Дело № 2а-131/2023
УИД 75RS0012-01-2023-000181-67
Решение
Именем Российской Федерации
02 августа 2023 года с.Калга
Калганский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Давыдовой О.А.,
при секретаре Высотиной Н.А.,
с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Калганского района Забайкальского края Чулкова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-131/2023 по административному исковому заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования – сельского поселения «Верхне-Калгуканское» в лице администрации сельского поселения «Верхне-Калгуканское» к Совету сельского поселения «Верхне-Калгуканское» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Калганского района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления Калганского района, обязанности по своевременному предоставлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В ходе проверки установлено, что по результатам выборов ДД.ММ.ГГГГ года депутатами Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» избраны: ФИО1., ФИО2., ФИО3., ФИО4., ФИО5., ФИО6., ФИО7.
Вместе с тем, вышеуказанными депутатами Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей в Администрацию Губернатора Забайкальского края по истечению четырехмесячного срока со дня их избрания (с ДД.ММ.ГГГГ 2020 года) не направлялись.
Данное обстоятельство послужило основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ года в Совет сельского поселения «Верхне-Калгуканское» представления с требованием о привлечении депутатов Совета к дисциплинарной ответственности в соответствии с федеральным законодательством.
В прокуратуру района поступил ответ на представление, согласно которому Советом сельского поселения «Верхне-Калгуканское» не приняты меры по отношению к вышеуказанным депутатам.
Вместе с тем, депутатами Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» не приняты во внимание нормы действующего законодательства Российской Федерации, предусматривающие безусловное освобождение лица от замещения муниципальной должности в случае непредоставления в установленный срок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Административный истец просит признать незаконным бездействие Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское», выразившееся в отрицательном рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» - ФИО1., ФИО2., ФИО8., ФИО9., ФИО5, ФИО6., ФИО7. в связи с неисполнением ими предусмотренной ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» обязанности.
Обязать Совет сельского поселения «Верхне-Калгуканское» в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу рассмотреть на заседании Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» ФИО1 ФИО2., ФИО8., ФИО9., ФИО5 ФИО6 ФИО7. в связи с неисполнением ими предусмотренной ч.4 ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» обязанности в соответствии с требованиями ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Обязать Совет сельского поселения «Верхне-Калгуканское» направить в администрацию Губернатора Забайкальского края сведения о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» ФИО1., ФИО2 ФИО8 ФИО9., ФИО5., ФИО6., ФИО7 в связи с утратой доверия для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Калганского района Забайкальского края Чулков Р.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское», заинтересованные лица: ФИО1., ФИО2., ФИО8., ФИО9., ФИО5., ФИО6 ФИО7., представитель администрации Губернатора Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещены, об отложении не просили, своих представителей, возражений не направили.
Представитель административного ответчика - председатель Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» ФИО10 направил в суд письменное заявление о признании административных исковых требований в полном объеме, указав, что последствия признания иска разъяснены и понятны.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующий в деле, о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения заместителя прокурора, исследовав письменные материалы дела, учитывая признание административного иска представителем административного ответчика, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту – Закон № 273-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В силу ч.10.1 ст.40 Закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.12.1 Закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.4.2 ст.12.1 Закона № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе.
Частью 1 ст.12.3 Закона Забайкальского края от 25 июля 2008 года № 18-ЗЗК «О противодействии коррупции в Забайкальском крае» установлено, что граждане, претендующие на замещение муниципальной должности в муниципальных образованиях Забайкальского края, и лицо, замещающее муниципальную должность, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей Губернатору Забайкальского края.
В силу п.2 ч.1 ст.13.1 Закона № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти (Постановление Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 года № 20-П).
Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.
Следовательно, непредоставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Согласно ч.3 ст.13.1 Закона № 273-ФЗ сведения о применении к лицу, замещающему муниципальную должность, взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются органом местного самоуправления, в котором это лицо замещало соответствующую должность, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст.15 Закона № 273-ФЗ.
Частью 11 ст.40 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Частью 7 ст.31 Устава сельского поселения «Верхне-Калгуканское», утвержденного решением Совета поселения от 05 июня 2018 года № 53, предусмотрено, что полномочия депутата Совета прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ.
Непринятие решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» за допущенные ими нарушения не отвечает перечисленным требованиям закона.
Как установлено в ходе судебного заседания и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 ФИО2., ФИО8., ФИО4., ФИО5., ФИО6 ФИО7 избраны депутатами Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское».
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что депутатами Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» ФИО1 ФИО2., ФИО8., ФИО4., ФИО5 ФИО6., ФИО7. по истечению четырехмесячного срока со дня их избрания не направлялись в Администрацию Губернатора Забайкальского края сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
ДД.ММ.ГГГГ года Прокурором Калганского района Забайкальского края в адрес Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, а именно, о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» ФИО1 ФИО2, ФИО8., ФИО4., ФИО5 ФИО6., ФИО7.
ДД.ММ.ГГГГ года Советом сельского поселения «Верхне-Калгуканское»
было принято решение в отношении депутатов Совета сельского поселения «Верхне-Калгуканское» ФИО1 ФИО2 ФИО8., ФИО4 ФИО5 ФИО6 ФИО7 ограничиться устным замечанием.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что депутатами сельского поселения «Верхне-Калгуканское» ФИО1 ФИО2 ФИО8 ФИО4., ФИО5., ФИО6., ФИО7 не исполнены обязанности, которые установлены федеральными законами по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, что является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата.
Принятие представительным органом – Советом сельского поселения «Верхне-Калгуканское» - решений, противоречащих законодательству о противодействии коррупции, нарушает права неопределенного круга лиц, интересы сельского поселения «Верхне-Калгуканское», так как допускает возможность нарушения лицами с публично-правовым статусом действующего антикоррупционного законодательства и влечет незаконное освобождение такого лица от установленной законом ответственности.
При установленных судом обстоятельствах и перечисленных правовых норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований административного иска, в связи с чем, они подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в частности предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ административный ответчик как орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.157, 175-180, 227 КАС РФ суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░» - ░░░1 ░░░2 ░░░8., ░░░9 ░░░5 ░░░6., ░░░7 ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.4 ░░.12.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 273-░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2008 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░» ░░░1., ░░░2., ░░░8., ░░░9., ░░░5., ░░░6., ░░░7. ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.4 ░░.12.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 273-░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2008 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 40 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 131-░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2003 ░░░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░» ░░░1., ░░░2 ░.░., ░░░8., ░░░4., ░░░5., ░░░6., ░░░7 ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░-░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.