Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-52/2024 (2а-1442/2023;) ~ М-1474/2023 от 08.11.2023

38RS0017-01-2023-001828-54

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2023 года                                                                                      г. Нижнеудинск

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при секретаре Мельниковой А.А.,                          с участием прокурора Колдуновой Т.И., истца Онищенко В.Г., представителя ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования                               Качанова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                № 2а-52/2024 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Онищенко В.Г. к администрации Нижнеудинского муниципального образования, межведомственной комиссии администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконным заключение, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах Онищенко В.В. обратился                                  в суд с административным иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконным заключение межведомственной комиссии, возложении обязанности провести обследование, привлечь к обследованию юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации принять решение в соответствии с Положением от дата обезличена номер обезличен.

В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен проведено обследование многоквартирного <адрес обезличен>, о чем составлен акт номер обезличен от дата обезличена. По результатам обследования МВК даны рекомендации собственникам жилых помещений МКД о проведении дополнительного инструментального обследования с предоставлением в МВК заключения специализированной организации. Из содержания акта МВК от дата обезличена номер обезличен следует, что оно принято по результатам рассмотрения тех же документов, что при принятии отмененного судом заключения.

По результатам проведения оценки на заседании межведомственной комиссии администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена принято заключение номер обезличен о наличии оснований для признания многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту в соответствии с пунктами 33, 36, 38, 47 Постановления Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена многоквартирный дом признан подлежащим капитальному ремонту.

Вступившим в законную силу дата обезличена решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена признано незаконным заключение межведомственной комиссии номер обезличен от дата обезличена о выявлении оснований для проведения капитального ремонта многоквартирного дома, и на администрацию Нижнеудинского муниципального образования возложена обязанность произвести обследование многоквартирного жилого дома.

дата обезличена межведомственной комиссией повторно рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия помещения, требованиям, установленным в Положении от дата обезличена номер обезличен. По результатам рассмотрения принято заключение номер обезличен от 13.05.2-21 об отсутствии оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Собственники квартир в многоквартирном жилом доме повторно обратились в суд с данным исковым заявлением, поскольку МКД находится в зоне затопления в связи с резким повышением уровня воды в реке Уда в городе Нижнеудинске с дата обезличена по дата обезличена, полагают, что повреждение жилого дома вызвано именно паводком 2019 года, а повторное обследование жилого дома проведено с нарушением порядка, предусмотренного постановлением Правительства РФ номер обезличен от дата обезличена.

Разрешая возникший спор и признавая незаконным заключением межведомственной комиссии номер обезличен от дата обезличена, постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена Нижнеудинский городской суд исходил из того, что заключение дано межведомственной комиссией                     с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При этом, межведомственной комиссией, располагавшей заключением и техническим отчетом ООО «Акцент» на момент принятия оспариваемого решения, не учтены выводы специалистов о наличии аварийных участков стеновых панелей, выполняющих роль несущих конструкций в четырехэтажном жилом здании, обнаруженной деформации и повреждений, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

Согласно заключению ФАУ «РосКапСтрой» общее техническое состояние многоквартирного жилого дома оценивается как ограниченно-работоспособное, является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание имеет сильный физический износ, затоплением паводковыми водами оказало влияние на общее техническое состояние несущих конструкций здания, здание морального устарело и не соответствует СП 54.13330.2016 «Здание жилые многоквартирные», эксплуатация жилого дома возможна при соблюдении рекомендаций, приведенных в главе 5 настоящего технического отчета. Однако ввиду сильного физического износа мероприятия по приведению жилого дома к требованиям СП 54.13330.2016 «Здание жилые многоквартирные» и раздела 6, СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах» экономически нецелесообразны, так как потребуют усиление либо полную замену несущих конструкций. В основном объеме в здании жилого дома выявлены повреждения конструкций, свидетельствующих о потере несущей способности фундаментов, а именно косые трещины в ригелях перекрытия, трещины между стеновыми панелями, трещины в панелях около перекрытия, трещины между стеновыми панелями, трещины в панелях около оконных и дверных проемов, общее техническое состояние основания и фундаментов оценивается как ограниченно-работоспособное.

Согласно техническому отчету ООО «Акцент», по результатам натурального обследования состояние конструкций здания оценено как ограниченно-способное с аварийными участками согласно классификации, ГОС 31937-2011 и п. 1 ст. 7 ФЗ                        номер обезличен, обнаружены деформации и повреждения, представляющие непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Учитывая большой физический износ здания, наличие аварийных участков, его предельные отклонения и опыт решения проблем зданий серии 1-335 в других регионах страны, проведение реконструкции технически и экономически нецелесообразно.

МВК, располагавшей указанным заключением и техническим отчетом                         на момент принятия оспариваемого решения, указанные выводы специалистов о наличии аварийных участков стеновых панелей, выполняющих роль несущих конструкций в четырехэтажном жилом здании, обнаруженной деформации и повреждений, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, опровергнуты не были.

Учитывая приведенные основания для признания незаконным заключения межведомственной комиссии, Нижнеудинский городской суд пришел к выводу о возложении на администрацию Нижнеудинского муниципального образования по проведению нового обследования рассматриваемого жилого дома в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, проверкой выявлены существенные нарушения процедуры обследования жилого помещения, оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствует вышеприведенным требованиям Положения номер обезличен, поскольку при проведении обследования дома требования судов первой и апелляционной инстанции не учтены, акт обследования номер обезличен от 18.10.2022                                     не содержит объективных обстоятельств, свидетельствующих о фиксации установленных маячков по трещинам МКД, доказательства отсутствия изменений                      не приведены, приложения к акту отсутствуют.

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Нижнеудинского МО межрайонным прокурором дата обезличена внесено представление об устранении нарушений.

дата обезличена межведомственной комиссией проведено обследование МКД номер обезличен по <адрес обезличен> с участием жильцов, в том числе заявителей. дата обезличена проведено заседание межведомственной комиссии с участием заявителей.

дата обезличена по результатам обследования, заседания МВК издано заключение номер обезличен, принято решение о необходимости проведения дополнительного инструментального обследования многоквартирного дома, с предоставлением в межведомственную комиссию заключения юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющим право на осуществлением работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.

Оценивая представленный собственниками технический отчет                                            по обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирного жилого дома, выполненный в октябре 2020 года ООО «Акцент», МВК пришла к выводу о том, что в настоящее время является не актуальным, так как инструментальное обследование произведено более двух лет назад, состояние конструктивных элементов здания могло измениться, в том числе по причине усилившейся сейсмической активности на территории <адрес обезличен>. МВК обращает внимание на общую категорию технического состояния здания, которая оценивается экспертами как ограничено-работоспособное с присутствием аварийных участков, но не позволяет прийти к однозначному выводу об аварийности строительных конструкций и многоквартирного дома в целом.

Решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена исковые требования заявителей удовлетворены в части, заключение межведомственной комиссии номер обезличен от дата обезличена о необходимости проведения дополнительного инструментального обследования с предоставлением заключения юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющим право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, признано незаконным. На администрацию Нижнеудинского МО возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу провести обследование спорного многоквартирного жилого дома и принять         по нему решение.

Во исполнение решения суда дата обезличена межведомственной комиссией проведено обследование МКД, составлен акт обследования номер обезличен по результатам комиссия пришла к выводу о необходимости разъяснений (уточнения) специализированной организацией ООО «Акцент».

Из представленного ответа от дата обезличена ООО «Аксель» (прежнее наименование ООО «Акцент» следует, что в рамках договора подряда от дата обезличена номер обезличен/АТ-2020, заключенного между подрядчиком и заказчиком работ                                   ООО УК «Центр» в ходе визуального обследования произведен осмотр всех несущих конструкций здания, в частности стеновых ограждающих панелей. Общее количество стеновых панелей, техническое состояние которых квалифицировано как аварийное, не превышает 50 % от общего числа становых панелей.

дата обезличена вынесено заключение МВК номер обезличен с учетом отраженной позиции ООО «Аксель», комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. дата обезличена главой муниципалитета издано постановление номер обезличен.

Из изложенным выводов, отраженных в заключении межведомственной комиссии следует, что на дату принятия решения в отношении спорного многоквартирного дома заключение специализированной организации с указанием конкретной категории технического состояния многоквартирного дома, как аварийной, в соответствии с методическими рекомендациями по оценке технических заключений специализированных организаций по обследованию технического состояния многоквартирных домов, утвержденными Государственной корпорацией «Фонд содействия реформирования ЖКХ» дата обезличена в адрес межведомственной комиссии представлено не было.

Межведомственная комиссия пришла к выводу об отсутствии возможности определения степени повреждения конструктивных элементов многоквартирного дома и оценки их технического состояния при визуальном осмотре, в связи с чем требуются разъяснения (уточнения) специализированной организации ООО «Акцент» с предоставлением заключения с указанием конкретной категории технического состояния многоквартирного дома в соответствии с методическими рекомендациями по оценке технических заключений специализированных организаций по обследованию технического состояния многоквартирных домов, утвержденными Государственной корпорацией «Фонд содействия реформирования ЖКХ» дата обезличена.

Межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения обращения заявителя, обратившегося в администрацию Нижнеудинского МО в связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией, а также от исполнения решения Нижнеудинского городского суда от дата обезличена.

При таких обстоятельствах непредставление либо невозможность представления собственником помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о соответствии жилого дома (помещения) установленным в Положении требованиям, поскольку в случае необходимости межведомственная комиссия могла самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного многоквартирного дома.

С учетом уточнения исковых требований прокурор просит суд:

признать незаконным заключение межведомственной комиссии от дата обезличена номер обезличен об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен;

возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>;

обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования в рамках обследования межведомственной комиссией многоквартирного <адрес обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, привлечь к обследованию юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющим право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций с целью проведения инструментального обследования многоквартирного <адрес обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен> и дачи заключения о его техническом состоянии;

обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования по результатам инструментального обследования юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющим право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций с целью проведения инструментального обследования многоквартирного <адрес обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен> о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ                        от дата обезличена номер обезличен и с учетом выводов, отраженных в заключении по результатам инструментального обследования юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющим право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.

На основании определения судьи от дата обезличена к участию в деле в качестве ответчика привлечена межведомственная комиссия Нижнеудинского муниципального образования.

В судебном заседании прокурор Колдунова Т.И. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила требования удовлетворить в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что принятие межведомственной комиссией решения под условием                          не предусмотрено Положением номер обезличен. Кроме того, проверкой установлено, что межведомственной комиссией неоднократно принимались заключения и акты, противоречащие требованиям жилищного законодательства, что нарушает права заявителя. В случае необходимости межведомственная комиссия сама могла назначить проведение необходимых дополнительных обследований и испытаний для принятия итогового решения по существу вопроса в отношении спорного многоквартирного дома.

В судебном заседании истец Онищенко В.Г. исковые требования поддержала, суду пояснила, что дом разрушается, несущие конструкции здания находятся в аварийном состоянии, что неоднократно устанавливалось, однако комиссией вновь принято незаконное решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования по доверенности Качанов С.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что заключение межведомственной комиссией было принято на основании представленных и исследованных комиссией документов, в том числе разъяснение ООО «Аксель», с учетом Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен.

В судебное заседание административный ответчик межведомственная комиссия не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены: председатель межведомственной комиссии, члены комиссии, сведений о причинах неявки                                  не представили. Ранее, в ходе судебного заседания председатель межведомственной комиссии Лютов О.А., члены межведомственной комиссии Залещенок О.В., Сарабахова О.А., Шепелев Е.А., Столярова Л.И., Клещенок Н.И. суду поясняли,                           что принятое межведомственной комиссией решение соответствует Положению                              номер обезличен. До принятия соответствующего решения комиссией проводилось визуальное обследование многоквартирного жилого дома, и поскольку собственниками не было представлено соответствующее заключение специализированной организации, комиссией было принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты,                       на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что истец Онищенко В.Г. является собственником <адрес обезличен> многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес обезличен>.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, входит в границы чрезвычайной ситуации произошедшей в летний период 2019 года согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования.

По результатам проведения оценки на заседании межведомственной комиссии администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена принято заключение номер обезличен о наличии оснований для признания рассматриваемого многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту в соответствии                                      с п. 33, 36, 38, 47 Постановления Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен                                              (в ред. от дата обезличена). Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена многоквартирный дом признан подлежащим капитальному ремонту.

Вступившим в законную силу дата обезличена решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена частично удовлетворены требования Онищенко В.Г., Уточкиной Н.В., Воробьевой Г.И. Суд постановил: признать незаконным заключение назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования межведомственной комиссии номер обезличен от дата обезличена о выявлении оснований для проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>; возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и принять по нему решение; в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности признать жилой дом аварийным и непригодным                                        к проживанию, отказать.

дата обезличена межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен повторно рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия помещения (многоквартирного жилого дома) номер обезличен по <адрес обезличен> требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен.

По результатам рассмотрения принято заключение номер обезличен от 13.05.2021                                      об отсутствии оснований для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Вступившим в законную силу дата обезличена решением Нижнеудинского городского суда <адрес обезличен> от дата обезличена удовлетворены требования Онищенко В.Г., Уточкиной Н.В., Воробьевой Г.И., Жуковой В.С., суд постановил: признать незаконным заключение межведомственной комиссии номер обезличен от дата обезличена об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; признать незаконным постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен> принять по нему решение.

дата обезличена межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования                                                     от дата обезличена номер обезличен «Об утверждении состава комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» в третий раз рассмотрен вопрос                                о проведении оценки соответствия помещения (многоквартирного жилого дома)                              номер обезличен по <адрес обезличен> требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен.

По результатам рассмотрения принято заключение номер обезличен от 30.01.2023                                           о необходимости проведения дополнительного инструментального обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с предоставлением в межведомственную комиссию заключения юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.

Решением Нижнеудинского городского суда <адрес обезличен> от дата обезличена исковые требования Онищенко В.Г., Уточкиной Н.В.. Воробьевой Г.И.                удовлетворены, суд постановил: признать незаконным заключение межведомственной комиссии номер обезличен от дата обезличена о необходимости проведения дополнительного инструментального обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>,                  с предоставлением в межведомственную комиссию заключения юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющим право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций; возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование многоквартирного жилого дома и принять по нему решение.

дата обезличена межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования                                                     от дата обезличена номер обезличен «Об утверждении состава комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» вновь рассмотрен вопрос                                о проведении оценки соответствия помещения (многоквартирного жилого дома)                              номер обезличен по <адрес обезличен> требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен.

По результатам рассмотрения принято заключение номер обезличен от 01.08.2023                                           об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен, с учетом,                             что на дату принятия решения в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, заключение специализированной организации с указанием конкретной категории технического состояния многоквартирного дома, как аварийной, в соответствии с методическими рекомендациями по оценке технических заключений специализированных организаций по обследованию технического состояния многоквартирных домов, утвержденными Государственной корпорацией «Фонд содействия реформирования ЖКХ» дата обезличена в адрес межведомственной комиссии представлено не было.

Не согласившись с принятым заключением от дата обезличена, Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах Онищенко В.Г. обратился в суд с административным иском о признании его незаконным, указав, что проведенной проверкой выявлены существенные нарушения процедуры обследования жилого помещения, оспариваемое заключение не соответствует требованиям Положения                     номер обезличен, непредставление либо невозможность представления собственниками помещений указанных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о соответствии жилого дома установленным в Положении требованиям, поскольку в случае необходимости комиссия могла самостоятельно назначить проведение необходимых дополнительных обследований и испытаний для принятия итогового решения по существу вопроса в отношении спорного многоквартирного дома.

Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом,                                         к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает                                            без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, о том,                                        что заключение номер обезличен от дата обезличена дано межведомственной комиссией администрации Нижнеудинского муниципального образования с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из материалов дела, межведомственная комиссия по результатам обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:                                                <адрес обезличен>, проведенного во исполнение решения Нижнеудинского городского суда <адрес обезличен> от дата обезличена, пришла к выводу об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен, с учетом,                             что на дату принятия решения в отношении многоквартирного дома заключение специализированной организации с указанием конкретной категории технического состояния многоквартирного дома, как аварийной, в соответствии с методическими рекомендациями по оценке технических заключений специализированных организаций по обследованию технического состояния многоквартирных домов, утвержденными Государственной корпорацией «Фонд содействия реформирования ЖКХ» дата обезличена в адрес межведомственной комиссии представлено не было.

Перечень необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным документов установлен пунктом 45 Положения, где в числе прочих указано заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (подпункт «г»).

Действительно, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в частности, заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (абзац третий пункта 44 Положения).

Вместе с тем, следует обратить внимание на то обстоятельство, что                                       на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование спорного многоквартирного жилого дома и принять по нему решение была возложена на основании вступившего в законную силу дата обезличена решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена.

Мер к организации проведения обследования дома специализированной организацией межведомственной комиссией не принято до настоящего времени,                               а принятое дата обезличена на заседании межведомственной комиссии решение по названному вопросу об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции поскольку на дату принятия решения в отношении многоквартирного дома заключение специализированной организации с указанием конкретной категории технического состояния многоквартирного дома, как аварийной в адрес комиссии не представлено,                                не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам проведенного повторного обследования многоквартирного жилого дома.

В решении суда от дата обезличена суд также отмечал, что повторное обследование многоквартирного жилого дома межведомственная комиссия проводила на основании решения суда, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников проведения дополнительного заключения и была обязана провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия могла самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного многоквартирного дома.

Кроме того, основанием для принятия межведомственной комиссией оспариваемого заключения номер обезличен от дата обезличена являлись: решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена;

представленный собственниками технический отчет по обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес обезличен>-ОБ-2020.П3, выполненный в октябре 2020 г. ООО «Акцент», в соответствии с которым общая категория технического состоянии здания, учитывая выявленные и подтвержденные дефекты, оценивается как ограниченно-работоспособное                                      с присутствием аварийных участков;

- разъяснение ООО «Аксель» (прежнее наименование - ООО «Акцент»)                          о техническом состоянии многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен>, об отсутствии возможности установления категории технического состояния здания по данным визуального наблюдения, и необходимости проведения инструментального обследования и динамического расчета;

не представление заключение специализированной организации с указанием конкретной категории технического состояния многоквартирного дома, как аварийной, в соответствии с методическими рекомендациями по оценке технических заключений специализированных организаций по обследованию технического состояния многоквартирных домов, утвержденными Государственной корпорацией «Фонд содействия реформирования ЖКХ» дата обезличена.

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, на основании которых межведомственная комиссия в оспариваемом заключении пришла к выводу об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции и возможности устранения замечаний, указанных в техническом отчете по обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес обезличен>-ОБ-2020.П3, выполненном в октябре 2020 г. ООО «Акцент».

Согласно техническому отчету ООО «Акцент» дом представляет собой здание прямоугольной формы, здание имеет подвальное помещение, конструктивный тип здания - каркасно - панельная с наружными несущими стенами и внутренними колоннами, стены выполнены из газозолобетонных плит. Пространственная неизменяемость здания обеспечивается работой поперечных стен, панелей наружных стен и лестничных клеток, объединенных дисками перекрытий, колонны рассчитаны только на вертикальную нагрузку. В результате анализа отклонения граней здания сделать однозначный вывод о том, что данные отклонения являются только результатом деформации грунтов основания, а не низким качеством                                         строительно-монтажных работ, не представляется возможным. Однако учитывая искривление вертикальной линии фасада вдоль линии визирования, можно сделать вывод о деформации наружных стен и подвижек фундамента вследствие паводковых вод. Причиной трещин в несущих стеновых панелях является опирание конструкции перекрытия и балок на неармированные участки несущих стеновых панелей, а также физический износ панелей. Отклонение плоскости фасада от вертикальной плоскости обусловлено подвижками фундаментов, вызванные паводком, произошедшим                                  в июне 2019 г., а также смятием панелей в местах опирания ригелей и физическим износом панелей. Общее техническое состояние несущих стен оценивается как ограниченно-работоспособное, имеются панели, состояние которых по данным обследованиям оценивается как аварийное. По результатам натурального обследования состояние конструкций здания оценено как ограниченно-способное с аварийными участками согласно классификации, ГОСТ 31937-2011 и                                       п. 1 ст. 7 ФЗ номер обезличен, обнаружены деформации и повреждения, представляющие непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

Здание серии 1-335 имеет ориентировочный срок эксплуатации 50 лет, данное здание построено в 1964 году, эксплуатируется по назначению 56 лет, что уже превышает ориентировочный срок эксплуатации, задние не отвечает современным требованиям сейсмостойкого строительства. Стеновые панели, выполняющие роль несущих конструкций, в четырехэтажном жилом здании, по данным наблюдения имеют большой физический износ и находятся в целом в ограниченно-работоспособном состоянии с присутствием аварийных участков в количестве 26 % панелей. Искривление вертикальной плоскости фасада вдоль большей оси имеет отклонение 55 мм. Относительная величина отклонения составляет i=0,005. Относительная величина крена равна предельной, что связано с физическим износом здания и подвижками фундамента под влиянием паводковых вод. Общая категория технического состояния здания, учитывая выявленные и подтвержденные дефекты, оценивается как ограниченно-работоспособное с присутствием аварийных участков. Обнаружены деформации и повреждения, представляющие непосредственную угрозу для жизни здоровья людей. Необходимо установить разгружающие стойки под ригели в аварийных участках для снятия нагрузок в аварийных стеновых панелей. Стойки необходимо установить в непосредственной близости в местах опирания ригеля на стеновые панели. Для приведения здания до работоспособного состояния необходимо провести минимальный комплекс мероприятий по усилению и восстановлению, указанных в п. 6 и в Приложении Ж. Кроме того, при проведении мероприятий по реконструкции строения следует дополнительно привести все конструкции здания в соответствие действующим нормам, что, помимо прочих мероприятий, затронет сейсмоусиление здания и повышение уровня его тепловой защиты. Учитывая большой физический износ здания, наличие аварийных участков, его предельные отклонения и опыт решения проблем зданий серии 1-335 в других регионах страны. Проведение реконструкции технически и экономически нецелесообразно.

Межведомственной комиссией, располагавшей указанным техническим отчетом на момент принятия оспариваемого решения, указанные выводы специалистов о наличии аварийных участков стеновых панелей, выполняющих роль несущих конструкций в четырехэтажном жилом здании, обнаруженной деформации и повреждениях, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, в том числе истца, опровергнуты не были.

Ранее, во вступившем в законную силу дата обезличена решении Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена также было указано,                                      что в отношении спорного многоквартирного дома имеется заключение                                                 номер обезличен/Нижнеудинск-03/20 по инструментальному обследованию и оценке технического состояния жилого дома от дата обезличена, выполненное                                                      ФАУ «РосКапСтрой», которое межведомственной комиссией не исследовалось.

Так, согласно указанному заключению ФАУ «РосКапСтрой» общее техническое состояние многоквартирного жилого дома оценивается как ограниченно-работоспособное, является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание имеет сильный физический износ, затопление паводковыми водами оказало влияние на общее техническое состояние несущих конструкций здания, здание морально устарело и не соответствует                            СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные», эксплуатация жилого дома возможна при соблюдении рекомендаций, приведенных в главе 5 настоящего технического отчета. Однако ввиду сильного физического износа мероприятия по приведению жилого дома к требованиям СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» и раздела 6, СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах» экономически нецелесообразны, так как потребуют усиление либо полную замену несущих конструкций. В основном объеме здания жилого дома выявлены повреждения конструкций, свидетельствующих о потере несущей способности фундаментов, а именно косые трещины в ригелях перекрытия, трещины между стеновыми панелями, трещины в панелях около оконных и дверных проемов, общее техническое состояние основания и фундаментов оценивается как ограниченно-работоспособное.

В нарушение требований пункта 47 Положения, заключение от дата обезличена, кроме суждения об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции выводов о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, не содержит.                                         Вывод об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции сделан без учета технического состояния многоквартирного жилого дома, отраженного и в заключении ФАУ «РосКапСтрой» и техническом отчете ООО «Акцент», без надлежащей оценки технического состояния жилого дома.

Административные ответчики каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, не представили и законность заключения межведомственной комиссии не доказали.

Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, разрешая заявленные требования о признании незаконным заключение межведомственной комиссии, суд приходит к выводу, о том, что заключение номер обезличен от дата обезличена дано межведомственной комиссией администрации Нижнеудинского муниципального образования с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в связи с чем, у суда имеются основания для признания его незаконным и удовлетворения требований прокурора в этой части.

Из анализа положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что признавая оспариваемое решение, действия (бездействие) незаконными суд вправе обязать орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа.

Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.

Разрешая вопрос о возложении на ответчика обязанности организовать обследование спорного жилого помещения и принять по нему решение, суд приходит к выводу об установлении срока в течение 15 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований в части обязания администрации Нижнеудинского муниципального образования в рамках обследования межведомственной комиссией многоквартирного дома привлечь к обследованию юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющим право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций с целью проведения инструментального обследования многоквартирного дома и дачи заключения о его техническом состоянии; по результатам инструментального обследования юридического лица и полученного заключения принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции суд не находит, поскольку заявленный способ восстановления нарушенных прав административного истца не отвечает принципу разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), согласно которой все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Принятие судебного решения о признании соответствующего заключения незаконным влечет возникновение у уполномоченного органа обязанности повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия                           по нему нового решения. Суд вправе возложить на уполномоченный орган обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░                            ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                            ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.02.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-52/2024 (2а-1442/2023;) ~ М-1474/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Онищенко Вера Григорьевна
Нижнеудинский межрайонный прокурор
Ответчики
Межведомственная комиссия при Администрации Нижнеудинского МО
Председатель Межведомственной комиссии Лютов О.А.
Администрация Нижнеудинского МО
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Рычкова Наталья Семеновна
Дело на сайте суда
nizhneudinsky--irk.sudrf.ru
08.11.2023Регистрация административного искового заявления
09.11.2023Передача материалов судье
09.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2024Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле
12.02.2024Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2024Дело оформлено
12.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее