторинг информации) осуществлено со служебного персонального компьютера с возможностью входа в ИТС «Интернет», размещенного в помещении служебного кабинета военной прокуратуры Уфимского гарнизона по адресу: <адрес>.
Так, при проверке размещенной на Сайте информации установлено, что представленные на нем к общему доступу сведения являются раскрывающими дислокацию войсковой части №, а также ее действительное наименование.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно с учетом соблюдения отдельных требований.
В силу частей 1,2 статьи 9 Закона об информации ограничения доступа устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом, обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в ИТС «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в ИТС «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, в том числе установленной Законом «Об обороне».
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
С учетом приведенных норм закона доступ к информации, размещенной по указанным электронным адресам, должен быть ограничен.
В соответствии с ч. 1, 2 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3, 5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет";
2) решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
3) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила), Единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228.
Учитывая, что информация, размещенная на Сайте, носит характер служебной <данные изъяты> в области обороны, предоставление доступа к ней фактически является разглашением информации с ограниченным доступом, ограничение доступа к данной информации требуется в целях обеспечения обороны и безопасности государства, необходимо внести данный сайт в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, суд приходит об обоснованности требований военной прокуратуры Уфимского гарнизона (в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной, и находит их подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>/», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░