Дело № 2а-1296/2024
УИД № 48RS0021-01-2024-002141-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«03» июля 2024 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Толстых А.Ю.,
при секретаре Лизуновой И.В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора г. Ельца Липецкой области Челядиновой Е.Е.,
представителя ответчика Управления дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец и заинтересованного лица администрации городского округа город Елец – Гридчиной О.В., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «НАВАСТРОЙ» – Турковой Д.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора города Ельца Липецкой области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец Липецкой области об оспаривании действий (бездействия) и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ельца Липецкой области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Управлению дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец Липецкой области.
В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой города Ельца Липецкой области проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, обеспечения пожарной безопасности, а также законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, в ходе проведения которой установлено, что расположенные на проезжей части автомобильной дороги по ул. Коммунаров г. Ельца Липецкой области люки водопроводных и канализационных колодцев заасфальтированы в ходе проведения дорожно-строительных работ по благоустройству.
Согласно информации, представленной администрацией городского округа город Елец Липецкой области, работы по ремонту дорожного покрытия по ул. Коммунаров г. Ельца Липецкой области выполнены подрядной организацией – Обществом с ограниченной ответственностью «НАВАСТРОЙ» (далее по тексту – ООО «НАВАСТРОЙ») в соответствии с муниципальным контрактом.
Административный истец, ссылаясь на нормы гражданского законодательства Российской Федерации, просит:
признать бездействие Управления дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец Липецкой области, выразившееся в неприведении люков 18 канализационных и водопроводных колодцев, расположенных на проезжей части автомобильной дороги по ул. Коммунаров города Ельца Липецкой области и прилегающей к ней территории (от дома № 127 до дома № 111), в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.3.7 СП 32.13330.2018 незаконным;
возложить обязанность на Управление дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец Липецкой области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести люки 18 канализационных и водопроводных колодцев, расположенных на проезжей части автомобильной дороги по ул. Коммунаров города Ельца Липецкой области и прилегающей к ней территории (в районе домов № 127, № 127А, 127Д по ул. Коммунаров, в районе перекрестка ул. Коммунаров – ул. Спутников, в районе домов № 119, № 117, № 115, № 111 по ул. Коммунаров г. Ельца Липецкой области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.3.7 СП 32.13330.2018 путем их установки в одном уровне с поверхностью проезжей части.
Представитель административного истца – помощник прокурора г. Ельца Липецкой области Челядинова Е.Е. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа г. Елец и заинтересованного лица администрации городского округа город Елец – по доверенности Гридчина О.В. в судебном заседании полагала, что обязанность по предмету заявленных административных исковых требований должна быть возложена на Областное государственное предприятие «Елецводоканал» (далее по тексту – ОГУП «Елецводоканал»), поскольку спорные люки канализационных и водопроводных колодцев принадлежат на праве собственности данному предприятию. Кроме того, не установлено точное местоположение указанных люков, вместе с тем, просила, в случае удовлетворения административных исковых требований, предоставить срок для исполнения настоящего решения суда до 01.11.2025.
Представитель заинтересованного лица ООО «НАВАСТРОЙ» – по доверенности Туркова Д.В. в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда, при этом, пояснила, что спорные люки канализационных и водопроводных колодцев не были поименованы в техническом задании муниципального контракта от 13.05.2021 № 01463000290221000010.
Представитель заинтересованного лица ОГУП «Елецводоканал» в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Пункт 3 ст. 35 того же Федерального закона предусматривает, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
По смыслу ч. 1 ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Учитывая, что заявленные требования направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор города Ельца Липецкой области вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ч. 4 ст. 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 того же Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Аналогичное положение закреплено и в ст. 9 Устава городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации.
На основании ст. 33 Устава городскогоокруга городЕлец Липецкойобласти дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к компетенции администрации города.
Статья 42 Устава предусматривает, что автомобильные дороги местного значения в границах города, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, находится в муниципальной собственности.
Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что деятельность по содержанию дорог городского округа город Елец относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа город Елец.
Решением Совета депутатов городского округа город Елец Липецкой области от 02.04.2021 № 282 учрежден отраслевой орган администрации городского округа город Елец Липецкой области «Управление дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец Липецкой области в форме муниципального казенного учреждения в результате проведения мероприятий по реорганизации отраслевого органа администрации городского округа город Елец Липецкой области «Комитет по коммунальному хозяйству администрации городского округа город Елец Липецкой области» в форме выделения; утверждено Положение об Управлении дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец Липецкой области.
Согласно п. 1.1, п. 1.2 положения об Управлении дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец Липецкой области управление является отраслевым органом администрации городского округа город Елец Липецкой области, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету расходов, лицевые счета, открытые в установленном порядке, печать с изображением герба городского округа город Елец и свои наименованием, бланки и штампы, необходимые для осуществления деятельности.
Раздел 2 положения об Управлении дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец Липецкой области предусматривает, что управление осуществляет, в том числе, следующие функции: реализует положения Федерального закона 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части осуществления дорожной деятельности; организации мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения; осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществляет выдачу разрешений на выполнение работ, связанных с разрытием фунта или вскрытием дорожных покрытий, и организует контроль за восстановлением объектов благоустройства, нарушенных в результате проведения работ, связанных с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий, на территории города; осуществляет контроль за соблюдением Правил благоустройства территории городского округа город Елец по вопросам компетенции управления; осуществляет контроль за объемами и качеством выполняемых работ по благоустройству и озеленению территорий города; осуществляет функции муниципального заказчика в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; заключает договоры с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности по вопросам, относящимся к компетенции управления; осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в сфере дорог, транспорта и благоустройства.
Таким образом, управление дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец Липецкой области является самостоятельным юридическим лицом и отраслевым органом администрации городского округа город Елец Липецкой области, специально созданным для осуществления, в том числе дорожной деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08.11.2007№257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Статья 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
В силу ч. 9 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно ст. 15, ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям устанавливает Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017№ 1245-ст).
В силу пункта 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как, отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017указано, что дефект в виде отклонения по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части, см, более подлежит устранению в срок не более 1 суток.
На основании п. 5.2.6.ГОСТ Р 50597-2017 люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.
На люки колодцев и камер подземных инженерных коммуникаций: тепловых сетей, водопровода, канализации, дренажа, кабельной канализации, городской кабельной сети, городской телефонной сети, пожарных гидрантов, технических средств обеспечения движения, коверов, обеспечивающих доступ и защиту выходящим на поверхность земли различным устройствам трубопроводной арматуры, а также на дождеприемники ливневой канализации, предназначенные для приема поверхностных сточных вод и атмосферных осадков, распространяется ГОСТ 3634-2019. Межгосударственный стандарт. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия, введенный в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2019 № 1443-ст.
ГОСТ 3634-2019 содержит следующие понятия: колодец – сооружение на инженерных сетях, предназначенное для организации доступа в каналы с подземными коммуникациями при их эксплуатации; люк колодца – верхняя часть перекрытия колодца, устанавливаемая на опорную часть сооружения и состоящая из корпуса и крышки (допускается применять синоним термина «опорно-укрывной элемент (ОУЭ)».
Пункты 6.3.1., 6.3.7. СП 32.13330.2018 «СНИП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2018 № 860/пр, предусматривают, что колодцы следует предусматривать: в местах присоединений; в местах изменения направления, уклонов и диаметров трубопроводов; на прямых участках, на расстояниях в зависимости от диаметра труб: 150 мм – 35 м, 200 – 450 мм – 50 м, 500 – 600 мм – 75 м, 700 – 900 мм – 100 м, 1000 – 1400 мм – 150 м, 1500 – 2000 мм – 200 м, свыше 2000 мм – 250 – 300 м. Установку люков необходимо предусматривать в одном уровне с поверхностью проезжей части при усовершенствованном покрытии; на 50 – 70 мм выше поверхности земли в зеленой зоне и на 200 мм – на не застроенной территории. Конструкция должна обеспечивать условия эксплуатации с учетом нагрузок от транспорта, безопасного спуска и подъема персонала.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
В судебном заседании установлено, что по ул. Коммунаров в г. Ельце (от дома № 127 до дома № 111) на проезжей части автомобильной дороги располагаются люки водопроводных и канализационных колодцев, которые находятся в ведении ОГУП «Елецводоканал».
На основании муниципального контракта от 13.05.2021 № 0146300029021000010, заключенного от имени городского округа город Елец в целях обеспечения муниципальных нужд города, муниципальным заказчиком Управлением дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец и обществом с ограниченной ответственностью «НАВАСТРОЙ», подрядчиком были выполнены работы по ремонту дорожного покрытия улицы Коммунаров в г. Ельце.
Согласно акту обследования водопроводных и канализационных колодцев после проведения работ по благоустройству ул. Коммунаров от дома № 127 до Вознесенского собора, составленного комиссией ОГУП «Елецводоканал» 16.06.2023, водопроводный колодец (ВК2) и канализационные колодцы (КК1, ККЗ) в районе дома № 127 по ул. Коммунаров находятся под асфальтом; канализационные колодцы (КК4, КК6) в районе дома № 127а по ул. Коммунаров находятся под асфальтом; канализационный колодец (КК7) в районе МФЦ по ул. Коммунаров находится под асфальтом; водопроводные колодцы (ВК8, ВК9, ВК10) и канализационный колодец (КК11) в районе перекрестка ул. Коммунаров – ул. Спутников находятся под асфальтом; водопроводные колодцы (ВК12, ВК13) в районе дома № 119 по ул. Коммунаров находятся под асфальтом; водопроводный колодец (ВК14) в районе здания № 117 по ул. Коммунаров находится под асфальтом; водопроводные колодцы (ВК16, ВК15) в районе перекрестка ул. Коммунаров – пер. 4 Коммунаров находятся под асфальтом; водопроводный колодец (ВК17) в районе кафе Гурман (здания № 115) по ул. Коммунаров находится под асфальтом; водопроводные колодцы (ВК18, ВК19) в районе дома № 111 по ул. Коммунаров находятся под асфальтом; канализационные колодцы (КК20, КК21) на сети в зеленой зоне в районе дома № 111 по ул. Коммунаров засыпаны землей; канализационные колодцы (КК22, КК23, КК25, КК26) в районе домов № 58, 60 по ул. Коммунаров находятся под асфальтом; канализационные колодцы (КК27, КК28, КК30 в районе домов № 54, 50 по ул. Коммунаров находятся под асфальтом; водопроводные колодцы (ВК24, ВК29) на сети в зеленой зоне в районе домов № 97, 91 по ул. Коммунаров засыпаны землей; водопроводные колодцы (ВК31, ВК32, ВК35, ВК36, ВК37, ВК38) и канализационные колодцы (ККЗЗ, КК34) в районе домов № 67, 69, 75 по ул. Коммунаров находятся под асфальтом; водопроводные колодцы (ВК39, ВК40) в районе больницы № 1 им. Н.А. Семашко по ул. Коммунаров находятся под асфальтом; водопроводные колодцы (ВК44, ВК45, ВК46) в районе здания № 30 (ГОБ ПОУ «Елецкий лицей сферы бытовых услуг») по ул. Коммунаров находится под асфальтом; водопроводные колодцы (ВК47, ВК48, ВК49) на сети в зеленой зоне в районе здания № 28 (главный корпус ЕГУ им. И.А. Бунина) по ул. Коммунаров засыпаны землей, а также водопроводные колодцы (ВК50, ВК51) находятся под асфальтом; водопроводный колодец (ВК52) в районе стадиона «Труд» по ул. Коммунаров находится под асфальтом; канализационные колодцы (КК53, КК54) в районе пересечения ул. Коммунаров – ул. Комсомольской находятся под асфальтом; канализационные (КК56, КК57, КК59, КК60) и водопроводные (ВК55, ВК58, ВК58а) колодцы в районе пожарной части № 10 по ул. Коммунаров находятся под асфальтом (из них два колодца с пожарными гидрантами); водопроводные (ВК61, ВК63) и канализационный (КК62) колодцы на пересечении ул. Коммунаров – ул. Ленина находятся под асфальтом; канализационные колодцы (КК64, КК65, КК66) в районе дома №7 по ул. Коммунаров находятся под асфальтом; канализационные (КК71, КК72, КК73, КК74, КК75) и водопроводные (ВК67, ВК68, ВК69, ВК70, ВК76) колодцы на участке от ул. Советской до здания № 3 по ул. Коммунаров находятся под асфальтом. Из них два колодца с пожарными гидрантами на пересечении ул. Коммунаров с ул. Советской и ул. Мира; канализационный (КК79) и водопроводные (ВК77, ВК78) колодцы в районе дома № 2 по ул. Коммунаров находятся под асфальтом.
Для надежной и бесперебойной эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения, а также обеспечения пожарной безопасности города согласно п. 6.3.7 СП 32.13330.2018 Канализация. Наружные сети и сооружения, п. 15.27 СП 31.13330.2021 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения требуется произвести работы по поднятию оголовков в одном уровне с поверхностью проезжей части при усовершенствованном покрытии; на 50-70 мм выше поверхности земли в зеленой зоне.
Изложенное подтверждается схемой сетей водопровода и канализации по ул. Коммунаров г. Ельца, фотографиями ул. Коммунаров и никем не опровергнуто.
Таким образом, судом достоверно установлено, что после проведенного ремонта ул. Коммунаров в г. Ельце Липецкой области канализационные люки и водопроводные колодцы оказались под слоем асфальтобетонного покрытия, что препятствует владельцу инженерных сетей и собственнику колодцев обеспечивать их нормальную эксплуатацию, своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана, в том числе: обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации; своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
Статья 9 Правил благоустройства и содержания территории города Ельца, утвержденных решением Совета депутатов г. Ельца Липецкой области от 24.12.2014 № 233, предусматривает, что собственники и владельцы инженерных сетей обязаны: обеспечить их содержание в исправном состоянии; ликвидировать утечку воды или отходов в течение суток и удалить разлившиеся отходы в случае аварийной ситуации. Собственники и владельцы инженерных сетей обязаны регулярно следить за тем, чтобы крышки люков коммуникаций (канализационных, водопроводных, дождевых, тепловых и др.) всегда были закрыты и находились в исправном состоянии. В случае повреждения или разрушения крышки люков, колодцев, расположенных на проезжей части улиц и тротуаров, должны быть немедленно восстановлены собственниками и владельцами коммуникаций. Владельцы подземных инженерных коммуникаций обязаны производить своевременную очистку колодцев, пожарных гидрантов и коллекторов. В целях поддержания нормальных условий эксплуатации внутриквартальных и домовых сетей физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям запрещается при производстве земляных и дорожных работ на улицах и внутриквартальных территориях сбивать люки и засыпать грунтом колодцы подземных коммуникаций, при асфальтировании – покрывать их асфальтом.
Доказательств приведения к моменту рассмотрения дела канализационных люков и водопроводных колодцев, расположенных на проезжей части автомобильной дороги по ул. Коммунаров г. Ельца Липецкой области, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.3.7 СП 32.13330.2018, путем установки люков в одном уровне с поверхностью проезжей части, административным ответчиком не представлено.
Довод представителя ответчика администрации городского округа Елец о том, что обязанность по приведению спорных канализационных и водопроводных колодцев в соответствие с требованиями нормативных актов должна быть возложена на ОГУП «Елецводоканал» основан на неверном толковании спорных правоотношений.
Так, приказом Управления жилишно-коммунального хозяйства Липецкой области от 24.01.2018 № 01-03/10 ОГУП «Елецводоканал» наделено статусом гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Ельца. Спорные канализационные и водопроводные колодцы находятся в хозяйственном ведении ОГУП «Елецводоканал».
Принимая во внимание, что на момент заключения вышеупомянутого муниципального контракта люки канализационных колодцев, расположенных по ул. Коммунаров г. Ельца, имели место быть и их наличие было очевидно, то работы по ремонту автомобильной дороги должны были выполняться таким образом, чтобы обеспечить доступ к существующим люкам, что следовало предусмотреть заказчику при заключении соответствующего муниципального контракта.
Вместе с тем, Управление дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец Липецкой области этого не сделало, что свидетельствует о наличии бездействия с его стороны.
Учитывая изложенное, бездействие Управления дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец нельзя признать законным и обоснованным, поскольку непринятие своевременных мер по устранению допущенных нарушений путем приведения люков канализационных колодцев в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.3.7 СП 32.13330.2018 может привести к возникновению аварийных ситуаций на сетях водоснабжения и водоотведения, розливу сточных вод на проезжую часть автодороги, причинению вреда участникам дорожного движения, жизни и здоровью граждан, а также препятствует владельцу инженерных сетей и собственнику колодца обеспечивать его нормальную эксплуатацию, своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования прокурора города Ельца Липецкой области к Управлению дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость совершения определенного действия и на срок устранения таких нарушений.
При установлении конкретного срока для исполнения решения суда суд учитывает позицию сторон, исходит из объема работ, погодных и климатических условий, временных затрат, необходимых для финансового обеспечения выполнения работ, а потому считает, что административный ответчик должен выполнить возложенную на него обязанность до 01.05.2025.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░ № 127 ░░ ░░░░ № 111), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017, ░. 6.3.7 ░░ 32.13330.2018.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 01.05.2025 ░░░░░░░░ ░░░░ 18 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░ № 127, 127░, 127░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░ – ░░. ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ № 119, № 117, № 115, № 111 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017, ░. 6.3.7 ░░ 32.13330.2018 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «16» ░░░░ 2024 ░░░░.