Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2117/2023 ~ М-752/2023 от 10.03.2023

Дело №2а-2117/2023

24RS0017-01-2023-000909-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2023 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Виноградовой О.Ю.,

при секретаре Алешенцеве Д.С.,

с участием административного истца – ФИО (посредством ВКС)

представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России – Рудаковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, начальнику ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю – Какоулину Ивану Николаевичу о признании ненадлежащими условий содержания, взыскании компенсации, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, начальнику ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю – Какоулину И.Н. о признании ненадлежащими условий содержания, взыскании компенсации, возложении обязанности

Требования мотивированы тем, что 09.02.2023 административный истец прибыл из <данные изъяты> в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где был помещен в камеру «общую» №. Истец указывает, что в данном исправительном учреждении ему был присвоен социально пониженный статус, в связи с чем, он был лишен возможности есть за обеденным столом, был вынужден принимать пищу на отдельной металлической тумбочке, хранить предметы обихода в своей сумке, хранить продукты питания под кроватью, а не в общем ящике, был лишен возможности пользоваться кипятильником. Кроме того, административный истец был вынужден просить сокамерников, чтобы они перелили ему суп, кашу из общей посуды, выдаваемой пищи на время ее приема. При этом указывает, что сотрудники ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, зная о вышеизложенных нарушениях, не предпринимали мер к защите законных интересов и прав административного истца, что приводит к унизительным и бесчеловечным условиям содержания.

На основании вышеизложенного, административный истец просит признать условия содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю ненадлежащими и унижающими его честь и достоинства, а также признать право на денежную компенсацию.

Определением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14.03.2023 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФСИН России.

Также, по итогам подготовки по делу определением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 26.04.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУФСИН России по Красноярскому краю.

В ходе рассмотрения дела, 03.11.2023 в Железнодорожный районный суд г. Красноярска от ФИО поступили дополнения к административному исковому заявлению, которые были возвращены судом 18.12.2023, как не соответствующие требованиям положений ст. 46 КАС РФ, поскольку поданные административным истцом уточнения содержали дополнительные требования.

В судебном заседании ФИО принявший участие посредством ВКС, заявленные требование поддержал в полном объеме, дополнительно указал, что размер компенсации, которую он просит взыскать, составляет 200 000 рублей. Пояснил, что именно бездействие сотрудников исправительного учреждения порождает у лиц, содержащихся ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, проявление действий, направленных на ущемление чести и достоинства административного истца.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России – Рудакова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что в исправительном учреждении не предусмотрено каких-либо разделений осужденных по социальным статусам, поэтому, лица, содержащиеся в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, содержатся в одинаковых условиях, к ним предъявляются единые требования, имеют одинаковые права, обязанности и ограничения;

Кроме того, представителем административных ответчиков Лещишиной А.А. были представлены письменные возражения, согласно которым административный истец 09.02.2023 прибыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю из ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, убыл в <данные изъяты> по Красноярскому краю 27.02.2023, следуя транзитом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в камере №, которая имеет общую площадь 25,2 кв.м., оснащена 6 спальными местами, из чего следует, что на одного человека приходится 4,2 кв.м. При этом камера оснащена естественным и искусственным освещениями, оборудована полкой для туалетных принадлежностей, тумбой, шкафами, баком для питьевой воды, вешалкой для верхней одежды, столом и скамейкой на 6 человек, что позволяет одновременно принимать пищу всем лицам, содержащимся в камере, раковиной, краном с холодной водой для умывания. Санитарный узел в камере огорожен от жилой зоны перегородкой, имеет искусственное освещение и вытяжную вентиляцию, также, имеет открывающуюся дверь сплошного заполнения, что позволяет соблюдать условия приватности. Кроме того, в исправительном учреждении разделение подозреваемых, обвиняемых и осужденных на категории с пониженным социальным статусом и не с пониженным социальным статусом не существует, все лица пользуются одинаковыми правами и обязанностями, установленными нормативными документами. Также, административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и иные представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

В силу ч. 1 и 2 ст. 12.1 УИК РФ лицо, отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным иском к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение, которая присуждается с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с предписанием ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении указанного выше административного искового заявления, которое может содержать также требование об оспаривании действия (бездействия), связанных с условиями содержания под стражей или в местах лишения свободы, суд устанавливает, имело ли место нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 14 постановления от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Основные положения материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых регламентированы ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон №103-ФЗ).

Так, в силу ст. 23 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.

Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях:

при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона;

в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых;

при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании;

при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.

