2а-1013/2022
24RS0013-01-2021-004840-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2022 года пгт. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Павловой К.П.,
при секретаре Мартиросян А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО4 к призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края, военному комиссариату Емельяновского и Козульского районов Красноярского края, военному комиссариату Красноярского края о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов А.Ю. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным решения Призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края о призыве Смирнова А.Ю. на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.Ю. призван на военную службу, ему присвоена категория годности к военной службе - А, годен к военной службе. При прохождении медицинской комиссии и составлении акта исследования состояния здоровья, определено, что заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, не имеется, назначили дату отправки к месту несения службы на ФИО5. с данным решением административный истец категорически не согласен, указывает на то, что во время прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу в период призыва 2021г., административный истец предъявлял жалобы на состояние своего здоровья врачам, проводящим медицинское освидетельствование, а именно хирургу, что в течении длительного времени страдает от болей в коленном суставе, которые усиливаются при подъеме по лестнице, также беспокоит хруст при ходьбе, приседаниях и уменьшение подвижности сустава. Отмечается ограничение подвижности из-за выраженного болевого синдрома. Однако жалобы были проигнорированы, как хирургом, так и врачом, руководящим работой медицинской комиссии. Административный истец полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на отсрочку от призыва на военную службу, является не обоснованным и незаконным, не соответствует требованиям закона и иным нормативным правовым актам. При принятии решения нарушен порядок его принятия установленный нормативными правовыми актами. Также указывает на то, что призывная комиссия Емельяновсокго района Красноярского края выносила обжалуемое решение в составе пяти членов комиссии, соответственно, было принято с нарушением порядка, вынесения такого решения и не может быть легитимным. Также истец поясняет, что по имеющемуся у него заболеванию должна была быть присвоена категория годности «Г» - временно не годен, и должна была быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Считает, что призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения. При определении категории годности, нарушено соблюдение норм законодательства, а именно постановление Правительства от 04.07.2013г. № «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», следствием чего нарушено право административного истца от освобождения от призыва на военную службу. Также призывная комиссия Емельяновского района Красноярского края направила административного истца на обязательное диагностическое исследование уже после заседания медицинской комиссии. Данные исследования были необходимы для объективного вынесения заключения о состоянии здоровья, однако направлен туда административный истец после прохождения медицинской комиссии. Врачи медицинской комиссии не могли объективно оценить состояние здоровья без результатов данных исследований. Кроме того, не был вручен протокол заседания призывной комиссии, который административный истец запрашивал в отделе военного комиссариата. Вручение повестки для отправки к месту прохождения военной службы на ДД.ММ.ГГГГ. является доказательством того, что в отношении административного истца вынесено решение о призыве в ВС РФ.
Определением суда от 29.10.2021г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены военный комиссариат Емельяновского и Козульского районов Красноярского края, военный комиссариат Красноярского края.
В судебное заседание истец Смирнов А.Ю. не явился, был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель Военного комиссариата Емельяновского и Козульского районов Красноярского края, военному комиссариату Емельяновского и Козульского районов Красноярского края, военному комиссариату Красноярского края не явились, были извещены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Смирнов А.Ю. состоял на воинском учете в военном комиссариате Емельяновского и Козульского районов Красноярского края с ДД.ММ.ГГГГ. При первоначальной постановке на воинский учет был признан годным к военной службе (категория годности А) (здоров).
ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия Емельяновского и Козульского районов Красноярского края в соответствии с подпунктом «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе» приняла решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу Смирнов А.Ю. до ДД.ММ.ГГГГ в связи с обучением.
ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия Емельяновского и Козульского районов Красноярского края в соответствии с подпунктом «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе» приняла решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу Смирнов А.Ю. до ДД.ММ.ГГГГ в связи с обучением.
При прохождении медицинского освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.Ю. был признан годным к военной службе (категория годности А).
ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.Ю. лично под роспись получил повестку о необходимости явки в военный комиссариат Емельяновского и Козульского районов на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (для получения направлений на сдачу анализов, необходимых для проведения медосвидетельствования), назначенную на ДД.ММ.ГГГГ на 09 час. 00 мин.
ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.Ю. прибыл в военный комиссариат Емельяновского и Козульского районов для прохождения медицинского освидетельствования, при прохождении которого был признан годным к военной службе (категория годности А).
ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия Емельяновского района Красноярского края приняла решение о призыве Смирнова А.Ю. на военную службу (протокол №).
ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.Ю. лично под роспись получил повестку о необходимости явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (для уточнения данных воинского учета), назначенную на ДД.ММ.ГГГГ на 12 час. 00 мин. В указанное в повестке место и время призывник не прибыл. Так же не представил документов, подтверждающих уважительную причину неявки.
Также ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.Ю. лично, под роспись получил повестку о необходимости явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (для отправки в Вооруженные Силы РФ), назначенную на ДД.ММ.ГГГГ на 9 час. 00 мин. В указанное в повестке место и время призывник не прибыл. Так же не представил документов, подтверждающих уважительную причину неявки.
Оспаривая законность принятого решения, административный истец указал, что при проведении медицинского освидетельствования призывной комиссией нарушена процедура проведения освидетельствования, так как так как состав призывной комиссии, принявшей в отношении истца решение о призыве на военную службу был неполным; при этом имеющиеся у истца заболевания являются причиной определения иной категории годности.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит из того, что у призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края имелись законные основания для принятия решения о призыве Смирнова А.Ю. на военную службу по результатам медицинского освидетельствования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ. Смирнов А.Ю. прошел достаточные для определения категории годности к военной службе медицинские обследования, по результатам которых врачом, руководившим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дано медицинское заключение о состоянии здоровья.
В соответствии со ст. ст. 22, 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе). От призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 1 статьи 5.1. Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе). Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4 статьи 5.1. Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (пункт 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии с пунктами 15 - 22 Положения о военно-врачебной экспертизе освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по вышеуказанным категориям; в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания; призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования; медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей; в случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года N 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования (пункт 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года N 663).
Пунктом 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ N 400 от 02.10.2007 г. "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 663 от 11 ноября 2006 г., закреплено, что призывник обязан иметь при себе медицинскую документацию о состоянии своего здоровья.
В соответствии с п. п. 5, 27 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23 мая 2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии; при несогласии с результатами медицинского освидетельствования имеет право на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 "Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе".
Согласно пункту 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (утв. Приложением N 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168) не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование.
Обязанность по представлению медицинских документов о состоянии здоровья законом возложена на призывника. Смирнов А.Ю. указанные обследования на освидетельствование ДД.ММ.ГГГГ представлены не были, при том, что призывник неоднократно был уведомлен о необходимости явки в военкомат с результатами анализов.
Запрета на проведение медицинского обследования до получения результатов анализов Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, либо иными нормативными актами не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края имелись законные основания для принятия решения о призыве Смирнова А.Ю. на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ.
Данных о невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования, с учетом объема представленных документов, не установлено, требование о предоставлении анализов либо иного исследования, после принятия решения призывной комиссией о призыве Смирнова А.Ю. на военную службу, не свидетельствует о нарушении процедуры проведения медицинского освидетельствования и не влечет безусловных оснований для признания такого решения незаконным.
Доводы истца о том, что призывной комиссией нарушена процедура проведения освидетельствования, так как состав призывной комиссии, принявшей в отношении истца решение о призыве на военную службу, был неполным, являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что призывная комиссия Емельяновского района создана распоряжением губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-рг «Об организации призыва граждан 1994-2003 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре - декабре 2021 года».
При этом положение о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года №663 не содержит нормы, определяющей правомочность решения призывной комиссии о призыве на военную службу в зависимости от числа присутствующих на заседании членов комиссии.
Пункт 34 Положения о призыве предусматривает, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Таким образом, решение принятое призывной комиссией признается правомочным с участием 4 членов комиссии при её численности в 7 человек.
Из материалов личного дела следует, что решение о призыве Смирнова А.Ю. на военную службу принято единогласно в составе 4 членов призывной комиссии, а именно: заместителя председателя комиссии, врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, представителя органа, осуществляющего управление в сфере образования, представителя органа службы занятости населения.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░7 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.02.2022░.