УИД: 34RS0008-01-2024-004994-73
Дело № 2а-3093/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Галаховой И.В.
при секретаре Бессарабовой Н.А.,
с участием: представителя административного ответчика Голубевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июля 2024 года в городе Волгограде административное дело по административному иску Тамарова В. В. к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась в суд к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности. Свои требования мотивирует тем, что истец Тамаров В.В. является родителем ребенка-инвалида Тамаровой В.В., 2017 г.р., состоит на учете в качестве нуждающегося в получении земельного участка в собственность бесплатно. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Облклмимущество с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:34:070107:677, площадью 1000 кв.м, местоположением: г. Волгоград, ..., з/у 33 в собственность бесплатно. Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно по причине предоставления данного участка в аренду любым заинтересованным лицам путем проведения аукциона, в котором ему предложили принять участие. Полагает, что будучи инвалидом, лицо относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.
Просит суд признать решение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области об отказе в предоставлении земельного участка №21-04-01/8841 от 15.05.2024 незаконным, признать за истцом право собственности на земельный участок, кадастровый номером 34:34:070107:677, площадью 1000 кв.м, местоположением: г. Волгоград, ..., з/у 33.
Административный истец Тамаров В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил
Представитель административного ответчика Голубева Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала отказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области законным.
Заинтересованное лицо Кулешов Ю.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что истец Тамаров В.В. является отцом ребенка-инвалида Тамаровой В.В., 2017 г.р., состоит на учете в качестве нуждающегося в получении земельного участка в собственность бесплатно, что подтверждается выпиской из решения Облкомимущества от 16.06.2020 № 2168.
06.05.2024 Тамаров В.В. обратился в Облклмимущество с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:34:070107:677, площадью 1000 кв.м, местоположением: г. Волгоград, ..., з/у 33 в собственность бесплатно в собственность бесплатно, для индивидуального жилищного строительства.
15.05.2024 Облкомимуществом принято решение, оформленное исходящим письмом № 21-04-01/8841 о невозможности предоставления в собственность бесплатно указанного земельного участка.
Невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно, административный ответчик мотивировал тем, что по данным информационной системы "Инфраструктура пространственных данных Волгоградской области", местоположение испрашиваемого Тамаровым В.В. земельного участка совпадает с местоположением земельного участка, в отношении которого ранее в Облкомимущество поступило заявление иного лица о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду.
В рамках рассмотрения указанного заявления Облкомимуществом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ размещено извещение о возможности предоставления в аренду сроком на 20 (двадцать) лет указанного земельного участка в печатном издании "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" № 59, на официальном портале Губернатора и администрации Волгоградской области www.volgograd.ru в разделе Облкомимущества и на сайте www.torgi.gov.ru.
По правилам ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административными истцами срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч.1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку оспариваемый отказ датирован 15.05.2024, административное исковое заявление поступило в суд 17.06.2024, установленный законом срок на оспаривание ненормативного акта административным истцом не пропущен.
В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" уполномоченный орган принимает решение о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 14.1, 17 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 2); графическим описанием границ испрашиваемого земельного участка, которое приложено к заявлению о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, предусмотрено образование земельного участка, вид разрешенного использования и (или) размеры которого не соответствуют правилам землепользования и застройки, правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченных органов местного самоуправления, определяющих в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (подпункт 9).
В соответствии с пунктом 13 статьи 36.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Как следует из материалов дела, в отношении земельного участка, испрашиваемого Тамаровым В.В., с кадастровым номером 34:34:070107:677, расположенного по адресу: г. Волгоград, ..., з/у 33, в Облкомимущество поступило заявление иного лица о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду, в связи с чем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ размещено извещение о возможности предоставления в аренду сроком на 20 лет указанного земельного участка.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 16 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. При этом, часть 1 указанной статьи прямо предусматривает на необходимость определения нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий, исходя из критериев, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что правом на первоочередное предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Тамаров В.В. на момент распределения спорного земельного участка не обладал, кроме того, он обратился с заявлением на основании ст. 39.19 ЗК РФ, Закона №123-ОД на общих основаниях предоставления земельного участка в собственность бесплатно определенным категориям граждан.
Таким образом, поскольку решение Облкомимущества от 15.05.2024 №21-04-01/8841 принято в пределах компетенции названного органа, без нарушения установленной нормативными актами процедуры, основано на правильном определении фактических обстоятельств дела, соответствует требованиям закона, административным ответчиком не допущено нарушения прав Тамарова В.В., основания для удовлетворения административного иска и возложения на ответчика какой-либо обязанности отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ 17.07.2024.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.