Дело № 2а-240/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 17 октября 2022 года
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Виноградовой Ю.А.,
при секретаре Быковой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» <адрес> о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца, Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» <адрес>, Кафтанчикова Е.С., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Красночикойскому РОСП УФССП России по <адрес>, указывая на следующее. Административным истцом ДД.ММ.ГГГГ получено требование судебного пристава-исполнителя Красночикойского РОСП в течение 10-дневного срока обязать ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» <адрес> назначить Л.Ю,А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ребенка Л.К.А., ДД.ММ.ГГГГ направлено Заявление об отложении исполнительных действий в связи с обжалованием исполнительного документа в кассационном порядке, однако Постановлением СПИ Красночикойского РО СП Соболевой Е.П. от ДД.ММ.ГГГГ в отложении исполнительных действий было отказано, без указания причин и оснований. Вместе с тем, считаем, что направление кассационной жалобы являлось основанием для отложения исполнительных действий, в связи с оспариванием судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный лист.
ДД.ММ.ГГГГ Административным истцом в Красночикойский районный суд <адрес> направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Красночикойского районного суда по делу №. №. До настоящего момента данное заявление не рассмотрено.
Также, ДД.ММ.ГГГГ Административным истцом направлено в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции заявление о приостановлении исполнительного производства №-ИП.
Считает, что в действиях Административного ответчика наличие вины отсутствует. Поскольку должник ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вынесения Постановления о взыскании исполнительского сбор, сообщил об обжаловании судебного акта о взыскании с него задолженности, исполнительное производство следовало приостановить в силу закона.
Следовательно, судебный пристав-исполнитель при наличии информации об обжаловании судебного акта не приостановил исполнительное производство в нарушение закона.
Кроме того, в нарушении действующего законодательства, при возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в адрес должника не направлено постановление о возбуждении исполнительного производства, что является основанием для отмены постановления о взыскании исполнительского сбора.
Ссылаясь на ч. 6 ст. 112, ч. 1 ст. 121, ст. 122, ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), ст. ст. 124 - 126, 218 – 220, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), просит признать незаконным и отменить Постановление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, № о взыскании с административного истца исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
В судебное заседание представитель административного истца Сенотрусова Н.В. поддержала доводы административного иска, пояснила, что по результатам кассационного рассмотрения определение Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение Красночикойского районного суда, послужившее основанием для выдачи исполнительного документа, отменено. В настоящее время Л.Ю,А. произведен перерасчет социальной выплаты.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена судебный пристав-исполнитель Соболева Е.П., в качестве заинтересованного лица - УФССП России по <адрес>,
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Красночикойского РОСП УФССП России по <адрес> Соболева Е.П., заинтересованное лицо УФССП России по <адрес>, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, об отложении судебного заседания не заявляли, о причинах неявки представителя суд не известили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Судебным приставом представлено письменное возражение, в котором он указывает на необоснованность доводов о ненаправлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, поскольку оно получено должником ДД.ММ.ГГГГ. Ссылается на законность отказа в приостановлении исполнительного производства, поскольку законом направление кассационной жалобы не отнесено к основаниям для отложения исполнительных действий.
Суд, исследовав материалы дела и материалы исполнительного производства, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) определено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
В соответствии с ч.1, 11 ст. 30 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа, если исполнительный документ поступил в службу судебных приставов впервые, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст.64 Закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Основания для отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения перечислены в статье 38 Закона № 229-ФЗ. Судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней. В заявлении взыскателя и судебном акте должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 40 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
2) утраты должником дееспособности;
3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства;
4.1) отзыва у должника - страховой организации всех выданных органом страхового надзора лицензий;
5) применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
5.1) введения арбитражным судом в отношении должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, установленном применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), в порядке, статьей 69.1 настоящего Федерального закона;
5.2) включения сведений о возбуждении в отношении должника-гражданина процедуры внесудебного банкротства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в части исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Приостановление исполнительного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона;
6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
7) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 настоящего Федерального закона;
8) отсутствия у должника - иностранного государства имущества, на которое может быть обращено взыскание;
9) распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно ст. 112 Закон № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Судом на основании материалов административного дела установлено следующее:
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем А.И.Г возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Красночикойским районным судом по решению № от ДД.ММ.ГГГГ об обязании Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» <адрес> назначить Л.Ю,А. ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно с ДД.ММ.ГГГГ. Указанным постановлением установлен срок 5 дней со дня получения должником для добровольного исполнения. Кроме того, должник предупрежден о последствиях неисполнения постановления в срок.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес должника было выставлено требование об обязании исполнить решение суда от ДД.ММ.ГГГГ в десятидневный срок со дня поступления настоящего требования.
ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» <адрес> обратился в ССП с заявлением об отложении исполнительных действий, мотивируя тем, что на состоявшиеся по делу судебные решения первой и второй инстанции подана кассационная жалоба.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в отложении исполнительных действий ввиду отсутствия для этого оснований.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Красночикойского РО СП УФССП России по <адрес> вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ должником по исполнительному производству направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в Красночикойский районный суд, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции - о приостановлении исполнительного производства. Сведения о принятом решении у суда отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ определением Красночикойского районного суда в удовлетворении заявления об отсрочке отказано.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах суд полагает обжалуемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора соответствующим Закону № 229-ФЗ, и не находит оснований для его отмены, поскольку должник своевременно уведомлен о возбуждении исполнительного производства, о предоставленном ему для добровольного исполнения судебного акта сроке, обжалование судебного решения в кассационном порядке не отнесено законом к основаниям для отложения исполнительных действий, приостановления исполнительного производства приставом-исполнителем, в заявлении должника не указана дата, до которой он просил об отложении исполнительных действий. Судебного решения об отсрочке исполнения решения суда, о приостановления исполнительного производства судом судебному приставу-исполнителю не представлено.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагающую на должника обязанность произвести дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Руководствуясь изложенным, учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено с направлением гражданского дела на новое апелляционное рассмотрение, суд полагает необходимым освободить Государственноое казенное учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» <адрес> от исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227, 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░