Дело № 2а-2040/2024
24RS0013-01-2024-000249-34
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2024 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Кухтенко Е.С.,
при секретаре Бейл А.В.,
с участием истца Иванова А.В. по средствам видеоконференцсвязи,
представителя ответчика ФКУ ИК-5 ГУФСИН Красноярского края Сердюк А.С.,
Представителя ответчика МВД РФ Панкратова Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Иванова ФИО8 к Министерству Финансов РФ по Красноярскому краю, МВД России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, МВД России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Иванов А.В. обратился в суд с административным иском к Министерству Финансов РФ по Красноярскому краю, МВД России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, МВД России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о компенсации морального вреда в размере 500 000 руб. Требования мотивированы тем, что ответчик своим бездействием нарушает его права, бездействие выражено в не зачислении истцу инвалиду третьей группы, бессрочно, на лицевой счет, за период с октября по декабрь 2023 года пенсионных выплат.
Определением суда от 28.02.2024 года в качестве административных соответчиков привлечены Министерству Финансов РФ по Красноярскому краю, МВД России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, МВД России, ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Административный истец Иванов А.В. в судебном заседании требования искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю Сердюк А.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.
Представитель административного ответчика МВД РФ Панкратова Д.Е. возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители ответчика Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился уведомлялся надлежавшим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав истца, представителей ответчиков, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
В силу ч.1-2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаютсязаконом.
Согласно ч.1 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу. ч.1-2,3 ст.98 УИК РФосужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам впорядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены меры социальной защиты инвалидов. В их числе - материальное обеспечение инвалидов. Согласно статье 27 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счёт возмещения вреда, причинённого здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Среди таких денежных выплат - страховая пенсия по инвалидности, условия, порядок выплаты и назначения которой регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), ежемесячная денежная выплата инвалидам (статья 28 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (часть 1 статьи 9 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, за исключением случаев назначения социальной пенсии по инвалидности, социальной пенсии по старости в порядке, установленномпунктом 3 статьи 22настоящего Федерального закона, социальной пенсии по случаю потери кормильца в порядке, установленномпунктами 4и5 статьи 22настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Таким образом, основанием для назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности является наличие у гражданина статуса инвалида, подтверждённого документально, в том числе справкой учреждения медико-социальной экспертизы о признании гражданина инвалидом, в Российской Федерации» (часть 1 статьи 9 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое – в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 2), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения её размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретённые в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).
Из материалов дела следует, что Иванов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывающий наказание в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Осужденный Иванов А.В. согласно списков ФКУЗ МСЧ №24 ФСИН России является инвалидом третьей группы.
Обосновывая свои требования, истец указал об отсутствии пенсионных выплат за период октябрь-декабрь 2023 года. Однако суд не может согласиться с доводами истца, поскольку согласно справке бухгалтерии ИК-5, на лицевой счет осужденного Иванова А.В. поступили и были зачислены пенсионные выплаты за период октябрь-декабрь 2023 года, о чем осужденный Иванов А.В. был уведомлен под подпись, согласно карточки лицевого счета осуждённого.
Кроме того, факт свидетельствующий о получении пенсионных выплат за оспариваемый период осужденным Ивановым А.В. подтверждается личной подписью Иванова А.В. в ведомостях выдачи расчетных листов за период октябрь-декабрь 2023 года.
В судебном заседании истец Иванов А.В. также подтвердил, что ему перечислены пенсионные выплаты за период октябрь-декабрь 2023 года.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования Иванова А.В. к Министерству Финансов РФ по Красноярскому краю, МВД России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, МВД России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению, поскольку пенсионные выплаты за спорный период октябрь-декабрь 2023 года Иванов получил А.В., следовательно права и законные интересы административного истца, не нарушены.
Административным ответчиком в соблюдение требований ст.62 КАС РФ в материалы дела представлены письменные доказательства, административным истцом доказательств нарушения его прав и законных интересов, не представлено.
Факты нарушения порядка и сроков пенсионных выплат исправительным учреждением, незаконных действий (бездействии) ответчиков в судебном заседании не установлены.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления Иванова А.В. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░9 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░-5 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.07.2024 ░░░░.