Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-86/2022 (2а-888/2021;) ~ М-1009/2021 от 02.12.2021

                                                                                                     66RS0030-01-2021-000035-70

Дело № 2а-86/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     19.01.2022                                                                                г.Карпинск

Судья Карпинского городского суда Свердловской области Габбасова С.В.,

    рассмотрев в помещении Карпинского городского суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области к Граблевской Ольге Валерьевне о взыскании задолженности по налоговым платежам,

установил:

исполняющий обязанности начальника МИФНС России № 14 по Свердловской области Акулова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам. В обоснование указав, что в период осуществления предпринимательской деятельности ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов. За период 2017 – 2019 годы ФИО1 не исполнена обязанность по уплате страховых взносов и пени. В результате проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов у административного ответчика было выявлено наличие недоимки перед административным истцом по уплате страховых взносов, налога на добавленную стоимость и пени в общей сумме 92523,04 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет фонда обязательного медицинского страхования на расчетные периоды, истекшие с 01.01.2017 в размере – 13034,42 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда РФ за расчетные периоды с 01.01.2017 в размере – 69177,86 руб.; пени по страховым взносам за период с 10.01.2018 по 12.01.2020 в общем размере 2944,73 руб.; налог на добавленную стоимость за 2 кв. 2017 года в размере 5614 руб.; пени по НДС за период с 26.07.2017 по 31.01.2019 в размере 752,03 руб.; штраф по НДС – 1000 руб.

Представитель административного истца МИФНС России № 14 по Свердловской области Акимова М.В., в административном исковом заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Административный ответчик Граблевская О.В. в судебное заседание представила возражения относительно удовлетворения административных исковых требований, просила применить срок исковой давности и отказать в иске в части требований по всем налоговым платежам за 2017 год.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.

В силу с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом с 01.01.2017 в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ), при рассмотрении настоящего административного дела подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В силу ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с п. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых Расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 18 Закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 (далее Закона № 212) (в редакции, действующей до 01.01.2017) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки в порядке, предусмотренном названным Законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона №212 – ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

          В силу ст. 22 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

На основании ч.ч. 1, 3 ст. 25 Закона №212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.

    Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ИНН 661402101277 и 23.11.2020 прекратила деятельность.

Установлено, что индивидуальным предпринимателем Граблевской О.В. не была своевременно исполнена обязанность по уплате страховых взносов и пени за 2017 – 2019 годы.

Согласно ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа № 1634 от 24.01.2018, № 4655 от 01.08.2018, № 259 от 17.01.2019, № 21186 от 03.10.2019, № 8082 от 13.01.2020 с указанием на обязанность уплатить сумму страховых взносов и пени. Граблевская О.В. обязанность по уплате страховых взносов не исполнила.

Также в период осуществления предпринимательской деятельности Граблевская О.В. являлась плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно ч. 2 ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации к числу плательщиков налога на добавленную стоимость отнесена категория индивидуальных предпринимателей.

Административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость и пени за 2 кв. 2017 года в общем размере 7366,03 руб., за что решением налогового органа от 15.08.2017 Граблевская О.В. привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1000 руб.

Согласно ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа №33332 от 07.08.2017, № 33871 от 04.09.2017, № 34087 от 04.10.2017, № 4655 от 01.08.2018, № 774 от 29.10.2018, № 21186 от 03.10.2019, № 1898 от 26.09.2017.

Порядок взыскания страховых взносов и пени в отношении лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, урегулирован статьями 21,22 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона № 212-ФЗ исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно части 9 статьи 21 указанного Закона положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с неисполнением вышеуказанных требований, 27.04.2021 МИФНС России № 14 по Свердловской области обратилась с заявлением к мировому судье о взыскании недоимки в порядке приказного производства.

24.09.2021 по заявлению Граблевской О.В. судебный приказ мирового судьи судебного участка № 2 Карпинского судебного района Свердловской области, которым была взыскана недоимка по страховым взносам на ОПС и ОМС, НДС, был отменен.

МИФНС России № 14 по Свердловской области обратилась в суд с настоящим административным иском 20.12.2021.

Проверив порядок, процедуру взыскания задолженности по налоговым платежам и пени, сроки обращения в суд, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом пропущен срок на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, превысила 3 000 рублей по требованию № 1634 по состоянию на 24.01.2018 со сроком исполнения до 05.02.2018.

При таких обстоятельствах, МИФНС России № 14 по Свердловской области вправе была обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, то есть до 05.08.2018.

Суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок для обращения с заявлением о взыскании налоговых платежей, предусмотренный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, объективно препятствовавших обращению к мировому судьей в установленный законом срок с момента истечения срока исполнения требования № 1634 по состоянию на 24.01.2018 со сроком исполнения до 05.02.2018, не усматривается.

МИФНС России № 14 по Свердловской области является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Учитывая, что Межрайонная ИФНС России № 14 по Свердловской области, заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не приводит суду бесспорных доказательств уважительности таких причин, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного процессуального срока.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, исходя из обстоятельств дела, отсутствия уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, судья считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 14 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.

            ░░░░░                                                                        ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-86/2022 (2а-888/2021;) ~ М-1009/2021

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС № 14 по Свердловской области
Ответчики
Граблевская Ольга Валерьевна
Суд
Карпинский городской суд Свердловской области
Судья
Габбасова Светлана Вячеславовна
Дело на сайте суда
karpinsky--svd.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация административного искового заявления
06.12.2021Передача материалов судье
08.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.01.2022Предварительное судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
19.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2022Дело оформлено
29.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее