Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-7580/2023 ~ М-5331/2023 от 25.05.2023

УИД 11RS0001-01-2023-006910-08 Дело № 2а- 7680\23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2023 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Новиковой И.В.

при секретаре Рясиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кызъюрова Дениса Сергеевича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, УФСИН России по РК, ФСИН России о признании действий незаконными, восстановлении нарушенного права, компенсации морального вреда,

установил:

Кызъюров Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК -1 УФСИН России по РК о признании действий в части удержания денежных в погашения задолженности по исполпроизводствам незаконными, обязании возвратить удержанные денежные средства, компенсации морального вреда в размере удержанных денежных средтств. Указав в обоснование, что данные действия нарушает его права, поскольку денежные средства являются полученной денежной компенсацией по решению суда, которая доходом не является.

Судом к участию в деле привлечены УФСИН России по РК, ФСИН России, ОСП по Удорскому району.

Административный истец не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Остальные участники процесса в судебном заседании не приняли, извещались надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, Кызъюров Д.С. отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по РК с ** ** **.

На исполнении ОСП по Удорскому району УФССП по РК находится сводное исполнительное производство №    №...-СД о взыскании задолженности с Кызъюрова Д.С. в пользу МИФНС №..., АО «Тинькоф Банк», ООО «Жилстрой» в сумме 52 143 руб. 17 коп.

Постановления о возбуждении исполнительного производства направлены судебным приставом-исполнителем по месту отбывания Кызъюровым Д.С. наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми для исполнения.

В рамках указанных исполнительных производств и на основании поступивших в исправительное учреждение постановлений судебных приставов-исполнителей, за период отбывания административного истца в ИК-1 производились удержания в размере 50% с заработной платы и от поступивших денежных средств на лицевой счет осужденного Кызъюрова Д.С., а именно удержано с компенсации по делу 2а-5581/2022 от ** ** ** - 2500 руб., по делу 2а-10925/202 от ** ** ** - 11000 руб., по делу 2а-4377/2022 ** ** ** - 25000 руб.

В соответствии со статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколом к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе.

Согласно статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовных, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Доводы административного истца о незаконности снятия сумм с лицевого счета, на который поступали денежные средства в счет компенсации за нарушение условий содержания, являются несостоятельными, поскольку не основаны на нормах закона исходя из следующего.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременного совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем, в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Вопросы удержания по исполнительным листам в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регулируются положениями главы 11 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с частью 2 статьи 100 которой взыскание по исполнительным листам в отношении таких граждан обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы.

Взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан (часть 2 статьи 100 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлены виды доходов, на которые взыскание не может быть обращено, к числу которых денежные переводы физических лиц, поступающие на лицевые счета осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, не отнесены.

По смыслу приведенных правовых норм взыскание по исполнительным документам допускается в отношении любых доходов граждан, отбывающих наказание, за исключением видов доходов, перечисленных в статье 101 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".Так, пунктами 1, 4, 5, 8, 15 и 16 части 1 названной статьи взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также на такие виды компенсационных выплат, как:

- компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

- компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

- компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде;

- суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

- суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом.

Компенсационные выплаты по решениям судов в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей в указанной норме не поименованы.

При этом, выплата компенсации по спору с государством, где действия (бездействие) не свидетельствует о том, что истцу произведена выплата возмещения вреда здоровью, на которую не может быть обращено взыскание в соответствии со статьей 101 Федерального закона N 229-ФЗ.

Не относятся к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и денежные переводы от родственников.

Согласно части 5 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств.

Анализ приведенных положений позволяет прийти к выводу о том, что денежные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, независимо от источника их поступления (оплата труда либо переводы от иных лиц), являются собственностью самого осужденного, которые тот вправе использовать по своему усмотрению.

В статье 24 Гражданского кодекса РФ указано, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

В соответствии с п. 3, 4 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Минюста РФ от 08.12.2006 № 356 учету подлежат денежные средства, в т.ч.: внесенные в кассу учреждения на лицевой счет осужденного; поступившие по почтовым и телеграфным переводам, через банк.

Не содержат запрета на списание денежных средств должника, находящихся на счете, вне зависимости от способа и источника их получения, и Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний.

Поступившие денежные средства на счет, открытый на имя административного истца, являются имуществом, принадлежащим административному истцу, а потому их взыскание не входит в противоречие с приведенными выше законоположениями, и не относится к имуществу, на которое законодателем установлен запрет на взыскание.

То обстоятельство, что указанные виды дохода (перевод от родственников и компенсация за ненадлежащие условия содержания по решению суда) не относятся к доходам от заработной платы осужденного, не свидетельствует о невозможности обращения взыскания на указанные денежные средства в соответствии с требованиями законодательства об исполнительном производстве.

Поступившие на его лицевой счет в качестве компенсации за ненадлежащие условия содержания по решению суда, не входят в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, то у администрации исправительного учреждения имелась установленная законом обязанность производить удержания с данных денежных средств в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительных документах, не имеется.

Исходя из предписаний названных положений закона следует, что получение согласия осужденного на списание денежных средств в счет погашения задолженности законом не предусмотрено, а потому обжалуемые действия административного ответчика правомерны.

При таких обстоятельствах, никаких нарушенных прав административного истца нуждающихся в судебной защите, в данном случае не усматривается.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании действий (бездействия), решения должностного лица, если установит, что оспариваемое действие (бездействие), решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действий (бездействия), решения незаконным.

В соответствии с частью первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Обязательство по возмещению вреда за счет средств соответствующей казны возникает только при наличии одновременно следующих условий: претерпевания вреда; неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и причиненным вредом; вины причинителя вреда.

Поскольку для доказывания названных условий возникновения обязательства из деликта действующим законодательством не установлены какие-либо особые правила, то каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено, в связи с чем, административные исковые требования, в том числе о компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат, поскольку административный истец не представил доказательств нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-7580/2023 ~ М-5331/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кызьюров Денис Сергеевич
Ответчики
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми
ФСИН России
УФСИН России по РК
Другие
ОСП по Удорскому району
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Новикова Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
25.05.2023Регистрация административного искового заявления
26.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.07.2023Предварительное судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
16.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее