Дело № 2а-677/№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2023г. <адрес>
<адрес>
Партизанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Савельевой Н. П.,
при секретаре Карповой Ю. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга и муниципального образования к ответчику, в котором просил признать незаконным бездействие администрации <адрес> муниципального района, выразившееся не проведении работ по очистке кюветов на автомобильной дороге по <адрес> с правой и левой стороны по ходу движения, не очистке водоотводной трубы, а также не проведению работ по установке тротуара на автомобильной дороге по <адрес>, возложить обязанность на ответчика провести указанные работы.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований о муниципальной собственности <адрес> муниципального района. Установлено, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями <адрес> муниципального района и <адрес>ом» автомобильная дорога по <адрес> передана в собственность администрации <адрес>.
В ходе проведенной выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОГИБДД МОМВД России «<адрес>» и специалистом администрации <адрес> установлено, что кюветы на автомобильной дороге по <адрес> с правой и левой стороны по ходу движения не очищены. Кроме того, в нарушение п. 9 <данные изъяты> водоотводная труба захламлена, что послужило затоплению автомобильной дороги и земельных участков (произошел перелив реки) в период прохождения тайфуна в ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 4.5.1.1 «<данные изъяты>, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими. В силу пункта 4.5.1.3. «<данные изъяты>. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №) тротуары располагают с обеих второй дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что тротуар на автомобильной дороге по <адрес> отсутствует.
Указанные обстоятельства свидетельствует о ненадлежащем состоянии муниципальной собственности - автомобильной дороги по <адрес>, что может повлечь разрушение, а так порчу имущества.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе администрации <адрес> внесено представление, вместе с тем нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены.
В судебном заседании прокурор <адрес> Прокудин Р. С. требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Антишко Р. К. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями. В обоснование возражений указал, что в ходе проведённого обследования администрацией района ДД.ММ.ГГГГ нашли подтверждение факты заиливания незначительного участка кюветов по <адрес> и засыпания их грунтом (общая длина 122 метра), а также заиливания водопропускной трубы. Общий объём предполагаемых работ составит выборку: 11,75+14,4+5= 31,15 м3 грунта и ила. В этой части администрация признаёт заявленные исковые требования. При этом администрация просит суд учесть о наличие обстоятельств исключающих возможность проведения указанных работ в полном объёме, а именно наличие прав третьих лиц на земельный участок. В отношении проведения работ по устройству тротуара администрация возражала в полном объёме.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями <адрес> муниципального района и <адрес>ом» автомобильная дорога по <адрес> передана в собственность администрации <адрес>.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.
Статьей 34 Федерального закона № установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно п. 6 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов), а также замена водоотводных трубок и лотков, восстановление изоляции на части мостового полотна, устранение дефектов системы водоотвода на искусственных сооружениях и подходах к ним.
В соответствии с п. 3.4 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденной письмом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ОС-28/1270-ис, работы по содержанию системы водоотвода выполняют на основе регулярного ее осмотра. Они носят сезонный характер, что обеспечивает постоянное поддержание на требуемом уровне ее прочности и устойчивости земляного полотна дороги и его элементов.
В ходе прокурорской проверки соблюдения требований о муниципальной собственности <адрес>, и проведенной ДД.ММ.ГГГГ выездной проверки совместно с ОГИБДД МОМВД России <адрес>» и специалистом администрации <адрес> установлено, что кюветы на автомобильной дороге по <адрес> с правой и левой стороны по ходу движения не очищены. Кроме того, в нарушение п. 9 ГОСТ <данные изъяты> водоотводная труба захламлена, что привело к затоплению автомобильной дороги и земельных участков (произошел перелив реки) в период прохождения тайфуна в <адрес>.
На основании определения суда, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было проведено выездное обследование указанной дороги работниками отдела дорожного хозяйства, по итогам составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному акту, дорога по <адрес> имеет общую длину 2,65 км., состоит из двух отрезков: первый - <адрес>, имеет асфальтобетонное покрытие; второй - пересечения с <адрес> до <адрес> (внутрипоселковая дорога от <адрес> до <адрес>), длиной 1,51 м, ширина - 4 м имеет грунтовое покрытие. Также установлено, что на первом участке с твёрдым покрытием ширина асфальтобетонной проезжей части составляет 5 метров, ширина обочин по 1,20 метров с каждой стороны.
Участок водоотводной канавы длиной 47 метров в силу природных факторов заилен грунтами, а также засыпан грунтом в результате действий неустановленных лиц на отрезке дороги от <адрес> до пересечения с <адрес> общей протяжённостью 122 метра. Также, в данной части дороги имеется заиленная водопропускная труба длиной 10 метров и диаметром 0,5 метра.
Предполагаемый объём ремонтных работ на данном участке может составить очистка кюветов от наносов - 11,75м3; очистка кюветов от грунта, уложенного неустановленными лицами - 14,4м3; очистка трубы от заиливания - 5м3.
Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждения доводы административного истца о бездействии ответчика по проведению работ по очистке кюветов, очистке водопроводной трубы на указанной части автомобильной дороги по <адрес> в <адрес>.
Кроме того, ответчиком проведена проверка информации о возникновении насыпи грунта на вышеуказанном участке территории, примыкающем к дороге.
Из материалов публичной кадастровой карты установлено, что на перекрёстке <адрес> образован и поставлен на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. метра. Схема расположения данного участка утверждена таким образом, что его границы примыкают с двух сторон к территории дороги и переулка. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ участок передан в аренду ФИО5 по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешённого использования - индивидуальные жилые <адрес> этажа с придомовыми земельными участками. Также из схемы усматривается, что одна из переливных труб примыкает к участку арендатора ФИО5. По мнению ответчика, указанный арендатор мог осуществить насыпку грунта вплотную к проезжей части, тем самым засыпав кювет и перекрыв доступ водооттока через трубу. Указанное обстоятельство исключает возможность ответчику беспрепятственно сформировать кювет в месте расположения земельного участка с кадастровым номером №. Кроме того, из сведений кадастровой публичной карты усматривается, что отрезок асфальтированной дороги <адрес> от места её пересечения с <адрес> до земельного участка № находится на территории многоконтурного земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № (контур №).
Между тем, суд считает, что данные доводы административного ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований о возложении на ответчика указанных видов работ, поскольку ответчиком была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером № таким образом, что его границы примыкают с двух сторон к территории дороги и переулка, в связи с чем на ответчике лежит ответственность по формированию кювета в месте расположения указанного земельного участка, путем, в том числе согласования о производстве необходимых работ с владельцами земельных участков, которые примыкают к автомобильной дороге.
Между тем, требования административного истца о возложении на ответчика обязанности по проведению работ по устройству тротуара не подлежат удовлетворению.
Исходя из положений статьи 1 ГОСТа <данные изъяты> «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», существующая дорога по <адрес> не имеет тротуара, соответственно, его установка является реконструкцией дороги. Учитывая имеющиеся параметры, исходя из представленных акта и схем, для реконструкции потребуется расширение полосы отвода дороги, которое не возможно в силу сформированных вдоль неё земельных участков, переданных гражданам. Кроме того, в посёлке <адрес> зарегистрировано около 600 человек, соответственно интенсивность движения пешеходов существенно меньше 200 человек. Таким образом, по мнению суда, заявленное требование не соответствует требованиям ГОСТ, в связи с чем суд считает необходимым в указанной части отказать в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. 175, 177-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░