дело № 2а-89/2023
25RS0030-01-2022-002546-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2023 года п. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Грицуна М.Ю.,
при секретаре Горбунковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хасанского района к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
прокурор Хасанского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края с уточненными административными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена выездная проверка по обращению Кайгородовой В.В. и Бандиной К.А. по факту непринятия мер, направленных на надлежащее функционирование системы приема дренажных вод с поверхностного стока (ливневой канализации) по <адрес> пгт. <адрес>. В результате проведенной проверки установлено, что система водоотведения по <адрес> не очищена, местами засыпана песком и землей, размер отводящих труб и каналов не обеспечивают надлежащее, бесперебойное функционирование системы, при обильном выпадении дождевых осадков с приемом ливневых сточных вод указанная ливневая канализация не справляется, в результате чего оттока воды не происходит, что приводит к систематическому подтоплению приусадебных участков и домов.
Кроме того, было установлено, что в результате паводков и ливневых дождей, вызванных тайфуном на территории Зарубинского городского поселения в период с 29 по 31 августа 2016 года был введен режим ЧС, при этом вследствие отсутствия отводов по ул. Ключевой пгт. Зарубино был подтоплен жилой дом №6, включая приусадебный участок и надворные постройки, принадлежащие Кайгородовой В.В., в соответствии с решением Хасанского районного суда Приморского края от 22.05.2017 года собственник был включен в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В 2019 году в результате продолжительных дождей, приусадебный участок Кайгородовой В.В. вновь был подтоплен. После её обращения в прокуратуру Хасанского района была проведена проверка, по результатам которой в адрес главы администрации Зарубинского городского поселения было внесено представление, вследствие чего был заключен муниципальный контракт от 20.08.2019 года №16 на проведение аварийно-восстановительных работ по устранению ЧС на ул. Ключевая. Проведенные мероприятия не привели к необходимым результатам, в связи с чем при обильном выпадении дождевых осадков с приемом ливневых сточных вод, в период таяния снега, существующая ливневая канализация не справляется с объемом воды, что становится причиной подтопления домов и приусадебных участков по улице Ключевая.
19.08.2022 года прокуратурой Хасанского района в адрес главы администрации Зарубинского городского поселения было внесено представление с требованием осуществить комплекс мер по обустройству системы водоотведения на улице Ключевой и примыкающих улиц Менжинского и Набережной. Однако действенных мер для надлежащего функционирования ливневой канализации принято не было.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Зарубинского городского поселения в части отсутствия принятия мер по обеспечению бесперебойной работы системы водоотведения на ул. Ключевой пгт. Зарубино, возложить обязанность на администрацию Зарубинского городского поселения построить систему водоотведения на ул. Ключевой пгт. Зарубино на территории земельных участков с кадастровым номером №
В судебном заседании помощник прокурора Хасанского района на требованиях настаивала в полном объеме, представила ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором просит произвести замену административного ответчика по делу в лице администрации Зарубинского городского поселения на правопреемника администрацию Хасанского муниципального округа Приморского края, в связи с тем, что 20.04.2022 года Законодательным собранием Приморского края принят Закон Приморского края от 22.04.2022 года №80-КЗ «О Хасанском муниципальном округе Приморского края», в соответствии с которым в том числе Зарубинское городское поселение Хасанского муниципального района Приморского края, входящий в состав Хасанского муниципального района Приморского края, преобразовывается путем объединения в новое муниципальное образование – Хасанский муниципальный округ Приморского края. В соответствии с ч.1 ст.3 указанного закона органы местного самоуправления Хасанского муниципального округа являются правопреемниками, в том числе органов местного самоуправления Зарубинского городского поселения, которые на день создания Хасанского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
В соответствии с требованиями ст.44 ч.1 КАС РФ суд производит замену административного ответчика на администрацию Хасанского муниципального округа Приморского края.
Кроме того, административным истцом 28.04.2023 года заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, по которому он просит суд оставить лишь требование о возложении обязанности на администрацию Хасанского муниципального округа по организации и обеспечении функционирования системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) на улице Ключевая пгт. Зарубино Хасанского муниципального округа Приморского края, а именно, в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить проектирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) по ул. Ключевая; в течение 6 месяцев со дня разработки и утверждения проекта системы приема дренажных вод и поверхностного стока построить указанную систему по ул. Ключевая пгт. Зарубино Хасанского муниципального округа Приморского края.
Представитель административного ответчика – администрации Хасанского муниципального округа Приморского края – представил отзыв, в котором полагает, что заявленные исковые требования не попадают в перечень, приведенный в ч.2 и 3 ст.1 КАС РФ и не могут рассматриваться по правилам КАС РФ. Кроме того, административный ответчик считает, что истцом не конкретизированы действия и в чью пользу они должны быть произведены, не установлен разумный срок выполнения работ, с тем чтобы решение суда не вызывало затруднений при его исполнении. Помимо этого полагает, что строительство новой системы водоотведения нецелесообразно, так как возможна реконструкция старой, а также ссылки прокурора на известные атмосферные явления в 2016 году и в 2019 году считает несостоятельными, так как это были явления непреодолимой силы, которые повлекли затопления на всей территории Приморского края и введения режима чрезвычайной ситуации.
Представитель административного ответчика в судебном заседании уточненные исковые требования признал, за исключением сроков их выполнения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административный иск может быть заявлен прокурором, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией и настоящим законом осуществляется населением и (или) органом местного самоуправления в лице исполнительно-распорядительного органа при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №ФЗ-131 определены вопросы местного значения муниципального, городского округа, к которым, в частности, относятся вопросы организации в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 года №416-ФЗ, который устанавливает приоритетность государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в части обеспечения населения питьевой водой, горячим водоснабжением и водоотведением.
В сотвествии со ст. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Закона для централизованных ливневых систем водоотведения органами местного самоуправления гарантирующая организация не определяется.
Из материалов дела следует, что по заявлению Кайгородовой В.В. и Бандиной К.А. прокуратурой Хасанского района была проведена проверка надлежащего функционирования системы водоотведения по ул. Ключевой пгт. Зарубино Хасанского муниципального округа Приморского края. Согласно акта проверки от 19.08.2022 года, в результате визуального осмотра было установлено, что система водоотведения по ул. Ключевой не очищена, частично засыпана песком и землей из-за чего не обеспечивается надлежащее бесперебойное функционирование указанной системы, при выпадении большого количества осадков водосточные каналы не обеспечивают беспрепятственное прохождение воды по водосточному каналу, в результате чего возможно подтопление приусадебных участков и домов по ул. Ключевая в пгт. Зарубино.
Судом установлено, что 30.08.2016 года Постановлением главы администрации Зарубинского городского поселения №610, от 25.06.2016 года №428, на территории Зарубинского городского поселения введен режим чрезвычайной ситуации в связи с влиянием тайфуна, в результате которого были подтоплены приусадебные участки, в том числе по ул. Ключевой в п. Зарубино, владельцы которых обратились за получением разовой материальной помощи, как пострадавшие в результате ЧС, в соответствии с Распоряжением администрации Приморского края «О финансировании расходов из резервного фонда администрации Приморского края».
20 августа 2019 года администрацией Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края был заключен муниципальный контракт №16, предметом которого явились аварийно-восстановительные работы по устранению ЧС по ул. Ключевая в пгт. Зарубино.
28.08.2019 года Кайгородова В.В. обратилась в прокуратуру района с жалобой на бездействие должностных лиц администрации поселения.
11.09.2019 года администрацией Зарубинского городского поселения по требованию прокуратуры <адрес> от 03.09.2019г №ж-19/2659 был проведен осмотр земельного участков с кадастровыми номерами № и составлен акт № о том, что ливневая канализация функционирует, сток дождевой воды осуществляется.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление №ж-19/2948 главе администрации Зарубинского городского поселения об устранении нарушений.
22.07.2022 года Кайгородова В.В. обратилась в прокуратуру Приморского края с заявлением о многолетнем бездействии администрации Зарубинского городского поселения в части не обеспечения надлежащего функционирования системы водоотведения по ул. Ключевая в пгт. Зарубино.
Прокуратурой Хасанского района от 19.08.2022 года внесено представление об устранении нарушений требований законодательства администрации поселения, по результатам рассмотрения которого поступил ответ о том, что администрация поселения уведомила собственников земельных участков о необходимости проведения системы ливневой канализации в соответствие с правилами благоустройства и санитарного содержания территории Зарубинского поселения, но отсутствие действий с их стороны привело к невозможности приведения системы ливневой канализации в нормативное состояние.
Таким образом, перекладывание решения вопросов местного значения в части надлежащей организации водоотведения на собственников земельных участков не может служить способом решения существующей проблемы, если законом полномочия по решению вопросов местного значения в части водоотведения возложены на исполнительно-распорядительный орган, т.е администрацию Хасанского муниципального округа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Хасанского района обоснованы и подлежат удовлетворению.
В тоже время суд, учитывая мнение представителя административного ответчика, полагает необходимым обязать ответчика: осуществить проектирование системы приема дренажных вод и поверхности стока (ливневой канализации) по ул. Ключевая в пгт. Зарубино в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; построить систему приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневую канализацию) по разработанному и утвержденному проекту в течение 9 месяцев со дня разработки и утверждения проекта системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) по ул. Ключевая в пгт. Зарубино.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░), ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░ 02.05.2023 ░░░░