Дело № 3а-32/2023
УИД 74OS0000-01-2022-000401-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего Дашкевич Т.А.,
при секретаре Богословской А.А.,
с участием прокурора Халисовой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Горюна Андрея Петровича к Собранию депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
у с т а н о в и л:
Горюн А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействующими со дня принятия решения Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 20 октября 2021 года № 205 «Об утверждении генерального плана (внесение изменений) и правил землепользования и застройки (внесение изменений) Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» и решения Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 15 марта 2023 года № 464 «Об утверждении генерального плана (внесение изменений) и правил землепользования и застройки (внесение изменений) Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, за исключением несогласованных вопросов» в части утверждения карты границ населенных пунктов и категорий земель в части исключения земельного участка с кадастровым номером № из границ населенного пункта п. Полетаево; карты функциональных зон в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственных угодий»; карты градостроительного зонирования территории, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне «Е4 – зона сельскохозяйственных угодий»; также просит возложить на Собрание депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области обязанность опубликовать решение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационном бюллетене «Сосновская Нива».
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Решением Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 21 декабря 2018 года № 182 был утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. Согласно карте границ населенных пунктов и карте градостроительного зонирования, земельный участок с кадастровым номером № был включен в границы населенного пункта <адрес> и относился к территориальной зоне Ж-3 – зона застройки индивидуальными жилыми домами. Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 20 октября 2021 года № 205 земельный участок с кадастровым номером № исключен из границ населенного пункта <адрес>. Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 15 марта 2023 года № 464 «Об утверждении генерального плана (внесение изменений) и правил землепользования и застройки (внесение изменений) Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, за исключением несогласованных вопросов» земельный участок с кадастровым номером № также исключен из границ населенного пункта п. Полетаево. Считает, что оспариваемые решения противоречат нормам федерального законодательства, а также нарушают его права на возможность использования земельного участка в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными для территориальной зоны Ж-3.
Административный истец Горюн А.П. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Сигунов Р.А. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области, представитель заинтересованных лиц Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Главы Сосновского муниципального района Челябинской области Григорьева А.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что административное исковое заявление не содержит каких-либо фактов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в том числе не содержит указаний на нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, которому оспариваемое решение Собрания депутатов противоречит. В соответствии с Уставом Сосновского муниципального района Собрание депутатов Сосновского муниципального района является представительным органом муниципального района, принимающим нормативные правовые акты в виде решений Собрания депутатов муниципального района, подлежащих опубликованию в газете «Сосновская нива». В соответствии с п. 14 ст. 5 Устава утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировки территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 20 октября 2021 года № 205, которым утвержден генеральный план и правила землепользования и застройки Полетаевского сельского поселения Сосновского района, принято в установленном для принятия решений порядке – на заседании Собрания депутатов Сосновского муниципального района шестого созыва, при наличии достаточного для кворума числа депутатов, опубликовано в установленном порядке в информационном бюллетене «Сосновская нива» от 30 октября 2021 года. Принятию оспариваемого решения предшествовала процедура проведения общественных обсуждений, организованная и проведенная в соответствии с действующим законодательством. Заключением о результатах проведения публичных слушаний от 11 августа 2021 года, опубликованным в газете «Сосновская нива» от 11 августа 2021 года, общественные слушания признаны состоявшимися, генеральный план и правила землепользования и застройки Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района рекомендованы к утверждению. Таким образом, каких-либо нарушений установленной процедуры принятия, свидетельствующих о незаконности оспариваемого Решения Собрания депутатов Сосновского муниципального района № 205 от 20 октября 2021 года допущено не было. При этом указывает, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Горюн А.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в Сосновском районе Челябинской области, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использовании – ведение крестьянского хозяйства. Согласно правилам землепользования и застройки Полетаевского сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов № 205 от 20 октября 2021 года земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Е4 – зона сельскохозяйственных угодий, что в полной мере соответствует требованиям земельного законодательства, а обратное – отнесение земельного участка в земли населенных пунктов – не соответствует действующему законодательству. Вышеуказанный земельный участок не включен в границы населенного пункта схемой территориального планирования Сосновского муниципального района, утвержденной решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 19 сентября 2018 года, то есть, в том числе, и по состоянию на 2018 год. Утвержденными программами комплексного развития коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры Полетаевского сельского поселения не предусмотрены средства на развитие социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры на земельном участке, принадлежащем административному истцу. Поскольку земельный участок Горюна А.П. имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства, то отнесение его к землям населенного пункта в отсутствии исключительных причин, определенных Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 174-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» противоречит требованиям земельного законодательства, то есть федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, чем принятый органом местного самоуправления нормативный акт (л.д. 73-75 т. 1).
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области направила отзыв, в котором указала, что с заявленными требованиями не согласна, просит отказать в удовлетворении административного иска. Считает, что данных о незаконности оспариваемых решений материалы дела не содержат, также не имеется указаний на нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, которому противоречат оспариваемые решения. Оспариваемые решения приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры их принятия. Поскольку земельный участок, принадлежащий на праве собственности Горюну А.П. имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использовании – для ведения крестьянского хозяйства, то отнесение его к землям населенного пункта в отсутствие исключительных причин противоречит требованиям земельного законодательства (л.д. 88-93 т. 3).
Представитель заинтересованного лица Полетаевского Совета депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия, о чем представил заявление (л.д. 87 т. 3).
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с положениями ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).
Согласно ч. 8 настоящей статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9).
Из материалов дела следует, что Горюн А.П. является собственником земельного участка общей площадью 197 438 +/- 3 888 кв.м с кадастровым номером №, расположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, <адрес>; категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение крестьянского хозяйства (л.д. 9-11 т. 1).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Горюн А.П. является участником правоотношений, урегулированных оспариваемым нормативными правовым актом, и вправе в соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ оспорить положения нормативного правового акта, если считает, что они противоречат федеральному законодательству и нарушают его права.
Согласно ст. 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Пунктом 2 ст. 1, ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ), а Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В силу положений ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно п. 20 ч. 1 и ч.ч. 3, 4 ст. 14, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 24 и 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки поселения относится к вопросам местного значения муниципального района. Генеральный план сельского поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района, по которым представительный орган местного самоуправления муниципального района принимает муниципальные правовые акты. При этом муниципальные правовые акты, которые принимаются по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ (ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ).
Сосновский муниципальный район Челябинской области является муниципальным образованием, наделенным статусом муниципального района (ст. 1 Закона Челябинской области от 24 июня 2004 года № 246-ЗО «О статусе и границах Сосновского муниципального района», ст. 1 Устава Сосновского муниципального района).
В силу ст. 17 Устава Сосновского муниципального района Челябинской области (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов), Собрание депутатов Сосновского муниципального района является представительным органом муниципального района (л.д. 92 оборот - 93 т. 1, л.д. 152 оборот т. 3).
В соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 18 Устава Сосновского муниципального района Челябинской области к полномочиям Собрания депутатов Сосновского муниципального района относится решение иных вопросов, отнесенных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Челябинской области, настоящим Уставом к полномочиям представительного органа муниципального района (л.д. 93 оборот т. 1, л.д. 153 т. 3).
В соответствии с требованиями ст.ст. 24, 30 и 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана, правил землепользования и застройки и внесения изменений осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой администрации муниципального района в представительный орган местного самоуправления муниципального района.
Глава Сосновского муниципального района Челябинской области принял постановления о подготовке проектов внесения изменений в Генеральный план Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области № 137 от 12 февраля 2021 года, о подготовке проекта Правил землепользования и застройки Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области № 136 от 12 февраля 2021 года, о подготовке проекта «О внесение изменений в генеральный план Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденный решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 20 октября 2021 года № 205» № 26 от 12 января 2022 года, о подготовке проекта «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденные решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района № 205 от 20 октября 2021 года» № 25 от 12 января 2022 года (л.д. 110-120 т. 1, л.д. 102-109, 117-119 т. 3).
Судом достоверно установлено, что администрацией Сосновского муниципального района была обеспечена возможность неопределенному кругу лиц ознакомиться с содержанием проектов оспариваемых постановлений в ходе общественных обсуждений. Подготовленные проекты были рассмотрены на общественных обсуждениях в соответствии с постановлениями Главы Сосновского муниципального района № 945 от 06 июля 2021 года, № 946 от 06 июня 2021 года, № 2238 от 04 июля 2022 года, № 1137 от 04 июля 2022 года. Слушания проведены комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений опубликованы в газете «Сосновская нива» 11 августа 2021 года и 03 августа 2022 года (л.д. 121-137, т. 1, л.д. 110-116, 120-126, 136-139 т. 3).
Согласно ч. 2 ст. 20 Устава Сосновского муниципального района решения принимаются Собранием депутатов Сосновского муниципального района большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов городского округа.
Из протокола заседания Собрания депутатов Сосновского муниципального района № 15 от 20 октября 2021 года следует, что в заседании принимали участие 18 депутата, которые проголосовали за принятие оспариваемых в части нормативных правовых актов (л.д. 138-147 т. 1).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 20 октября 2021 года № 205 «Об утверждении генерального плана (внесение изменений) и правил землепользования и застройки (внесение изменений) Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» и решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 15 марта 2023 года № 464 «Об утверждении генерального плана (внесение изменений) и правил землепользования и застройки (внесение изменений) Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, за исключением несогласованных вопросов» приняты уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, включая проведение общественных обсуждений, и были официально опубликованы в официальном издании Сосновского муниципального района в соответствии со ст. 20 Устава Сосновского муниципального района.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ). Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны п. 5 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Согласно ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно п. 5 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (п. 2 ч. 4 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).
Из системного анализа названных положений Градостроительного кодекса РФ следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.
В силу п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа и сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Из системного толкования положений п.п. 2, 5-8 ст. 1, п. 1 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны, то есть действует принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип определения правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
В силу ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подп. 6 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Подп. 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Следовательно, включение либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является изменением их правового режима и требует соответствующего обоснования.
Как усматривается из материалов дела, генеральный план и правила землепользования и застройки Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, которым земельный участок, принадлежащий Горюну А.П. на праве собственности, был включен в границы территорий Полетаевского сельского поселения, были приняты решением Совета депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области № 182 от 21 декабря 2018 года.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по решению вопросов об утверждении генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, на территориях сельских поселений переданы органам местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, Совет депутатов Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области по состоянию на 21 декабря 2021 года не обладал полномочиями по решению вопросов об утверждении генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки в силу закона.
Таким образом, правовой статус земельного участка административного истца определен как земли «сельскохозяйственного назначения», не включающиеся в границы населенного пункта Полетаевского сельского поселения; следовательно, указанный земельный участок относится к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», расположенные за пределами границ населенного пункта Полетаевское сельское поселение.
Что касается требований административного истца о признании оспариваемых решений недействительными в части отнесения земельного участка к функциональной зоне «зона сельскохозяйственных угодий», а также к территориальной зоне «Е4 - зона сельскохозяйственных угодий», то суд исходит из следующего.
Из представленных документов следует, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности истцу, исторически имел назначение сельскохозяйственного использования, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.
Согласно схеме территориального планирования Сосновского муниципального района Челябинской области в редакции решения Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 19 сентября 2018 года № 467, земельный участок, принадлежащий Горюну А.П. не планировалось включать в границы населенного пункта (л.д. 180 т. 1, л.д. 94 т. 3).
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что данный земельный участок в настоящее время Горюном А.П. не используется, никаких строений на нем не имеется, на земельном участке никакой деятельности не ведется.
Суд, анализируя представленные доказательства, приходит к выводу о том, что изменение функциональной и территориальной зон для спорного земельного участка на зону жилой застройки приведет к нарушению принципа устойчивого развития территории муниципальных образований, а также к нарушению прав и интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что вытекает из положений ст.ст. 2, 9, 23 Градостроительного кодекса РФ.
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 208, п. 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ следует, что для удовлетворения административного иска об оспаривании нормативного правового акта необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого нормативного правого акта федеральному или иному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов административного истца.
Административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемые решения нарушают его права и законные интересы, довод о невозможности возведения на земельном участке жилого дома, невозможности изменения категории земель и вида разрешенного использования, не могут служить безусловным основанием для признания нормативных правовых актов в оспариваемой части незаконными.
Поскольку в оспариваемой части Генеральный план и Правила землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 205 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░ 2023 ░░░░ № 464 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░; ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░»; ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░4 – ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░ 2023 ░░░░.