Дело № 2а-1-158/2023
УИД 57RS0015-01-2023-000184-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
посёлок Хомутово 21 августа 2023 года
Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Ванеевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой Л.Г.,
с участием помощника прокурора Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Сидорова В.И.,
представителя ответчика – муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области Алдоновой Л.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснозоренского района Орловской области, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
установил:
Заместитель Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Блынский С.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснозоренского района Орловской области, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
В обосновании доводов указав, что Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму. По результатам проверки выявлено отсутствие системы видеонаблюдения в здании муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области, располагающемся по адресу: Орловская область, Краснозоренский район, пос.Красная Заря, <адрес>, что создаёт угрозу жизни и здоровью детей, работников и иных лиц, посещающих данное учреждение. На основании Устава бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области, учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование – Краснозоренский район Орловской области в лице Отдела культуры и искусства администрации Краснозоренского района Орловской области. Полномочия собственника в отношении закрепленного за Учреждением муниципального имущества осуществляет администрация Краснозоренского района Орловской области.
Таким образом, у ответчиков имеется обязанность принимать меры по обеспечению безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения. По мнению прокурора, поскольку осуществление деятельности учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищённости, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаёт опасные условия для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, на администрацию района, как на орган местного самоуправления, являющийся учредителем и собственником имущества, обеспечивающий финансирование учреждения, необходимо возложить обязанность оборудовать здание образовательного учреждения муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области системой видеонаблюдения. Ранее в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму в адрес образовательного учреждения межрайонной прокуратурой 07 июля 2023 года вносилось представление об устранении нарушений. Однако видеонаблюдение в образовательном учреждении по настоящее время не установлено. Законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для не оснащения школы системой видеонаблюдения.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьёй 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», заместитель Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Блынский С.Л. просил суд признать незаконным бездействие администрации Краснозоренского района Орловской области, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательного учреждения, обязать администрацию Краснозоренского района Орловской области выделить денежные средства на оборудование системой видеонаблюдения муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области, расположенное по адресу: Орловская область, Краснозоренский район, <адрес>, согласно установленным нормам законодательства, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области после перечисления денежных средств обрадовать системой видеонаблюдения образовательное учреждение.
В судебном заседании помощник Новодеревеньковского межрайонного прокуратура Орловской области Сидоров В.И. заявленные административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области Алдонова Л.И. в судебном заседании по существу иска прокурора не возражала, просила суд установить срок для исполнения решения суда.
Представитель ответчика администрации Краснозоренского района Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Поскольку представитель административного ответчика администрации Краснозоренского района Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его явку суд обязательной не признавал, то в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, выслушав позицию административного истца и административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму", одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму", антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 23, пунктом 30 требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года №272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Согласно пункту 2 части 6, части 7 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утверждённого Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10 (далее - Свод правил), для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к вышеприведённому Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Межрайонной прокуратурой в адрес муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области вносилось представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (л.д.12-14), однако выявленные в образовательном учреждении нарушения в области безопасности по настоящее время не устранены.
Из имеющегося в деле акта обследования и категорирования от 27 декабря 2022 года следует, что межведомственной комиссией по обследованию и категорированию объекта, выявлены следующие недостатки: отсутствие внутреннего видеонаблюдения, системы оповещения и эвакуации. Установлена средняя степень опасности совершения террористического акта. Объект отнесен к третьей категории опасности (л.д.16-23, 75-79).
Из письма главного директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области в адрес Новодеревеньковской межрайонной прокуратуры от 18 июля 2023 года следует, что подана заявка на деньги для приобретения и установки видеонаблюдения (л.д.14).
Согласно Уставу муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 21 июля 2023 года, учреждение является самостоятельным юридическим лицом. Основная деятельность учреждения – образовательная, расположен по адресу: Орловская область, Краснозоренский район, пос.Красная Заря, <адрес> (24-57, 63-74).
В силу пункта 1.12-1.13 Устава учредителем учреждения является муниципальное образование – «Краснозоренский район Орловской области», функции и полномочия учредителя осуществляет отдел культуры и искусства администрации муниципального образования Краснозоренского района Орловской области.
В силу пункта 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Статьёй 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Из системного толкования приведенных норм следует, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, является приоритет жизни и здоровья человека. В этих целях органы исполнительной власти, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в учреждении. На органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Представители ответчиков возражений по существу иска суду не представили.
Принимая во внимание, что выполнение обязанности по оборудованию указанного образовательного учреждения дополнительного образования системой видеонаблюдения направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, суд находит заявленные межрайонным прокурором административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда в совокупности с положениями п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
В силу пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022г. №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Организация видеонаблюдения муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области предусматривает выделение из районного бюджета денежных средств в зависимости от стоимости оборудования, а также временных затрат, связанных с непосредственным производством необходимых работ по установке оборудования.
Учитывая установленные обстоятельства дела, большую финансовую нагрузку, объяснения представителей административных ответчиков, принимая во внимание позицию помощника межрайонного прокурора в судебном заседании, суд считает необходимым установить администрации Краснозоренского района Орловской области срок для выделения финансирования на устранения нарушений в сфере антитеррористической защищенности образовательного учреждения в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда, а также установить муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Краснозоренская детская школа искусств Краснозоренского района Орловской области срок для устранения нарушений в сфере антитеррористической защищенности в течение двух месяцев после получения финансирования.
Оснований для вынесения частного определения в адрес администрации Краснозоренского района Орловской области в условиях дефицита бюджета суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5713000570, ░░░░ 1025700622441), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5713000570, ░░░░ 1025700622441) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░ ░░░░, <░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (№) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 2 (░░░░) ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░