РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2024 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Самойловой М.В.,
с участием прокурора Лазукиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-64/2024 по административному исковому заявлению Зотова В.А. о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2022 год,
у с т а н о в и л:
30.11.2021 министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 2795 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».
Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 01.12.2021 на портале и официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2022 год).
В названный Перечень пунктом <данные изъяты> включен объект недвижимого имущества <данные изъяты> (нежилое помещение, площадью 780.8 кв.м, расположенное по адресу: <данные изъяты>).
Объект с 2016 находился в собственности Зотова В.А., с 09.02.2023 принадлежит Зотову А.В.
Вступившим в законную силу решением Тульского областного суда от 26.07.2019 вышеуказанный объект исключен из Перечня на 2018 год. Из Перечня на 2019 год объект исключен по заявлению собственника во внесудебном порядке.
Зотов В.А. обратился в суд с административным иском о признании недействующим вышеуказанного Перечня в части включения в него объекта <данные изъяты> соответствующим пунктом. Административный истец сослался на противоречие нормативного правового акта в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец Зотов В.А. заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям, пояснив, что помещение не используется для целей, установленных ст. 378.2 НК РФ, с момента вынесения указанного судебного решения ничего не менялось.
Заинтересованное лицо Зотов А.В. подержал заявленные требования.
Административный ответчик министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, заинтересованные лица - администрация г.Тулы, правительство Тульской области, Управление Росреестра по Тульской области, ППК «Роскадастр» по Тульской области (в лице представителей), в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, от указанной администрации имеются письменные возражения по существу заявленных требований.
Выслушав объяснения административного истца, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, п. 67 ч. 1 ст. 44 Федеральный закон от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая в подпункте 6 пункта 1 в качестве таковых называет, в том числе, помещение.
Законом Тульской области от 20.11.2014 № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.
Абз. 2 подп. 3 решения Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц» установлена налоговая ставка для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2,0 процента.
Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установил суд, оспариваемое распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовано в соответствии с подп. 3 п. 7 ст. 378.2 НК РФ, постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».
Оно издано уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденному Постановлением правительства Тульской области № 452 от 13.10.2016 (пп. 4 п.8), с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проверяя распоряжение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязано доказать законность включения объектов в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.
Как видно из материалов дела, объект недвижимого имущества <данные изъяты> имеет наименование и назначение: нежилое помещение, площадь 780.8 кв.м, расположен по адресу: <данные изъяты> и в 2022 году находился в собственности Зотова В.А.
Нежилое помещение входит в состав объекта <данные изъяты> (многоквартирный жилой дом <данные изъяты>).
Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции административного ответчика, объект включен в Перечень, на основании информации, предоставленной администрацией г.Тулы, объект подлежит включению в Перечень, так как может быть использован в целях, предусмотренных ст.378.2 НК РФ. Однако такое предположение ответчика не может быть достаточным основанием для включения объекта в Перечень.
Доказательств тому, что осмотры помещения предшествовали формированию оспариваемого Перечня, не представлено. Актов, составленных в установленном порядке и соответствующих требованиям закона, не оформлялось.
Объявление о продаже объекта собственником, как объекта свободного назначения, имеющаяся в сети интернет, на что сослалось министерство в обоснование своей позиции, также не подтверждает, что объект фактически использовался на ноябрь 2021 года под коммерческую деятельность или, что более 20% его площади составляют помещения, имеющие подобное назначение по документам.
По информации, которая представлена администрацией в министерство в виде таблицы, объект рекомендовался к включению в Перечни, как торговый, администрация констатировала нахождение там ломбарда.
Это обстоятельство доказательственно никак не подтверждено, при этом административный истец в судебном заседании отрицал факт нахождения в помещении ломбарда.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, применительно к рассматриваемому случаю в Перечни подлежало бы включению помещение, если бы разрешенное использование, наименование самого помещения или более 20% его площадей по данным ЕГРН или документам технического учета (инвентаризации) предусматривало размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также, если бы оно находилось в здании, более 20% площадей которого имеет такое назначение или которое находится на участке с соответствующим видом разрешенного использования, то есть, в здании, являющимся торговым либо административно - деловым центром.
По сообщению ГУ ТО «Областное БТИ», в учреждении на постоянном хранении находится инвентарное дело на многоквартирный дом, сведений о наличии в его составе помещения №98 не имеется.
По сведениям технического паспорта по состоянию на 28.11.2006 (экспликация подвального этажа), в состав указанного жилого дома <данные изъяты> входит, в том числе подвал, площадью 729.1 кв.м.
Анализ технической документации, правоустанавливающих документов на помещение, показывает, что в общую площадь данного помещения, 729.1 кв.м, вошли площади помещений: подсобные, складские помещения, туалет, моторные, холодильные камеры, раздевалки, лифты, лестничная клетка, комната механика, другие, не предусматривающие ведения торговой или административно-деловой деятельности.
Отдельный технический паспорт на помещение №98, площадью 729.1 кв.м, не выдавался.
В состав помещения магазин объект не входит.
Эти же обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Тульского областного суда от 26.07.2019 года и в силу ст. 64 КАС РФ доказыванию в рамках данного дела не подлежат.
Судом также установлено, что в 2018-2020 году административным истцом произведена и узаконена (судебным решением) перепланировка объекта с организацией отдельного входа.
Как следует из представленного суду технического плана на объект от 20.10.2020, объект является нежилым помещением вспомогательного назначения, расположен в подвале многоквартирного дома, частично (вход) на первом этаже, площадь помещения в результате перепланировки (организация отдельного входа) составила 780.8 кв.м.
Таким образом, нежилое помещение на момент его включения в Перечень являлось самостоятельным объектом недвижимости и по своим признакам не относилось к объектам торговли, поскольку согласно техническому паспорту нежилое помещение фактически располагается в подвале, состояло из помещений, назначение которых не предусматривает ведение соответствующей деятельности.
Достаточных оснований утверждать о том, что помещение расположено в торговом или административно - деловом центре, что само по себе позволило бы отнести все помещения в здании, включая рассматриваемый объект, к коммерческой недвижимости, не имеется.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что налоговое законодательство в качестве одного из основных начал правового регулирования в названной сфере закрепило принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (пункт 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу, что предназначение помещения <данные изъяты>, предназначение здания, в состав которого оно входит, без установления вида фактического использования и предоставления дополнительных сведений и расчетов о количестве площадей помещения, предусматривающих размещение офисов или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позволяли отнести данный объект, к объектам недвижимого имущества, поименованным в пункте 1 ст. 378.2 НК РФ.
Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением заявленных требований административного истца суд на основании ст. 111 КАС РФ считает необходимым при распределении судебных расходов взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу административного истца 300 руб. в возврат госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 378.2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.11.2021 №2795, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░»- http://npatula.ru, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» - www.pravo.gov.ru, ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» (http://tularegion.ru).
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ -