Решение изготовлено в окончательной форме 28 июля 2023 года
Дело № 2а-6184/2023 Санкт-Петербург
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2023 года
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Мининой Е.Н.,
при секретаре Соколовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСЖ "Озерки" к судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП ГУ ФССП по Санкт-Петербургу Панаите Ю.В., судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП ГУ ФССП по Санкт-Петербургу Онькову В.С., Выборгский РОСП, ГУ ФССП России по г. Санкт-Петербургу об освобождении от исполнительного сбора,
У С Т А Н О В И Л:
ТСЖ "Озерки" обратилось в Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП ГУ ФССП по Санкт-Петербургу Панаите Ю.В., судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП ГУ ФССП по Санкт-Петербургу Онькову В.С., Выборгский РОСП, ГУ ФССП России по г. Санкт-Петербургу, в котором просило освободить должника от уплаты исполнительного сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава исполнителя Панаите Ю.В. от 25.01.2023.
Административный истец, административные ответчики, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, приходит к следующему.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 1 с. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", которой установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Статья 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" устанавливает двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства для исполнения судебным приставом-исполнителем требований, содержащихся в исполнительном документе, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, приведен в ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с нормами ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно при наличии у судебного пристава-исполнителя сведений об отсутствии документов, свидетельствующих об исполнении должником требований исполнительного документа.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
При этом, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, отменяются меры по обращению взыскания, в том числе на денежные средства должника.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, 18.05.2022 судебным приставом-исполнителем Выборгского РОСП ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу на основании исполнительного листа серии ФС № 038647137 от 12.05.2022, выданного Выборгским районным судом Санкт-Петербурга по делу № 2-1352/2022, возбуждено исполнительное производство № 145649/22/78002-ИП в отношении должника ТСЖ "Озерки", взыскателем по которому выступает Рауцеп Е.Л., предмет исполнения – обязать ТСЖ "Озерки" произвести ремонт общего многоквартирного коридора № этажа № парадной дома по адресу: <адрес> своими материалами и за свой счет в течении одного месяца со дня вступления решения в силу. (л.д.75).
Указанным постановлением должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Названное постановление направлено в личный кабинет должника на Едином портале государственных и муниципальных услуг 18.05.2022 и получено последним 20.05.2022, а также получено нарочно 20.06.2022 (л.д. 77, 82).
Судебным приставом исполнителем было выставлено требование, а именно в 7-дневный срок со дня поступления данного требования обязать ТСЖ "Озери" произвести ремонт обобщего многоквартирного коридора № этажа № парадной дома по адресу: <адрес> своими материалами и за свой счет в течении одного месяца со дня вступления решения в силу. Копию данного требования представитель ТСЖ "Озерки" получил 20.06.2022 (л.д. 74).
В связи с тем, что в предоставленный для добровольного исполнения срок, административный истец требования исполнительного документа не исполнил, о наличии объективных причин, препятствующих исполнению судебного акта не сообщил, судебным приставом-исполнителем Выборгского РОСП ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу Панаите Ю.В. 25.01.2023 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.; данное постановление административным истцом получено нарочно 25.01.2023, о чем имеется отметка (л.д. 53).
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, несмотря на то, что ТСЖ "Озерки" с достоверностью было известно о наличии на исполнении в Выборгском РОСП ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу исполнительного производства, судебному приставу-исполнителю не были представлены доказательства, свидетельствующие об исполнении административным истцом требований исполнительного документа, либо о невозможности их исполнения в установленный срок, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ТСЖ "Озерки" требований о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 150, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ "░░░░░░" ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░