УИД: 38RS0017-01-2024-000655-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2024 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Филончук Е.С.,
при секретаре Филимоновой О.М.,
с участием представителя административного истца старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Корнышевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-580/2024 по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шумского муниципального образования – администрации городского поселения о признании незаконным бездействия,
установил:
Братский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в обоснование указав, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе рассмотрения обращения выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в границах Шумского муниципального образования. Прокуратурой установлено, что в границах Шумского муниципального образования осуществляется несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов: <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен, номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> пер. Луговой в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> по пер. Советский в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> пер. Советский в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в13 районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м. Указанные места несанкционированного размещения отходов находятся в границах муниципального образования, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых государственный кадастровый учет не осуществлялся, физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования такие земельные участки не предоставлялись. Лица, образовавшие данные отходы, не установлены. В соответствии со статьей 7.8 ГОСТ 30772-2001 под термином «собственник отходов» понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию к названной статье, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (с поправкой МКС 01.040.13, 13.020, 13.030, утвержденной Росстандартом дата обезличена). В соответствии с Федеральным законом от дата обезличена № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22). Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от дата обезличена № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), в соответствии с которой отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом. Отходами от использования товаров являются отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным федеральным законом. Названный закон к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относит создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда эта обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения таких мест (площадок) и ведение их реестра; при этом органы местного самоуправления муниципального района осуществляют указанные полномочия на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и на межселенной территории (пункты 1 - 3 статьи 8). Кроме того, к вопросам местного значения городских поселений отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности, осуществление муниципального земельного контроля и муниципального контроля в сфере благоустройства в границах поселения (п. п. 9, 19, 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от дата обезличена № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами определены в статьях 5 и 6 Закона об отходах производства и потребления. Законом об общих принципах организации местного самоуправления к числу вопросов местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15). Федеральный закон от дата обезличена № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в статьях 10, 51 предусматривает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также устанавливает требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Из положений абзаца одиннадцатого статьи 1 и абзаца шестого статьи 3 названного закона следует, что он исходит из принципа ответственности органов всех трех уровней публичной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Статьями 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, возложена на собственников земельных участков, землепользователей, земледельцев и арендаторов земельных участков. Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона об отходах производства и потребления). В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался (пункт 1). Согласно пункту 2 статьи 226 ГК РФ лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. С учетом специфичных характеристик и особенностей гражданского оборота такого объекта права, как отходы, полномочия органов публичной власти в отношении отходов, собственник которых не известен, в рассматриваемом аспекте преимущественно сводятся к устранению мест их несанкционированного размещения. Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от дата обезличена № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый). Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от дата обезличена № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими. Согласно пункту 2 статьи 1 Устава Шумского муниципального образования Шумское муниципальное образование наделено статусом городского поселения. Таким образом, проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, и принятие достаточных мер, необходимых для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, охватывается полномочиями органов местного самоуправления, которые обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Вместе с тем, ответчик вышеуказанные обязанности не осуществляет. Наличие несанкционированных свалок свидетельствует о бездействии администрации, которая в силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от дата обезличена №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, что повлекло загрязнение окружающей среды и нарушение прав и интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. При этом, отходы занимают одно из первых мест среди факторов передачи возбудителей инфекционных болезней ввиду их разложения при неправильном хранении, являются источником поступления вредных химических, биологических и биохимических препаратов в окружающую природную среду, что, в конечном итоге, сказывается на состоянии здоровья населения.
В связи с чем Братский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие администрации Шумского муниципального образования – администрация городского поселения, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельных участках со следующим местоположением: <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> по пер. Советский в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; <адрес обезличен> <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.
Обязать администрацию Шумского муниципального образования – администрацию городского поселения, в срок до дата обезличена ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на земельных участках со следующим местоположением: р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> пер. Советский в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен>, в районе <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; <адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.; р.<адрес обезличен> в географических координатах номер обезличен на площади <данные изъяты> кв.м.
Протокольным определением суда от дата обезличена к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по <адрес обезличен>.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи на базе Падунского районного суда <адрес обезличен>, старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5 административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в уточненном заявлении. Кроме того, суду пояснила, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. За участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки. По информации Шумского муниципального образования указанные места несанкционированного размещения отходов находятся в границах Шумского муниципального образования на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых государственный кадастровый учет не осуществлялся, физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования такие земельные участки не предоставлялись. Доказательств того, что собственником спорных земельных участков является Российская Федерация или Иркутская область в суд административным ответчиком не представлено. Доказательство о принятии органом местного самоуправления мер для обеспечения самостоятельной ликвидации несанкционированных свалок не представлено. Данные несанкционированные свалки не включены в Территориальную схему обращения с отходами в Иркутской области (пункт номер обезличен Приложение 5.5 Несанкционированные свалки), утв. приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-мпр (в ред. от дата обезличена номер обезличен-мпр), доказательств направления в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области уведомления о включении их в Территориальную схему не представлено. Бездействие администрации Шумского муниципального образования по ликвидации несанкционированных свалок доказано. Свалки не ликвидированы до настоящего времени.
Представитель административного ответчика администрации Шумского муниципального образования по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, вместе с тем извещена надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела, ранее в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление, в котором указала, что последствия признания иска известны и понятны.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района администрации муниципального образования «Нижнеудинский район» по доверенности ФИО7 просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Территориальное управление Росимущества в Иркутской области, ООО «Региональный Северный оператор», Управление Росреестра по Иркутской области извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Иркутской области по доверенности ФИО8 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, кроме того, в отзыве на иск указала, что местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. кроме того, указала, что министерство финансов Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области и не обладает соответствующей компетенцией в спорных правоотношениях.
В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом положений части 2 статьи 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия заинтересованных лиц, извещенных о судебном заседании.
Заслушав объяснения старшего помощника прокурора ФИО5, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействие) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 КАС РФ разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений (споры в сфере публичных правоотношений), осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Согласно преамбуле Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от дата обезличена вопросы применения законодательства об охране окружающей среды и обеспечения права каждого на ее благоприятное состояние являются предметом рассмотрения судами при разрешении различных категорий дел в порядке гражданского, арбитражного, административного судопроизводства, включая споры о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; дела по спорам о прекращении или приостановлении деятельности; дела об оспаривании положений нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; дела об оспаривании действий (бездействия) и решений органов, уполномоченных принимать меры по охране окружающей среды; дела об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды.
Таким образом, из приведенных положений законодательства и разъяснений высшей судебной инстанции следует, что по правилам главы 22 КАС РФ подлежат рассмотрению дела об оспаривании действий (бездействия) и решений органов, уполномоченных принимать меры по охране окружающей среды.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом в силу частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении требований нормативных правовых актов при вынесении оспариваемого решения, действия (бездействия) и соответствие содержания оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возложена на административного ответчика, административный истец должен доказать факт нарушения своих прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от дата обезличена № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ)).
Федеральным законом от дата обезличена № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от дата обезличена № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Пункт 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона об отходах производства и потребления).
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность (пункт 2 статьи 226 ГК РФ).
С учетом специфических характеристик и особенностей гражданского оборота такого объекта права, как отходы, полномочия органов публичной власти в отношении отходов, собственник которых неизвестен, в рассматриваемом аспекте сводятся к устранению мест их несанкционированного размещения.
Таким образом, предусмотренному пунктом 2 статьи 226 ГК РФ праву обратить отходы производства и другие отходы в собственность корреспондируют обязанности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленные законодательством в области охраны окружающей среды и обращения с отходами.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от дата обезличена номер обезличен-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от дата обезличена номер обезличен-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому (в редакции, распространяющей свое действие на возникшие правоотношения) если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно абзацам четыре и восемь статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ).
Как следует из содержания статьи 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Судом установлено, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой была инициирована проверка, по результатам которой установлено, что в границах Шумского муниципального образования осуществляется несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов: <адрес обезличен>
Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались и подтверждаются представленными письменными доказательствами: копиями актов выездного обследования при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Шумского муниципального образования №номер обезличен, с указанием координат расположения свалки несанкционированных отходов, с приложением фототаблиц, согласно которым был проведен визуальный осмотр сотрудниками Шумского муниципального образования об обнаружении твердых коммунальных отходов земельных участках с географическими координатами: <данные изъяты>
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, согласно положениям абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от дата обезличена № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от дата обезличена № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, суд исходит из того, что несанкционированные свалки отходов по спорным координатам образовались на земельных участках, расположенных на территории городского поселения - Шумского муниципального образования, в связи с чем администрация Шумского муниципального образования является надлежащим административным ответчиком по делу, и именно на администрацию должна быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на земельных участках.
Оснований для возложения указанной обязанности на иных лиц либо иных субъектов публичных правоотношений не установлено.
Судом установлено, что места несанкционированного размещения отходов находятся в границах Шумского муниципального образования, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых государственный кадастровый учет не осуществлялся, физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования такие земельные участки не предоставлялись.
При этом наличие несанкционированных свалок свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
Доказательств, что администрацией Шумского муниципального образования принимались меры для обеспечения самостоятельной ликвидации несанкционированных свалок, установления виновных лиц, образовавших несанкционированные свалки отходов, выделения из местного бюджета денежных средств, либо заключения договора с региональным северным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения стороной административного ответчика суду не представлено.
Доказательств направления в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области уведомления о включении несанкционированных свалок в Территориальную схему обращения с отходами в Иркутской области (пункт номер обезличен Приложение 5.5 Несанкционированные свалки), утв. приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-мпр, стороной административного ответчика не представлено. Свалки не ликвидированы на момент рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку несанкционированные свалки выявлены на территории Шумского муниципального образования, являющегося городским поселением, на которую распространяются его полномочия по решению вопросов местного значения, то проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов и принятие достаточных мер, необходимых для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, входит именно в обязанности административного ответчика. Непринятие же соответствующих мер свидетельствует о бездействии администрации Шумского муниципального образования.
При таких обстоятельствах, оценив исследованные доказательства с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации Шумского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках, возложении обязанности на администрацию ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов на земельных участках подлежат удовлетворению.
В силу части 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 157 КАС РФ заявление административного ответчика о признании административного иска изложено в письменной форме и занесено в протокол судебного заседания.
Поскольку административный иск признан административным ответчиком, судом в силу части 1 статьи 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны административным ответчиком, принимаются в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Суд считает возможным принять признание административным ответчиком административного иска, поскольку оно допускается по данной категории административных дел, не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, удовлетворив заявленные прокурором административные требования.
В силу положений статьи 187, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Определяя срок исполнения решения, суд с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений, принципов разумности и справедливости, возлагает обязанность на административного ответчика в срок до дата обезличена ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов на земельных участках со следующими географическими координатами: <данные изъяты>
Каких-либо возражений относительного срока, в течение которого должно быть исполнено решение, стороной административного ответчика не заявлялось.
В соответствии со статьей 227 КАС РФ суд считает необходимым возложить обязанность на административного ответчика сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу по данному административному делу в течение десяти дней со дня истечения срока исполнения решения суда.
В силу положений статьи 114 КАС РФ и статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.