Дело №2а-31/2023 ( №2а-228/2022)
УИД 88RS 0001-01-2022-000252 -96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2023 года п. Тура
Илимпийский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Поповой Я.Ю.,
при секретаре Осогосток Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах Васильевой Анастасии Вячеславовны, Васильева Виктора Александровича, Васильевой Виктории Викторовны, Васильевой Аллы Геннадьевны, Васильевой Галины Геннадьевны, Васильевой Надежды Геннадьевны, Удыгир Юлии Степановны к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о возложении обязанности обеспечения электроснабжением, подъездными путями к земельному участку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эвенкийского района Красноярского края, действующий в интересах Васильевой А.В., Васильева В.А., Васильевой В.В., Васильевой А.Г., Васильевой Г.Г., Васильевой Н.Г., Удыгир Ю.С. обратился с иском к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о возложении обязанности обеспечения электроснабжением, подъездными путями к земельному участку. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению Васильевой А.В. в ходе которой установлено, что Васильевой А.В. на праве собственности бесплатно как многодетному гражданину предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1500 кв.м+/-14 кв.м., местоположение которого установлено <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Согласно выписке из ЕГРН данный участок оформлен в собственность Васильевой А.В. При этом установлено, что в нарушение требований законодательства, предоставленный земельный участок не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры, в частности, электроснабжением, подъездными путями. Указанное бездействие Администрации Эвенкийского муниципального района нарушает права и законные интересы семьи на использование земельного участка по назначению для строительства дома. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Эвенкийского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения ответчиком не устранены.
На основании указанного прокурор просит возложить на администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края обязанность в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1500 кв.м+/-14 кв.м., местоположение которого установлено <адрес>, предоставленный Васильевой А.В., электроснабжением, подъездными путями к земельному участку.
В судебном заседании заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края Чурбанов С.А. административное исковое требование поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные истцы Васильева А.В., Васильев В.А., Васильева В.В., Васильева А.Г., Васильева Г.Г., Васильева Н.Г., Удыгир Ю.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заявлений, ходатайств в суд не направляли.
Представитель административного ответчика – Администрации ЭМР Маймага Н.В. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о признании административного иска, а также заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В силу положений ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8,ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 г. N 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" установлена задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем. Пунктом 2 указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер но улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии со статьями 39.5, 39.19 Земельного кодекса РФ порядок постановки граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Такой порядок на территории Красноярского края установлен Законом Красноярского края от 04.12.2008 года №7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Согласно ст.ст.14, 29.1 указанного Закона Красноярского края многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеет право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, расположенный на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, для целей по своему выбору, в том числе для целей индивидуального жилищного строительства.
В силу части 1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий.
В системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Эвенкийского района Красноярского края на основании заявления Васильевой А.В. проведена проверка соблюдения положений законодательства в сфере обеспечения объектами транспортной и инженерной инфраструктуры и возможностью подключения жилых домов на таких участках к инженерно-техническим сетям, органами местного самоуправления за счет собственных средств, предоставляемых земельных участков гражданам, имеющим 3-х и более детей, в ходе которой установлено, что администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края в полной мере вышеуказанное законодательство не соблюдается.
Приказом Департамента земельно-имущественных отношений Администрации Эвенкийского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен Васильевой А.В. на праве собственности бесплатно земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1500 кв.м+/-14 кв.м., местоположение которого установлено <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от 13.01.2021 г. № правообладателем земельного участка с кадастровым номером № является Васильева А.В. право собственности зарегистрировано 21.12.2020 года, вид разрешенного использования земельного участка- для индивидуального жилищного строительства.
По результатам проверки прокуратуры в адрес главы администрации Эвенкийского муниципального района внесено 18.04.2022 года представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления земельных участков многодетным гражданам.
Также прокуратурой Эвенкийского района в целях контроля исполнения требований по представлению направлено Главе администрации Эвенкийского муниципального района требование от 19.09.2022г. о предоставлении информации о фактическом устранении нарушений законодательства по представлению от 18.04.2022г.
Как следует из акта осмотра земельного участка от 08.11.2022г., составленного помощником прокурора совместно с представителем Департамента земельно-имущественных отношений Администрации ЭМР, на земельном участке с кадастровым номером № принадлежащего Васильевой А.В. отсутствуют: обеспечение подъездными путями, обеспечение сетями электроснабжения, обеспечение водоснабжением, обеспечение водоотведения (л.д.45).
Таким образом, из представленных доказательств по делу следует, что до настоящего времени администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный Васильевой А.В., не обеспечен электроснабжением, подъездными путями к земельному участку.
Представителем административного ответчика подано заявление о признании административного иска в полном объеме.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права и позицию Конституционного суда РФ, суд приходит к выводу, что организация электроснабжения, дорожная деятельность отнесены к вопросам местного значения Эвенкийского муниципального района.
Административным ответчиком не представлено доказательств принятия действенных мер для обеспечения земельного участка, находящегося в собственности Васильевой А.В., инженерной инфраструктурой, электроснабжением, подъездными путями на протяжении длительного периода времени.
Таким образом, суд установил, что органом местного самоуправления обязанности, предусмотренные федеральным законодательством, осуществляются с его нарушением. Бездействием Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившимся в не обеспечении предоставленного земельного участка объектами инженерной инфраструктуры, в частности, электроснабжением, подъездными путями. Указанное бездействие нарушает права и законные интересы многодетной семьи на использование земельного участка по назначению для строительства жилого дома.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования, заявленные прокурором являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом, суд полагает, что требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поскольку выбор способа исполнения указанной обязанности орган местного самоуправления осуществляет самостоятельно по своему усмотрению.
В соответствии со ст.227 КАС РФ суд считает необходимым установить срок выполнения возложенных на администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края обязанностей сроком в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, посчитав его разумным и достаточным.
В силу подп. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 1500 ░░.░. +/- 14 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. (08.02.2023░.)
░░░░░ ░.░. ░░░░░░