Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-338/2024 ~ М-316/2024 от 11.06.2024

Дело № 2а-338/2024

УИД27RS-0016-01-2024-000498-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вяземский 04 июля 2024 года

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе

председательствующего судьи Чистовой Т.С.,

при секретаре Снегур И.М.,

с участием представителя административного истца администрации Вяземского муниципального района – Кузнецовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Вяземского муниципального района к СОСП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ГМУ ФССП России, судебному приставу-исполнителю СОСП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ГМУ ФССП России Левченко А. И., Главному межрегиональному (специализированное) управление ФССП России, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование указывая, что на основании решения суда по делу № 2-438/2023, вступившего в законную силу 17.11.2023, Администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края (должник) обязана предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке ФИО4, ФИО7 в пределах территории сельского поселения «село Красицкое» Вяземского муниципального района Хабаровского края общей площадью не менее 40 кв.м. отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам. 10.04.2024 на основании исполнительного листа по данному решению, судебный пристав-исполнитель СОСП по Хабаровскому края и Еврейской Автономной области Левченко А.А. возбудила исполнительное производство№ 27491/24/98027-ИП. Постановление получено должником 22.04.2024, установлен 5-дневный срок для исполнения требований исполнительного документа, с момента получения должником копии постановления. В установленный срок исполнительный документ Администрацией Вяземского муниципального района не исполнен, судебный пристав-исполнитель 03.06.2024 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Административный истец просит освободить его от исполнительского сбора, поскольку решение суда исполнить не представляется возможным, на территории сельского поселения «село Красицкое» Вяземского района свободного жилого помещения, отвечающего требованиям, указанным в исполнительном документе, для предоставления ФИО7, нет. Кроме того, полагает, что приняты все меры по исполнению решения: проводятся мероприятия по приобретению в муниципальную собственность жилых помещений, 05.06.2024 размещалось извещение о закупке по приобретению в муниципальную собственность жилых помещений на территории сельского поселения «село Красицкое» путем проведения аукциона, размещен объект закупки, цели и назначение приобретения жилого помещения. Размещенный аукцион признан несостоявшимся, заявок на участие не подано. Для приведения в исполнение решения суда готовится повторная заявка, что требует временных затрат. Вместе с тем средства для приобретения жилых помещений предусмотрены в рамках утвержденной постановлением администрации Вяземского муниципального района от 08.12.2021 № 1118 программы «Переселение граждан, проживающих на территории сельских поселений Вяземского муниципального района Хабаровского края», для расселения из ветхого и аварийного жилья. Кроме того администрацией неоднократно предлагалось рассмотреть вопрос о получении денежной компенсации на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен получения жилья по договору социального найма; предлагалось жилье из маневренного фонда на территории сельских поселений «Аван», «Дормидонтовка», однако согласия не достигнуто. Бюджет Вяземского муниципального района является высокодефицитным и на плановый 2025 и 2026 г первоочередные расходы не обеспечены источниками финансирования, имеются долговые обязательства перед Министерством финансов по предоставлению бюджетного кредита в размере 9000 000руб. и 20379 330 руб. В настоящее время отсутствуют источники обеспечения дополнительных расходных обязательств, для выделения дополнительных бюджетных ассигнований необходимо изменение в решение о бюджете. Полагает, что истец принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Просит освободить администрацию Вяземского муниципального района Хабаровского края от исполнительского сбора.

Представитель административного истца администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края Кузнецова Т.В., не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, представила документы в обоснование доводов в административном исковом заявлении.

В судебное заседание представители административных ответчиков СОСП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ГМУ ФССП России, судебному приставу-исполнителю СОСП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ГМУ ФССП России Левченко А.И., Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России, заинтересованные лица не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило.

Поскольку явка указанных лиц в судебное заседание обязательной не признавалась, на основании ч.6 ст.226 КАС РФдело рассмотрено по существу без участия в судебном заседании указанных административных ответчиков и заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений статьи 360 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащих в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе, в том числе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии с ч.1 ст.105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно частям 1-3 ст.112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч.3 ст.112 Закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112 Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Закона).

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» производстве, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу положений статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четвертую от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Таким образом порядок рассмотрения дела об освобождении от уплат исполнительского сбора определяется в зависимости от выбранного должником способа защиты своего права.

Как установлено в судебном заседании на основании решения суда по делу № 2-438/2023, вступившего в законную силу 17.11.2023, Администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края (должник) обязана предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке ФИО4, ФИО7 в пределах территории сельского поселения «село Красицкое» Вяземского муниципального района Хабаровского края общей площадью не менее 40 кв.м. отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

10.04.2024 на основании исполнительного листа по данному решению, судебный пристав-исполнитель СОСП по Хабаровскому края и Еврейской Автономной области Левченко А.А. возбудила исполнительное производство№ 27491/24/98027-ИП. Постановление получено должником, установлен 5-дневный срок для исполнения требований исполнительного документа, с момента получения должником копии постановления – 11.04.2024.

В установленный срок исполнительный документ Администрацией Вяземского муниципального района не исполнен, судебный пристав-исполнитель 03.06.2024 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Вместе с тем, суд считает возможным освободить должника от взыскания исполнительского сбора, учитывая следующие обстоятельства.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (постановление от 30 июля 2001 года N 13-П).

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

По смыслу приведенных правовых норм, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 47 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 года N 4, отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, в виде взыскания исполнительского сбора и может повлечь признание незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Как следует из материалов дела, исполнительного производства, и установлено судом, решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 16.10.2023 на администрацию Вяземского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке ФИО4, ФИО7 в пределах территории сельского поселения «село Красицкое» Вяземского муниципального района Хабаровского края общей площадью не менее 40 кв.м. отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

10.04.2024 возбуждено исполнительное производство №27491/24/98027-ИП-ИП должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Данное постановление получено должником 11.04.2024, что следует из скришота системы электронного взаимодействия, однако в срок, установленный постановлением, добровольно не исполнено, что заявителем не оспаривается.

Административным истцом представлена Выписка из Сводной бюджетной росписи Вяземского муниципального района по состоянию на 01.05.2024 год, где муниципальной программой предусмотрены средства для приобретения жилых помещений в рамках утвержденной постановлением администрации Вяземского муниципального района от 08.12.2021 № 1118 программы «Переселение граждан, проживающих на территории сельских поселений Вяземского муниципального района Хабаровского края», для расселения из ветхого и аварийного жилья в размере 4508,646 тыс.руб. для покупки готового жилья на вторичном рынке. Кроме того, администрация Вяземского муниципального района испытывает дефицит бюджетных средств, в материалы дела представлены сведения о долговых обязательствах перед Министерством финансов по предоставлению бюджетного кредита в размере 9000 000руб. и 20379 330 руб. (кредитные договоры от 16.11.2023, сроком до 25.12.2024, а также от 18.12.2023 сроком до 25.12.2024 года, соответственно).

Администрацией неоднократно предлагалось взыскателям ФИО4 и ФИО7 рассмотреть вопрос о получении денежной компенсации на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен получения жилья по договору социального найма; предлагалось жилье из маневренного фонда на территории сельских поселений «Аван», «Дормидонтовка», однако согласия не достигнуто (уведомления взыскателю от 28.09.2023, 22.09.2023), заявлением в адрес администрации ФИО4, ФИО7 отказались, что, безусловно, не является мерами по исполнению решения, поскольку предпринимались до его вынесения, а также не соответствует предмету исполнения решения суда.

Вместе с тем, администрацией после вынесения решения неоднократно предлагалось рассмотреть вопрос о получении денежной компенсации на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен получения жилья по договору социального найма (уведомления взыскателям от 02.02.2024, 11.04.2024) после вынесения решения суда 16.10.2023, а также в рамках ФЗ-44 Администрацией размещены аукционы по закупке по приобретению в муниципальную собственность жилых помещений на территории сельского поселения «село Красицкое» путем проведения аукциона от 05.06.2024, размещен объект закупки, цели и назначение приобретения жилого помещения, сумма закупки – 800000 рублей. Размещенный аукцион признан несостоявшимся, заявок на участие не подано, а также подготовлена к размещению 05.07.2024 заявка, с результатам подведения итогов 09.07.2024, сумма закупки – 1109807,60 рублей.

Кроме того, со взыскателями достигнуто соглашение 02.07.2024 о выплате денежной компенсации на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен получения жилья по договору социального найма в размере 1109807,60 руб., о чем представлено заявление взыскателей ФИО4, ФИО7, для переселения из аварийного жилья.

Суд полагает представленные доказательства достаточными и допустимыми для вывода о действиях администрации Вяземского района, направленных на исполнение решения суда и требований исполнительного документа, при обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении в полном объеме требований исполнительного документа.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000,00 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03.06.2024 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 27491/24/98027-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.07.2024.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-338/2024 ~ М-316/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края
Ответчики
Главное межрегиональное (специализированное) управление ФССП России
СОСП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ГМУ ФССП России
судебный пристав-исполнитель СОСП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ГМУ ФССП России Левченко А.И.
Другие
Фоминский Николай Иванович
Прокурор Вяземского района
Суд
Вяземский районный суд Хабаровского края
Судья
Чистова Татьяна Станиславовна
Дело на сайте суда
vyazemsky--hbr.sudrf.ru
11.06.2024Регистрация административного искового заявления
13.06.2024Передача материалов судье
17.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2024Подготовка дела (собеседование)
28.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2024Судебное заседание
11.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2024Дело оформлено
22.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее