Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-72/2024 (3а-857/2023;) ~ М-370/2023 от 20.11.2023

№3а-72/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2024 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,

при секретарях Гришине К.В., Елизарове А.Ю.,

с участием прокуроров Филипповской О.Н., Поповой Е.А.,

представителя административного истца ООО «Нова» Ильичева С.Н.,

представителя административного ответчика Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области Мешковой М.В.,

представителя заинтересованного лица ООО «Желдормаш» Харламовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Нова» о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

приказом министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области от 10 августа 2021 года № 36/70-од (далее – Приказ № 36/70-од, Министерство) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» (далее – ПЗЗ).

Приказ № 36/70-од опубликован 12 августа 2021 года на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (http://www.pravo.orb.ru).

ООО «Нова» (далее - административный истец, Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области о признании данного нормативного правового акта недействующим в части, в котором указало, что является собственником земельного участка №, площадь 3920 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение зданий учебно-методического центра, адрес (местоположение): (адрес)

Департаментом     градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на основании на основании заявления Общества от 29 сентября 2022 года подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №.

В соответствии с пунктом 2.2 градостроительного плана разрешенное использование земельного участка – код 3.5 – образование и просвещение (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для воспитания, образования и просвещения.

Согласно разделу 5 Градостроительного плана, земельный участок полностью расположен в границах санитарно-защитной зоны производственных, коммунальных и прочих объектов Оренбургского локомотиворемонтного завода филиала ОАО «***». В границах указанной санитарно-защитной зоны запрещается использовать земельные участки в целях размещения объектов образовательного назначения.

Границы зон с особыми условиями использования территорий, защитных зон объектов культурного наследия отображены в Приложении № 4 к ПЗЗ, из которого видно, что санитарно-защитная зона полностью накладывается на земельный участок Общества.

Административный истец полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены необоснованные ограничения по использованию земельного участка, так как в установленном порядке размер санитарно-защитной зоны не рассчитывался и не устанавливался. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» решение об установлении такой зоны утверждается Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем, а не исполнительным органом.

Сведения о наличии в Правилах землепользования и застройки муниципального образования город Оренбург санитарно-защитной зоны нарушает права Общества как собственника земельного участка, поскольку оно лишено возможности использовать его в соответствии с назначением, не может строить объекты образовательных учреждений.

Просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение №4 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Оренбург, утвержденных приказом Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области от 10 августа 2021 г. №36/70-од, в части распространения санитарно-защитной зоны от Оренбургского локомотиворемонтного завода филиала ОАО «***», на территорию земельного участка с кадастровым номером №.

Определением Оренбургского областного суда от 18 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области.

Представитель административного истца Ильичев С.Н. в судебном заседании требования поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что санитарно-защитная зона от Оренбургского локомотиворемонтного завода включена в ПЗЗ с нарушением действующего законодательства. Данное обстоятельство установлено в административном деле № по административному иску ФИО19 об оспаривании Правил землепользования и застройки муниципального образования город Оренбург. Требования были заявлены в отношении этой же санитарно-защитной зоны, но владельцем другого земельного участка. Ответчиком выступал Оренбургский городской Совет, утвердивший Правила землепользования и застройки. Поскольку в настоящее время данные полномочия принадлежат Министерству архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, то выводы данного решения относимы и к данному ответчику. Кроме того, утверждение административного ответчика о том, что санитарно-защитная зона от Оренбургского локомотиворемонтного завода отображена на Генеральном плане города не соответствует действительности, поскольку в рамках вышеназванного дела № заявлялись требования и об оспаривании решения Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года №674 «Об утверждении Генерального плана города Оренбурга» в части распространения санитарно-защитной зоны на земельный участок истца. Производство по делу в этой части было прекращено определением от 8 сентября 2020 года в связи с тем, что решение Оренбургского городского Совета от 26 июня 2020 года №936 внесены изменения в Генплан города, оспариваемая санитарно-защитная зона была исключена. В настоящее время на сайте администрации города размещена карта зон с особыми условиями использования территорий, на которой санитарно-защитная зона от Оренбургского локомотиворемонтного завода отсутствует.

Представитель административного ответчика Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области Мешкова М.В. возражала против удовлетворения административного иска, полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом власти, порядок его принятия и обнародования соблюден. Санитарно-защитная зона, отображённая в приложении №4 к ПЗЗ, является ориентировочной, ее существования обусловлено нахождением промышленного предприятия - Оренбургского локомотиворемонтного завода. Данная зона определена на основании СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и действует до 1 января 2025 года, если собственником не будет в установленном порядке внесена в ЕГРН. Данная санитарно-защитная зона существовала в Генеральном плане горда, а также в ранее действовавшей редакции Правил землепользования и застройки города Оренбург. Министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, сохраняя преемственность с ранее действовавшими ПЗЗ, просто перенесло ее в актуальные Правила, никакие расчеты или согласования при этом не делались.

Представитель заинтересованного лица АО «Желдорреммаш» Харламова Т.Н. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила суду, что в 2007 году на основании проекта была утверждена ориентировочная санитарно-защитная зона от производственных объектов Оренбургского локомотиворемонтного завода. Данная зона действует и на сегодняшний день. В настоящее время АО «Желдорреммаш» проводятся мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, проект проходит государственную экспертизу.

Представители заинтересованных лиц Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В письменном отзыве представитель Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга полагался на усмотрение суда в разрешении спора, отметил, что в градостроительном плане в соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации указываются сведения об ограничениях в пользовании конкретным земельным участком. Источником информации о данных ограничениях являются документы территориального планирования и территориального зонирования, в том числе, Правила землепользования и застройки.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в отзыве на исковые требования указал, что с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), действуют в части, не противоречащей Правилам.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года № 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

В соответствии с пунктом 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии с п. 3 Правил решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон в соответствии с санитарной классификацией, предусмотренной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Оренбургский локомотиворемонтный завод - филиала АО «Желдорреммаш» относится к объектам II класса опасности согласно п. 14.2.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 места перегрузки и хранения сырой нефти, битума, мазута и других вязких нефтепродуктов, и химических грузов, места перегрузки и хранения сжиженного природного газа объемом от 550 до 1 тысячи куб. м. с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 500 метров.

Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.03.2022 года № 84 в отношении объектов II - V классов опасности, приведенных в главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В адрес Управления поступило два заявления о выдаче санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии с санитарными правилами документации на «Проект санитарно-защитной зоны для Оренбургского локомотиворемонтного завода - филиала АО «Желдорреммаш», по результатам рассмотрения которых выданы санитарно-эпидемиологические заключения о несоответствии от 19.10.2021 года № 56.01.08.000.Т.001095.10.21, от 26.08.2021 года №.

В Управление заявление об установлении санитарно-защитной зоны для Оренбургского локомотиворемонтного завода - филиала АО «Желдорреммаш» не поступало.

Согласно ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 03.08.2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ) санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения.

В виду того, что решение об установлении санитарно-защитной зоны не принималось, сведения о санитарно-защитной зоне и ограничениях использования земельных участков в ЕГРН не вносились.

Вместе с тем, согласно ст. 13 Федерального закона от 03.08.2018 года № 342-ФЗ с 1 января 2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитной зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитной зоны, с заявлениями об установлении санитарно-защитной зоны или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитных зон возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

В виду того, что в настоящее время решение об установлении санитарно-защитной зоны не принято и для Оренбургского локомотиворемонтного завода - филиала АО «Желдорреммаш» такая зона не установлена, необходимо руководствоваться ориентировочными размерами, предусмотренными санитарной классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Кроме того, согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года № 222 приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Прокурор Попова Е.А. в своем заключении полагала, что административный иск подлежит удовлетворению.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу пункта 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Право физических и юридических лиц на оспаривание решения об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке предусмотрено пунктом 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Административный истец ООО «Нова» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадь 3920+/- 22 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение зданий учебно-методического центра, адрес (местоположение): (адрес), следовательно, Общество вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании указанного нормативного правового акта.

Проверив доводы административного истца о несоответствии Правил землепользования и застройки в оспариваемой части требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Правила землепользования и застройки, исходя из содержания пункта 8 статьи 1 названного кодекса, является документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 ГрК РФ.

Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» утверждены по результатам публичных слушаний, проведенных 22 июля 2021 г. департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в соответствии с постановлением Главы города Оренбурга от 22 июня 2021 г. №43-п и публикации в газете «Вечерний Оренбург» (№48 от 23 июня 2021 г.) с учетом изменений вносимых в Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург».

Приказ министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» №36/70-од от 10 августа 2021 г. опубликован 12 августа 2021 г. на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru.

Из анализа норм ГрК РФ, Земельного Кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Оренбургской области от 16 марта 2017 года № 1037/233-IV-ОЗ «О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области», Закона Оренбургской области от 24 декабря 2020 года № 2564/720-VI-O3 «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области», Генерального плана города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года № 674 (далее – Генеральный план), Указа Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2020 года № 674-ук «Об утверждении положения о министерстве архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области», постановления Правительства Оренбургской области от 29 марта 2021 года № 200-пп «Об утверждении положения о реализации органами исполнительной власти Оренбургской области отдельных полномочий в области градостроительной деятельности, перераспределенных Законом Оренбургской области «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области», следует, что Приказ № 36/70-од принят в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия, включая предусмотренной статьями 31 – 32 ГрК РФ процедуре, и правилам введения его в действие.

Между тем, некоторые положения оспариваемого нормативного акта противоречат нормам действующего федерального законодательства.

Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН).

Как следует из пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к указанным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3 Санитарных правил).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.

Пунктом 3 указанных Правил также предусмотрено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен определенный порядок установления санитарно-защитных зон. Установленные ограничения землепользования в санитарно-защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно-защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования какой-либо санитарно-защитной зоны при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, на картах Правил землепользования и застройки отображена зона с особыми условиями использования территории - санитарно-защитная зона промышленных объектов ОАО «Российский железные дороги», Оренбургский локомотиворемонтный завод филиал ОАО «***», которая распространяется на территорию земельного участка с кадастровым номером №, собственником которого является ООО «Нова». Данные обстоятельства в судебном заседании были подтверждены представителем административного ответчика.

Департаментом     градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на основании на основании заявления Общества от 29 сентября 2022 года подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №.

Согласно разделу 5 Градостроительного плана, земельный участок административного истца полностью расположен в границах санитарно-защитной зоны производственных, коммунальных и прочих объектов Оренбургского локомотиворемонтного завода филиала ОАО «РЖД». В границах указанной санитарно-защитной зоны запрещается использовать земельные участки в целях размещения объектов образовательного назначения.

Из материалов дела следует, что постановление об утверждении санитарно-защитных зон для объектов Оренбургского локомотиворемонтного завода филиала ОАО «***» Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем не принималось, как не принималось и Главным государственным санитарным врачом Оренбургской области или его заместителем.

Таким образом, в порядке, предусмотренном пунктами 4.2 и 4.3 СанПиН, санитарно-защитные зоны на указанной территории не устанавливались. Представленный проект санитарно-защитной зоны, утвержденный директором Оренбургского локомотиворемонтного завода 14 сентября 2007 года, не свидетельствует о соблюдении установленного порядка, поскольку данный проект содержит лишь запись о согласовании данного проекта с начальником Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту по Оренбургскому отделению, что не подменяет собой необходимость принятия соответствующего решения именно уполномоченным должностным лицом - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или их заместителями.

При этом ни Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не относят к полномочиям органов государственной власти Оренбургской области, исполняющих отдельные полномочия органов местного самоуправления, вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.

С учетом изложенного отображение в Правилах землепользования и застройки МО г. Оренбург, являющихся обязательными для неопределенного круга лиц, не утвержденных в установленном порядке санитарно-защитных зон, фактически свидетельствует об установлении административным ответчиком такой зоны, что противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы.

Доводы административного ответчика о том, что санитарно-защитная зона от Оренбургского локомотиворемонтного завода была предусмотрена в Генеральном плане города Оренбурга и прежней редакции Правил землепользования и застройки, суд отклоняет как необоснованные.

Так, административным истцом представлены судебные акты по административному делу № по административному исковому заявлению Гаврилова Павла Евгеньевича об оспаривании положений Генерального плана МО г. Оренбург и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Оренбург. Из данных документов усматривается, что истцом оспаривались положения вышеуказанных нормативных правовых актов в части распространения предусмотренной в них санитарно-защитной зоны на территорию принадлежащего ему земельного участка. В ходе рассмотрения административного дела административный ответчик принял решение от 26 июня 2020 года №936 о внесении изменений в Генплан города, которым оспариваемая санитарно-защитная зона была исключена.

В судебном заседании исследовалась карта зон с особыми условиями использования территории, размещенная на сайте администрации города Оренбурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой отсутствует отображение спорной санитарно-защитной зоны.

Кроме того, суд учитывает факт вынесения Оренбургским областным судом 26 сентября 2022 года решения по делу *** по административному делу по иску ФИО20 об оспаривании Правил землепользования и застройки МО г. Оренбург в части распространения санитарно-защитной зоны от Оренбургского локомотиворемонтного завода на принадлежащий ей земельный участок. В данном деле суд пришел к выводу о незаконности установления данной санитарно-защитной зоны. Решение суда вступило в законную силу, и указанные выводу имеют преюдициальное значения как для административного ответчика Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, так и для заинтересованного лица АО «Желдорреммаш», поскольку они участвовали в рассмотрении вышеуказанного дела.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик не наделен правом на отображение в картографическом материале ПЗЗ ориентировочных размеров санитарно-защитных зон, закрепленных санитарной классификацией предприятий, но не утвержденных в установленном порядке, и в отсутствие разработанного проекта таких зон, поскольку это противоречит актам большей юридической силы.

Из изложенного следует, что оспариваемый ООО «Нова» нормативный правовой акт в части принят с нарушениями действующего федерального законодательства, то есть не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого часть оспариваемого нормативного акта должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которым если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что приказ Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области применялось в течение определенного времени, и на его основании реализованы права граждан и организаций, суд считает возможным признать его недействующим в части со дня вступления в законную силу решения суда. Министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области обязано опубликовать (обнародовать) сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ №4 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2021 ░. №36/70-░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «***», ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ http://www.pravo.orb.ru ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░          ░.░.░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-72/2024 (3а-857/2023;) ~ М-370/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Нова"
Прокурор Оренбургской области
Ответчики
Министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области
Другие
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области
АО "Желдорреммаш"
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Кучаев Руслан Рафкатович
Дело на сайте суда
oblsud--orb.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация административного искового заявления
21.11.2023Передача материалов судье
23.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Подготовка дела (собеседование)
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее