Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4394/2022 ~ М-4222/2022 от 13.10.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 декабря 2022 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Краморовой Я.А.,

с участием представителя административного истца Макарова И.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Ёлшиной Т.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании НОУ «Академия права и управления» (институт) № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4394/2022 по административному исковому заявлению Шульгина В.Г. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

Шульгин В.Г. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просит признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, под строительство и эксплуатацию производственной базы по заявлению Шульгин В.Г., зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ (вх. №), выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области рассмотреть его заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов, под строительство и эксплуатацию производственной базы в порядке и сроки, предусмотренные законом.

Административные исковые требования мотивированы тем, что постановлением мэра Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № из земель населенных пунктов ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> под строительство и дальнейшую эксплуатацию производственной базы. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3 985 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду под строительство и дальнейшую эксплуатацию производственной базы на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После окончания срока действия договора аренды земельного участка арендатор продолжил пользоваться земельным участком в отсутствие возражений арендодателя. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Шульгин В.Г. заключен договор переуступки права аренды земельного участка. Данный договор в установленном законом порядке зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №, адрес (местоположение): <адрес>, площадь 3 985 +/- кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство и эксплуатацию производственной базы, для размещения производственных зданий. На указанном земельном участке расположено нежилое здание – административный блок с кадастровым номером №, адрес (местоположение): <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – 2012, право собственности зарегистрировано за административным истцом. Административный истец обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ вх. №) о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, под строительство и эксплуатацию производственной базы в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Министерство имущественных отношений Иркутской области, рассмотрев вышеуказанное заявление административного истца, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказало в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположено некое сооружение – гараж, а также по основаниям превышения площади испрашиваемого земельного участка относительно размещенного на нем объекта недвижимости. Административный истец считает отказ в предоставлении ему земельного участка, выраженный в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, формальным и незаконным по следующим основаниям. Административный ответчик в обоснование позиции об отказе в предоставлении земельного участка в собственность указал, что по результатам осмотра земельного участка установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположены здание с кадастровым номером № и гараж, а также расположены фрагмент фундамента, надворная постройка и вагончик. При этом административный ответчик указал в письме, что документы, подтверждающие право собственности на гараж, не представлены, объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, может находиться в собственности третьих лиц на основании документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН. Обращает внимание на то, что расположенные на испрашиваемом земельном участке сооружения административный ответчик не устанавливал, а именно, что такие сооружения являются объектами капитального строительства. Согласно сведениям указанного письма в акте не отражался вопрос о правопритязании на указанные сооружения. Между тем, данные постройки расположены на испрашиваемом участке и эксплуатируются по прямому назначению, на испрашиваемом участке ведутся строительные работы, что также полностью обуславливает фактическое использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования. Административный ответчик не обосновал и не предоставил доказательств, подтверждающих как капитальность указанных построек, так и зарегистрированное в ЕГРН право собственности неких третьих лиц на такой объект как гараж. Кроме того, по мнению истца, является противоречивым такое основание (довод) уполномоченного органа по отношению к доводу о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка, поскольку строительство объектов ведется в соответствии с разрешенным использованием земельного участка. Утверждает, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка нарушает его право на первоочередное получение земельного участка, предусмотренное законодателем. Что касается основания о том, что площадь испрашиваемого земельного участка в несколько раз превышает площадь размещенного на нем объекта недвижимости, то требования статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации указывают в качестве обязательного условия приобретения в собственность земельного участка наличие расположенного на нем на праве собственности объекта недвижимости. Каких-либо иных условий данная норма не содержит. Нормы предоставления земельных участков в Уриковском муниципальном образовании (в административном округе которого находится испрашиваемый земельный участок – <адрес>) регулируются муниципальным правовым актом – Правилами землепользования и застройки, согласно положениям которого предельный максимальный размер земельных участков, предоставляемых под производственную базу (территориальные зоны ОДЗ-1, ПЗ-2), не превышает испрашиваемого земельного участка. При принятии вышеуказанного решения данные обстоятельства административным ответчиком не были учтены, поэтому полагает, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным.

Административный истец Шульгин В.Г. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, реализовал свое право на участие в судебном заседании посредством направления представителя, уполномоченного доверенностью.

Представитель административного истца Макаров И.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Ёлшина Т.Е. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении иска.

Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из части 1 статьи 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Следовательно, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным, судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что согласно договору № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, комитет по управлению муниципальным имуществом Иркутского района, уполномоченный Иркутским районным муниципальным образованием осуществлять права собственника, (Арендодатель) в соответствии с постановлением мэра района № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставил, а ФИО2 (Арендатор) принял во временное пользование земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, для использования в целях: под строительство и дальнейшую эксплуатацию производственной базы в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (пункт 1.1 договора). По условиям договора срок его действия установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.1 договора).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 (Арендатор) и Шульгин В.Г. (Новый арендатор) заключен договор переуступки права аренды земельного участка, по условиям которого арендатор с согласия арендодателя передал новому арендатору права и обязанности, предусмотренные договором аренды с правом выкупа земельного участка, заключенным между арендатором и арендодателем от ДД.ММ.ГГГГ №, а новый арендатор принял переданные ему права и обязанности (пункт 1.1 договора переуступки). Данный договор в установленном законом порядке зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены следующие сведения: земельный участок, кадастровый номер №, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадь <данные изъяты> +/- 44 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство и эксплуатацию производственной базы, данные о правообладателе отсутствуют, ограничение прав и обременение объекта недвижимости: вид: аренда, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Шульгин В.Г., основание государственной регистрации: постановление мэра Иркутского районного муниципального образования №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земельного участка №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, договор переуступки права аренды земельного участка, выдан ДД.ММ.ГГГГ.

На вышеуказанном земельном участке расположено нежилое здание - административный блок с кадастровым номером №, адрес (местоположение): <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – 2012, правообладатель: Шульгин В.Г., вид права – собственность, дата государственной регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) Шульгин В.Г. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением, в котором просил предоставить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность, вид разрешенного использования: под строительство и эксплуатацию производственной базы.

Письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № на заявление Шульгин В.Г. о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, под строительство и эксплуатацию производственной базы сообщено, что согласно акту осмотра земельного участка и материалам фотофиксации на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером № расположено здание с кадастровым номером № и гараж, а также расположены фрагмент фундамента, надворная постройка и вагончик. Территория участка покрыта травянистой растительностью. Право собственности на здание с кадастровым номером № подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, полученной в порядке межведомственного информационного взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ №. Документы, подтверждающие право собственности на гараж, не представлены. Таким образом, объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, может находиться в собственности третьих лиц на основании документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № площадь испрашиваемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № площадь нежилого здания с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> кв.м. Таким образом, площадь испрашиваемого земельного участка в 96 раз превышает площадь размещенного на нем объекта недвижимости. Исходя из смысла статей 35 ЗК РФ, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, несмотря на существующий договор аренды земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, предоставление земельных участков в собственность в силу статьи 39.20 ЗК РФ осуществляется с учетом границ допустимого использования арендуемого земельного участка, исходя из определения той части земельного участка, которая занята зданием, строением или сооружением и объективно необходима для целей его нормальной эксплуатации (использования) по назначению. Площадь такого земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Данные выводы также содержатся в определении Конституционного суда Российской Федерации от 23 апреля 2020 года № 935-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО на нарушение его конституционных прав положениями Земельного кодекса Российской Федерации» изложены в правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (пункт 13 постановления от 24 марта 2005 года № 11), в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 13535/10, от 3 апреля 2012 года № 12955/11. Вместе с тем, согласно акту осмотра земельного участка и материалам фотофиксации испрашиваемый земельный участок не используется, на земельном участке расположены объекты: нежилое здание, гараж, которые не эксплуатируются. В соответствии с толкованием «производственная база» это совокупность средств производства, производственных, административно-бытовых зданий, строений, помещений, площадей, земли, природных ресурсов, систем коммуникаций и трудового коллектива. На испрашиваемом земельном участке построено и введено в эксплуатацию одно административное здание с кадастровым номером №. Возведение на земельном участке только одного объекта, даже при наличии государственной регистрации права собственности на него, не влечет возникновения у заявителя исключительного права на приобретение в собственность земельного участка без торгов. Данная позиция поддерживается в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Как было установлено в результате визуального осмотра испрашиваемого земельного участка, строительство объектов недвижимости, для возведения и эксплуатации которых земельный участок был предоставлен (под строительство и эксплуатацию производственной базы) в аренду, не завершено. Таким образом, цель использования испрашиваемого земельного участка, предусмотренная договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № – строительство и дальнейшая эксплуатация производственной базы, заявителем не достигнута. Учитывая вышеизложенное, министерство от имени Правительства Иркутской области отказывает в предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.

Не согласившись с решением министерства об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность без проведения торгов под строительство и эксплуатацию производственной базы, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд учитывает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года № 162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.

Как следует из пункта 10(1) статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится, в том числе, распоряжение земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно подпункту 29 пункта 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками: осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в случаях, указанных в подпунктах 3, 5, 6 пункта 2 статьи 39.3, подпункте 3 статьи 39.5, подпунктах 7, 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков, об отказе в проведении аукциона, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в установлении сервитута, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, о приостановлении рассмотрения заявления в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 39.11, пункте 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Следовательно, оспариваемое административным истцом решение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, принято уполномоченным на то органом, в пределах его компетенции.

В силу требований статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в статье 39.16 ЗК РФ, в том числе, если

- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1);

- на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 4).

Перечень оснований и случаев отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, приведенный в статье 39.16 ЗК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В силу положений подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Ссылаясь в оспариваемом решении на результаты осмотра земельного участка, которым установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположены здание с кадастровым номером 38:06:110301:1428 и гараж, а также фрагмент фундамента, надворная постройка и вагончик, документы, подтверждающие право собственности на которые, не представлены, министерство пришло к выводу о том, что объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, может находиться в собственности третьих лиц на основании документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.

Между тем, документов, свидетельствующих об обоснованности изложенных в решении выводов в данной части, министерством в материалы административного дела не представлено.

Министерством действий, направленных на выяснение обстоятельств принадлежности вышеуказанных объектов иным лицам, не производилось, обстоятельства того, являются ли данные здание, строение, сооружение объектами капитального строительства, соответствует ли их строительство виду разрешенного использования земельного участка, не устанавливались, вопрос о правах иных лиц на данные объекты не исследовался.

Следовательно, выводы министерства в данной части основаны лишь на предположениях.

Вместе с тем, административный истец утверждает, что данные объекты действительно расположены на испрашиваемом земельном участке, принадлежат ему и эксплуатируются по назначению. Кроме того, на земельном участке ведутся строительные работы, в подтверждение чего в материалы административного дела представлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера ООО «БТИ-Сервис» ФИО1, из которого следует, что на земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером № и гараж, а также расположены фрагмент фундамента, надворная постройка и вагончик. Также на земельном участке располагаются разные единицы строительной техники. Участок используется в соответствии с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию производственной базы. Деятельность на земельном участке с кадастровым номером № осуществляется в границах участка и требует всей площади <данные изъяты> кв.м. для эксплуатации существующих объектов недвижимости и осуществления на нем деятельности в соответствии с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию производственной базы.

С доводом административного ответчика о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости суд согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.

Из материалов административного дела следует, что на испрашиваемом земельном участке административным истцом возведен объект недвижимости - нежилое здание - административный блок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., государственная регистрация права собственности в отношении которого произведена ДД.ММ.ГГГГ, и не отменена в установленном законом порядке.

Требования статьи 39.20 ЗК РФ указывают в качестве обязательного условия приобретения в собственность земельного участка наличие расположенного на нем на праве собственности объекта недвижимости. Каких-либо иных условий данная норма не содержит.

Земельный участок с кадастровым номером № располагается в территориальной зоне ПЗ-2 «Коммунально-складская зона». Нормы предоставления земельных участков в Уриковском муниципальном образовании, в административном округе которого находится испрашиваемый земельный участок, регулируются муниципальным правовым актом Правилами землепользования и застройки, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающими предельный максимальный размер земельных участков, предоставляемых под производственную базу (территориальные зоны ОДЗ-1, ПЗ-2), который не превышает размер испрашиваемого земельного участка, поскольку для всех основных видов использования земельных участков зоны ПЗ-2 установлен минимальный размер земельного участка 5 000 кв.м.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что необходимых оснований для отказа в предоставлении Шульгин В.Г. испрашиваемого земельного участка в собственность, приведенных в пунктах 1 - 26 статьи 39.16 ЗК РФ, обжалуемое решение министерства не содержит.

Представленный Шульгин В.Г. в министерство пакет документов (копия договора аренды земельного участка, копия договора переуступки права аренды земельного участка, выписка из ЕГРН на нежилое здание, копия паспорта, сообщение о перечне всех зданий, сооружений, расположенных на земельном участке) являлся достаточным, необходимости представления документов, обосновывающих соразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости, не имелось.

Не соответствует фактическим обстоятельствам дела и довод министерства о том, что испрашиваемый земельный участок не используется, на земельном участке расположены объекты: нежилое здание, гараж, которые не эксплуатируются.

Не основаны на нормах закона и доводы административного ответчика о том, что поскольку Шульгин В.Г. обязанность по строительству производственной базы не исполнена, возведено только административное здание, отсутствуют основания для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность.

При таких обстоятельствах у административного ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении в собственность Шульгин В.Г. испрашиваемого земельного участка.

Судебной защите в силу положений статьи 3 КАС РФ подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу требований статьи 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Решение министерства, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе Шульгин В.Г. в предоставлении земельного участка в собственность свидетельствует об уклонении министерства от рассмотрения вопроса по существу, не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим возникшие правоотношения, нарушает права и законные интересы административного истца на получение решения по существу поданного им заявления.

Поскольку совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным по настоящему административному делу установлена, суд полагает требование административного истца о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца, руководствуясь требованиями пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, а также учитывая, что только вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения государственным органом, суд полагает правомерным возложить на административного ответчика обязанность по повторному рассмотрению заявления Шульгин В.Г. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд учитывает, что оспариваемое решение изложено в письме, датированном ДД.ММ.ГГГГ. Настоящее административное исковое заявление Шульгин В.Г. направлено в суд почтовой связью ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом почтового отделения в описи-вложении в корреспонденцию, а также на конверте, и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок на подачу административного иска, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, Шульгин В.Г. соблюден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ (░░. №).

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 3 985 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 31.01.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-4394/2022 ~ М-4222/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шульгин Вячеслав Геннадьевич
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Другие
Макаров Иван Александрович
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Сучилина Анна Александровна
Дело на сайте суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
13.10.2022Регистрация административного искового заявления
13.10.2022Передача материалов судье
14.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2022Судебное заседание
01.12.2022Судебное заседание
31.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее