№ 2а-1546/2023
УИД 35RS0009-01-2023-001645-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2023 года г. Вологда
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Скороходовой А.А.,
при секретаре Куликовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воробьева А.О. к администрации Вологодского муниципального округа о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
решением администрации Вологодского муниципального округа, оформленным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, Воробьеву А.О. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1502 кв.м в <адрес> для ведения огородничества на основании пунктов 5, 6 статьи 11.9, пунктов 2, 12, подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению, не соответствует требованиям к ее подготовке и разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам (не учтена санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника, не учтен Генеральный план <адрес>, согласно которому земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения (Р1), охранной зоне линии связи, при отсутствии согласия собственника сооружения.
Воробьев А.О. не согласившись с указанным отказом, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Вологодского муниципального округа, указав, что отказ является незаконным. Просил признать незаконным отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения огородничества, изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на административного ответчика обязанность в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть ее заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В обоснование административных исковых требований указав, что санитарно-защитная зона на испрашиваемой территории не установлена, зона рекреационного назначения отсутствует. Согласно Правилам землепользования и застройки Кубенского сельского поселения Вологодского муниципального района испрашиваемый земельный участок расположен в зоне населенного пункта, предусматривающей вид разрешенного использования – ведение огородничества. Участок сформирован с учетом охранных зон ВЛ..
Административный Воробьев А.О. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц: правительства Вологодской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области», Управления Ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области, Кубенское территориальное управление Администрации Вологодского муниципального округа, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае имеются доказательства наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
Статьей 11.10 ЗК РФ регламентирован порядок подготовки, утверждения и содержания схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно данной норме схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (пункт 2).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12).
Такие требования установлены приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Одними из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 5 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законам
Как установлено судом и следует из материалов дела, Воробьев АО. обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1502 кв.м. <адрес> для ведения огородничества.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Вологодского муниципального округа Воробьеву А.О. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению, не соответствует требованиям к ее подготовке и разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам (не учтена санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника, не учтен Генеральный план <адрес>, согласно которому земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения (Р1), испрашиваемый участок находится в охранной зоне линии связи.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности своих действий возлагается на орган публичной власти, его должностных лиц.
Таким образом, для признания законным оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления названного земельного участка административный ответчик должен был доказать, что он расположен в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, в зоне рекреационного назначения, в охранной зоне линии связи
Вместе с тем, относимые, допустимые и достоверные доказательства, которые бы подтверждали наличие данных оснований, в материалах дела отсутствуют.
На территории <адрес> действуют правила землепользования и застройки Кубенского сельского поселения Вологодского муниципального района, утвержденные Постановлением правительства Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ №, которые разработаны, в том числе, в соответствии с генеральным планом Кубенского сельского поселения Вологодского муниципального района, утвержденным решением Совета Кубенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, генеральным планом <адрес> утвержденным решением Совета Кубенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее также - Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Вместе с тем доказательства установления в определенном законом порядке на испрашиваемой административным истцом территории санитарно-защитной зоны скотомогильника со стороны административного ответчика не представлено.
Управление Ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области представило информацию, что в настоящее время проводятся мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника в д.Песочное до 100 метров во всех направлениях, после положительного заключения сведения будут внесены в ЕГРН.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Градостроительный кодекс Российской Федерации не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ). Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Вместе с тем согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Кубенского сельского поселения Вологодского муниципального района, утвержденных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника не установлена.
Только решение Главного государственного санитарного врача РФ содержит сведения о границах санитарно-защитной зоны, такого решения относительно спорной территории не принималось.
Тот факт, что графическое обозначение границ санитарно-защитной зоны скотомогильника с кадастровым № содержится в документах Генерального плана <адрес>, не опровергает отсутствие надлежащим образом установленной санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительный кодекс РФ не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
Иных доказательств расположения испрашиваемого земельного участка на территории которая не может быть предоставлена под огородничество стороной ответчика не представлено.
Таким образом, оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления Воробьеву А.О. земельного участка, площадью 1502 кв.м в <адрес> для ведения огородничества носит незаконный характер и нарушает права и законные интересы Воробьева А.О. что является основанием для удовлетворения административного иска в части признания оспариваемого решения незаконным.
В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав, суд полагает необходимым возложить на администрацию Вологодского муниципального округа обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства в течение четырнадцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с положениями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу на основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1502 ░░.░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1502 ░░.░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░). ░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.