Не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в других камерах или иных помещениях мест содержания под стражей.

Переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, находящимися на свободе, осуществляются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей.

Правила раздельного размещения в камерах следственного изолятора урегулированы ст. 33 Федерального закона №103-ФЗ, в силу которой, размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. В том числе раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу.

В заявленный ФИО период его содержания в следственном изоляторе действуют Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – Правила), утвержденные Приказом Минюста России от 04.07.2022 №110, которые регламентируют внутренний распорядок работы следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Подозреваемые и обвиняемые, следующие через СИЗО транзитом, принимаются и направляются к местам назначения на основании справок по личным делам и попутных списков. При расхождении данных в справке по личному делу и полученных при опросе лица, следующего транзитом, ДПНСИ уточняет указанные данные в личном деле подозреваемого или обвиняемого, о чем составляется акт (пункт 242).

Согласно установленным Правилам размещение по камерам подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона №103-ФЗ на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим. Подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу размещаются раздельно. Администрацией СИЗО принимаются меры к исключению контактов между ними (п. 252).

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные к лишению свободы размещаются по камерам ДПНСИ или его заместителем по согласованию с сотрудником оперативной службы, а несовершеннолетние - по согласованию с сотрудником оперативной службы, инспектором по воспитательной работе и сотрудником психологической лаборатории (психологом) (п. 253).

Размещение больных подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы производится по указанию медицинского работника медицинской организации УИС. Лица, у которых имеются признаки психического расстройства, в том числе, склонность к агрессии и аутоагрессии, размещаются по камерам, в том числе, с учетом рекомендаций психиатра и психолога. Лица с признаками инфекционных или паразитарных заболеваний размещаются в камерах, выделяемых под карантин. Срок карантина определяется в соответствии с медицинскими показаниями.

В течение всего срока нахождения в СИЗО подозреваемые, обвиняемые и осужденные к лишению свободы содержатся в одной и той же камере, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 256 настоящих Правил (п. 255).256. Перевод подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы из одной камеры в другую допускается в случае:

необходимости обеспечения соблюдения требований раздельного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы в соответствии со ст. 33 Федерального закона №103-ФЗ либо при изменении плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы;

необходимости обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого, обвиняемого или осужденного к лишению свободы либо других подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы;

необходимости оказания медицинской помощи подозреваемому, обвиняемому или осужденному к лишению свободы в стационарных условиях медицинской организации УИС;

наличия достоверной информации о готовящемся преступлении либо ином правонарушении (п. 256-256.4).

Перевод подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы из одной камеры в другую осуществляется по письменному разрешению начальника СИЗО либо лица, его замещающего (п. 257).

Подозреваемый, обвиняемый или осужденный к лишению свободы, который своим поведением дает основания полагать, что может причинить вред себе или иным лицам, по письменному указанию начальника СИЗО либо лица, исполняющего его обязанности, а при их отсутствии - ДПНСИ переводится в камеру для временной изоляции. Администрацией СИЗО незамедлительно вызывается бригада скорой медицинской помощи для принятия решения о целесообразности госпитализации указанного подозреваемого, обвиняемого или осужденного к лишению свободы (п. 258).

Перемещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы из одной камеры в другую при проведении ремонтных работ в камерах, а также при ликвидации аварий систем водо-, электроснабжения и канализации осуществляется по письменному разрешению начальника СИЗО либо лица, его замещающего. При невозможности перемещения всех лиц из одной камеры в другую вопрос о размещении в разных камерах каждого подозреваемого, обвиняемого или осужденного к лишению свободы решается индивидуально (п. 259).

Статьей 15 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

На основании ст. 17.1 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей не препятствует возмещению вреда в соответствии со ст. 1069 и 1070 ГК РФ. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.

По результатам рассмотрения административного дела судом установлено, что ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее также ФКУ СИЗО-1) является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО прибыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю 09.02.2023, следуя транзитом (л.д. 34).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный истец содержался в камере №, с общей площадью 25.2 кв.м, имеющей 6 спальных мест, таким образом, на одного человека приходится 4,2 кв.м. Таким образом, санитарная площадь камер, соответствует нормам положенности на одного человека, согласно требованиям ст. 23 «Материально-бытовое обеспечение» Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Из материалов дела следует, что камера, в которой содержался ФИО оснащена естественным освещением, оконными проемами, расположенными под потолком, также имеется искусственное освещение светильники дневного освещения и светильники ночного освещения, оснащены приточно-вытяжной и естественной вентиляцией, оборудованы раковинами с водопроводной водой, столами и лавками, шкафами для хранения продуктов питания, тумбочками для хранения личных вещей, вешалками для одежды, полками для туалетных принадлежностей, радиодинамиками для вещания общегосударственных программ, санитарные узлы в камерах отгорожены от жилой зоны перегородкой до потолка, оснащены открывающейся дверью, имеют искусственное освещение и вытяжную вентиляцию, в камерах отсутствуют насекомые, паразиты, тараканы, клопы, крысы (л.д. 62-64).

Согласно справке начальника отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в исправительном учреждении разделение подозреваемых, обвиняемых и осужденных на категории с пониженным социальным статусом и не с пониженным социальным статусом не существует, все лица пользуются одинаковыми правами и обязанностями, установленными нормативными документами. За время содержания ФИО его гражданские права, а также требования ст. 33 Федерального закона №103-ФЗ нарушены не были (л.д. 35).

Из представленного журнала учета заявлений, обращений, жалоб спецконтингента на <данные изъяты> краю следует, что жалоб от ФИО на условия содержания не поступало (л.д. 36-37).

Согласно Приказу от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» дежурный по камере обязан: расписываться в журнале назначения дежурных по камерам об ознакомлении с обязанностями дежурного по камере; при входе в камеру сотрудников СИЗО докладывать о количестве подозреваемых и обвиняемых, находящихся в камере; следить за сохранностью камерного инвентаря, оборудования и другого имущества; получать для лиц, содержащихся в камере, посуду и сдавать ее; подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питьевой воды; присутствовать при досмотре личных вещей в камере в отсутствие их владельцев; присутствовать при досмотре личных вещей в камере в отсутствие их владельцев.

Согласно журналу учета назначения дежурств на внутреннем посту № следует, что ФИО в период содержания в СИЗО назначался дежурным согласно установленному графику (л.д. 57-61).

Разрешая по существу требования административного искового заявления, суд отмечает, что положениями Федерального закона № 103-ФЗ и Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы не предусмотрен учет фактически сложившихся у обвиняемых и осужденных неформальных и негласных норм и обычаев, в том числе, не предусмотрено раздельное размещение спецконтингента по каким-либо неформальным категориям. В данной ситуации к обязанностям администрации следственного изолятора относилось: равное отношение ко всем обвиняемым и подозреваемым в строгом соответствии с законом; раздельное размещение по правилам, установленным нормативными актами; при наличии фактов ущемления прав одних обвиняемых со стороны других – реагирование в соответствии с законом в пределах отведенных администрации СИЗО полномочий.

К таким полномочиям относилось: привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности за нарушение ими Правил (включая такие нарушения, как отказ проводить уборку в камере при наступлении очередности, совершение умышленных действий, угрожающих здоровью сокамерников); перевод обвиняемых между камерами в вышеприведенных случаях, предусмотренных Правил.

Иных оснований, предусмотренных Правилами и ст. 33 Федерального закона №103-ФЗ, не имелось.

Из материалов административного дела следует, что административный истец не обращался с жалобами на других лиц, содержащихся в СИЗО-1, об ущемлении его прав с их стороны, с заявлениями о переводе его в другую камеру, и что такие заявления оставлены без рассмотрения и без удовлетворения (л.д. 191).

Иного административный истец (обязанный в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов) не доказал.

В том числе административный истец не доказал и не обосновал, что администрация ФКУ СИЗО-1 имела возможность или должна была иметь возможность и без жалоб ФИО выявить факт нарушения его прав со стороны сокамерников и принять в связи с этим меры реагирования.

В остальной части суд приходит к выводу, что доказательства по делу подтверждают, что при содержании ФИО в следственном изоляторе были соблюдены вышеприведенные обязательные требования нормативных актов со стороны ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Административные ответчики доказали, что с их стороны при обеспечении условий содержания административного истца соблюдались требования законодательства Российской Федерации о содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых, а претерпеваемые административным истцом неудобства и трудности не превышали неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей (которое предполагает наличие определенных лишений).

Ссылка административного истца на негативное отношение к его личности со стороны лиц, совместно содержащихся с ним в одной камере, несостоятельна, поскольку такое отношение связано исключительно с его поведением в обществе, модель которого им избрана самостоятельно, без какого-либо вмешательства в указанный процесс со стороны заявленных им административных ответчиков, в связи с чем, испытываемые им неудобства в связи с наличием негативного отношения к нему не состоят в причинно-следственной связи с действиями (бездействиями) административных ответчиков.

Представленное ФИО письменное объяснение ФИО1 который ранее содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, является недопустимым доказательством, поскольку данные объяснения не являются свидетельскими показаниями, полученными в порядке ст. 51 КАС РФ.

При этом суд не усмотрел оснований для вызова и допроса заявленных административным истцом свидетелей, поскольку по смыслу ст. 60-61 КАС РФ не исключается установление фактов, имеющих юридическое значение для настоящего дела на основе письменных или иных доказательств, кроме свидетельских показаний.

В то же время, одновременно содержащиеся с ФИО могут быть косвенно заинтересованы в результатах рассмотрения его требований.

Кроме того, из представленных в материалы дела медицинских документов следует, что ФИО в спорный период по факту причинения ему телесных повреждений и нравственных страданий со стороны сокамерников и сотрудников исправительного учреждения с соответствующими заявлениями и жалобами не обращался (л.д. 128-180).

В ходе рассмотрения настоящего дела административным истцом заявлено ходатайство о направлении судебного запроса о предоставлении видеозаписи с камеры наблюдения, расположенной в камере № ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому. В свою очередь, согласно справке начальника отдела режима и надзора майора внутренней службы ФИО2 следует, что сроки хранения материалов по видеонаблюдению определяются, прежде всего, техническими возможностями компьютерной техники, которая имеется в учреждении. Как правило, этот срок составляет не более 30 суток. При записи оператора видеонаблюдения информация записывается в реальном режиме времени, то есть, 1 час записи автоматически стирает 1 час записи тридцатидневной давности. Между тем, в случае обнаружения оператором видеонаблюдения нарушений со стороны спецконтингента или сотрудников учреждения составляется видеоролик, который подлежит хранению на срок, пока конфликтная ситуация не будет разрешена. С этого видеоролика распечатываются отдельные снимки, которые служат доказательственной базой при вынесении решения об административной или уголовной ответственностях (л.д. 190).

Довод административного истца, изложенный в судебном заседании о том, что он в период нахождения в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю содержался совместно с ФИО3 который представлял опасность для ФИО суд признает необоснованным.

Согласно п. 252 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы размещение по камерам подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона №103-ФЗ на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим. Подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу размещаются раздельно. Администрацией СИЗО принимаются меры к исключению контактов между ними.

В п. 1 ст. 33 Федерального закона №103-ФЗ приведен исчерпывающий перечень категорий осужденных, содержащихся отдельно от других, в частности раздельно содержаться мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу.

Данных о совместно содержащихся с ФИО лицах административным ответчиком представлено не было со ссылкой на то, что в соответствии с требованиями Приказа МЮ РФ №94 – ДСП от 23.06.2005 «Об утверждении инструкции о работе отделов специального учета СИЗО и тюрем» спецотдел ведет количественный и персональный учет лиц, содержащихся в следственном изоляторе, при этом, покамерный учет инструкцией не предусмотрен и в исправительном учреждении не ведется.

Между тем, суд принимает во внимание, что к моменту размещения ФИО в камере ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, он уже был осужден вступившим в законную силу приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, никаких объективных данных, свидетельствующих о том, что у ФИО во время пребывания в СИЗО имелись основания опасаться за свою жизнь и здоровье, суду не представлено.

Согласно журналу № регистрации исходящих спецсообщений в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, сообщений по факту произошедшей конфликтной ситуации между ФИО и другим лицом, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю не зарегистрированы.

При таких обстоятельствах, поскольку судом не установлены предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основания удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, а именно не установлено не соответствие оспариваемых действий нормативным правовым актам, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Поскольку судом оставлены без удовлетворения требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, и не установлены нарушения прав содержащегося под стражей лица, производное требование о присуждении компенсации в порядке ст. 227.1 КАС РФ удовлетворению также не подлежит.

Руководствуясь ст. 175-180, 226, 227.1 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.01.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2117/2023 ~ М-752/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шалободов Виталий Евгеньевич
Ответчики
начальник ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Какоулин И.Н.
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю
ФСИН России
Другие
ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярска
Судья
Виноградова Олеся Юрьевна
Дело на сайте суда
geldor--krk.sudrf.ru
10.03.2023Регистрация административного искового заявления
10.03.2023Передача материалов судье
14.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.04.2023Подготовка дела (собеседование)
26.04.2023Рассмотрение дела начато с начала
16.05.2023Предварительное судебное заседание
03.07.2023Предварительное судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2024Дело оформлено
01.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее