Дело № 2а-1672/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 декабря 2022 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Гавриловой О.Н.,
при секретаре Сухановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области к Управлению федеральной службы судебных приставов по Смоленской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области обратилась в суд с иском к Управлению федеральной службы судебных приставов по Смоленской области (далее - УФССП России по Смоленской области), Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области (далее - МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области), судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В., где просит признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от <дата> № <номер>, вынесенное в рамках исполнительного производства от <дата> № <номер>-ИП, указав в обоснование требований, что решением Смоленского районного суда Смоленской области от <дата>, вступившим в законную силу <дата> на Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность выделить Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области денежные средства для приобретения жилого помещения Соловьеву В.И., на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» возложена обязанность на выделенные Департаментом Смоленской области по образованию и науке денежные средства приобрести и предоставить Соловьеву В.И. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. На основании исполнительного листа, выданного судом во исполнение вышеуказанного решения суда, <дата> в отношении должника Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области возбуждено исполнительное производство № <номер>-ИП и установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области постановления о возбуждении исполнительного производства. <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с административного истца в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № <номер>-ИП. Истец считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку <дата> административный истец в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке направил заявку о выделении денежных средств для приобретения Соловьеву В.И. жилого помещения, о чем сообщила <дата> судебному приставу-исполнителю. Таким образом, администрация уведомила судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения решения суда в 5-дневный срок. Кроме того, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. сообщалось, что согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на 2022 год, субвенция на обеспечение жильем Соловьева В.И. не предусмотрена с учетом хронологии вынесения решения судов и вступления их в законную силу). По состоянию на <дата> решение суда по обеспечению жилым помещением Соловьева В.И. по списку указано тридцать шестым неисполненным. 14.09.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о назначении срока для исполнения требований по исполнительному производству № <номер>-ИП от <дата> до <дата>. По состоянию на <дата> решение суда по обеспечению помещением Соловьева В.И. по списку в муниципальном образовании «Смоленский район» Смоленской области двадцать восьмое неисполненное. Денежные средства для приобретения жилого помещения Соловьеву В.И. в бюджет муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области не поступали. На основании вышеизложенного административный истец исполнить решение суда, в части касающейся предоставление жилого помещения не имел возможности, что является основанием для отмены оспариваемого постановления.
Протокольным определением Смоленского районного суда Смоленской области от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент Смоленской области по образованию и науке (л.д.33).
Представитель административного истца Глазкова К.А., действующая по доверенности со специальными полномочиями, требования поддержала по основаниям указанным в иске, дополнив, что при поступлении денежных средств Соловьев В.И. будет обеспечен жильем.
Представители административных ответчиков УФССП России по Смоленской области, МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В., представитель заинтересованного лица Департамента Смоленской области по образованию и науке, заинтересованное лицо Соловьев В.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель УФССП России по Смоленской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие представителя Управления (л.д.37).
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> на основании исполнительного листа Серия ФС № <номер>, выданного Смоленским районным судом <адрес> <дата> с предметом исполнения: обязать Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области на выделенные Департаментом Смоленской области по образованию и науке денежные средства приобрести и предоставить Соловьеву В.И. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, общей и жилой площадью не менее установленных социальных норм предоставления судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство № <номер>-ИП (взыскатель Соловьев В.И.) (л.д.16-17, 26, 27).
Судебным приставом-исполнителем должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, 5 дней с момента получения должником копии постановления.
Вышеуказанное постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области <дата>, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (л.д.16, 27).
<дата> Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в адрес судебного пристава-исполнителя Евтушенко Л.В. направлено сообщение № <номер> о невозможности исполнения требований в установленный срок в связи с отсутствием субвенции на обеспечение жильем Соловьева В.И. на 2022 год. Дополнительно указано, что Администрацией в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке <дата> направлена заявка на выделение денежных средств для приобретения жилья Соловьеву В.И. Согласно распределению субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на 2022 год субвенция на обеспечение жильем Соловьеву В.И. не предусмотрена (с учетом хронологии вынесения решения судов и вступления их в законную силу). По состоянию на <дата> решение суда по обеспечению жилым помещением Соловьева В.И. по списку в муниципальном образовании «Смоленский район» 36-е неисполненное. Просят продлить срок для исполнения требований по исполнительному производству № <номер>-ИП от <дата> до <дата> (л.д.20).
<дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления(ходатайства) Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о назначении срока для исполнения требований по исполнительному производству № <номер>-ИП от <дата> до <дата> (л.д.21).
<дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. вынесено постановление № <номер> о взыскании с должника Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д.9, 28).
Согласно частям 11 и 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Согласно статье 1 Закона Смоленской области от 29.11.2007 №114-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» данный закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.
В соответствии со ст.2 вышеназванного закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе: получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.
В соответствии с п.5 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 N 202 приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год.
Таким образом, Смоленской областью государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. При этом передача полномочий должна быть осуществлена с одновременным их финансированием. То есть, исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.
Из материалов дела следует, что 29.07.2022 Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области направило в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке заявку на выделение денежных средств для приобретения благоустроенного жилого помещения с целью его последующего предоставления Соловьеву В.И. по договору найма специализированного жилого помещения во исполнение решения Смоленского районного суда Смоленской области от <дата> вступившего в законную силу <дата> (л.д.18-19).
Суд, учитывая установленные по делу обстоятельства, приходит к выводу о том, что поскольку административный истец не исполнил требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, не представил судебному приставу-исполнителю доказательства невозможности исполнения требований исполнительного документа, вследствие непреодолимой силы, судебный пристав-исполнитель правомерно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора от 12.10.2022.
В то же время, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (пункт 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»). При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 ГК РФ).
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Учитывая отсутствие у Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области свободного жилого помещения, которое могло быть предоставлено взыскателю Соловьеву В.И. по договору найма специализированного жилого помещения на территории Смоленского района, подачи администрацией в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке заявок о предоставлении субсидий на приобретение Соловьеву В.И. денежных средств, после поступления субсидий соблюдение порядка, установленного Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для приобретения квартиры, суд приходит к выводу, что у административного истца имелись обстоятельства, объективно препятствующих исполнению судебного решения о предоставлении жилого помещения Соловьеву В.И. в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в неисполнении решения суда в установленный срок и об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░> №№ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> № № <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░░> № № <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.12.2022