Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2022-001140-97
10 апреля 2023 года Производство № 3а-274/2023
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2023 года
Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2023 года
Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаа Ч.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Объединенная Компания РУСАЛ Уральский Алюминий» (Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052) (сокращенное наименование – АО «РУСАЛ УРАЛ») к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
заинтересованные лица: публично-правовая компания «Роскадастр», Администрация Каменск-Уральского городского округа,
при участии в судебном заседании представителя административного истца
АО «РУСАЛ УРАЛ» – Пискова И.А.,
У С Т А Н О В И Л :
30 декабря 2022 года в Свердловский областной суд (далее также – суд) поступил административный иск АО «РУСАЛ УРАЛ» (далее также – общество), в котором административный истец просил пересмотреть утвержденную по состоянию на
1 января 2020 года кадастровую стоимость земельных участков, имеющих кадастровые номера <№>, <№>, <№> (далее также соответственно – участки <№>, <№> и <№>, а при совместном упоминании – земельные участки).
В обоснование заявленных требований общество ссылалось на то, что оно является собственником участков <№> и <№>, а также арендатором участка <№> и обязано уплачивать земельный налог и вносить арендную плату, размер которых поставлен в зависимость от величины кадастровой стоимости земельных участков, тогда как оспариваемая кадастровая стоимость, составляющая для участка <№> –
363681 060 руб. 94 коп., для участка <№> – 142996 411 руб. 48 коп., участка <№> – 332003661 руб. 61 коп., превышает рыночную стоимость названных объектов недвижимости и влечет экономически необоснованный размер земельного налога и арендной платы. В целях устранения нарушения имущественных прав общества административный истец, доказывая необходимость принятия выводов независимого оценщика, изложенных в отчете ООО «ЗеттаЛекс» от 3 ноября 2022 года № 03/11/2022 (далее – отчет, отчет об оценке), просил установить для земельных участков оспариваемую кадастровую стоимость равной рыночной стоимости, составляющей для участка <№> – 192145 000 руб., для участка <№> – 120985 000 руб., а для участка <№> – 224145 000 руб.
Определением суда от 11 января 2023 года административный иск был принят к производству. Тем же определением возбуждено производство по административному делу, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены публично-правовая компания «Роскадастр» и Администрация Каменск-Уральского городского округа.
Определением суда от 15 февраля 2023 года по ходатайству административного истца по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, порученная эксперту ( / / )3, перед которым поставлен вопрос о величине рыночной стоимости участков <№> и <№>, по состоянию на 1 января 2020 года. Тем же судебным актом производство по делу было приостановлено до поступления заключения эксперта.
Определением суда от 23 марта 2023 года на 10 апреля 2023 года было назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу, а в случае возобновления производства по делу – и для проведения судебного разбирательства по делу.
В связи с поступлением в материалы дела заключения эксперта
от 15 марта 2023 года протокольным определением суда от 10 апреля 2023 года производство по делу было возобновлено на основании статьи 192 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).
Поскольку в определении суда от 23 марта 2023 года было указано на проведение в назначенном на 10 апреля 2023 года судебном заседании разбирательства дела в случае возобновления производства по делу, суд перешел к рассмотрению дела по существу.
При этом ввиду надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела и на основании части 4 статьи 247 КАС РФ судебное разбирательство по делу было проведено в отсутствие административных ответчиков и заинтересованных лиц, не обеспечивших явку своих представителей в судебное заседание.
По письменному ходатайству административного истца суд применительно к положениям части 1 статьи 46 КАС РФ принял уточнение административных исковых требований, согласно которому общество просило установить оспариваемую кадастровую стоимость участка <№> равной 200641374 руб., участка <№> равной – 200978850 руб. согласно заключению. Кроме того, судом принято устное уточнение административного иска, согласно которому общество просило определить период действия рыночной стоимости земельных участков, заявленной к установлению вместо оспариваемой кадастровой стоимости, с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.
Представитель административного истца поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить с учетом принятого уточнения, против выплаты эксперту вознаграждения с депозитного счета суда не возражал.
Заслушав участника судебного заседания и исследовав материалы административного дела, суд установил следующее.
Представленными административным истцом выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) подтверждается то, что общество является собственником земельного участка, имеющего кадастровый <№>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 477053,95 кв. м, и земельного участка, имеющего кадастровый <№>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью
1 339 859 кв. м, а также арендатором земельного участка, имеющего кадастровый <№>, расположенного по адресу: <адрес>.
Выписки из ЕГРН от 15 ноября 2022 года № № КУВИ-001/2022-201430837,
КУВИ-001/2022-201431052, КУВИ-001/2022-201430727 и отзыв ППК «Роскадастр»
от 14 февраля 2023 года свидетельствуют о том, что приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – Министерство)
от 8 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» (далее – Приказ № 3333) по состоянию на 1 января 2020 года кадастровая стоимость участка <№> была утверждена равной 363681 060 руб. 94 коп., участка <№> – равной 142996 411 руб. 48 коп., участка <№> – равной 332003661 руб. 61 коп.
Утвержденная Приказом № 3333 кадастровая стоимость участков <№> и <№> была внесена в ЕГРН 3 декабря 2020 года, а кадастровая стоимость участка <№> –
8 декабря 2020 года, тогда как датой начала ее применения являлось 1 января 2021 года.
Приказом Министерства от 21 ноября 2022 года № 5500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» (далее – Приказ № 5500) по состоянию
на 1 января 2022 года кадастровая стоимость участка <№> была утверждена равной
158258976 руб. 87 коп., участка <№> – равной 297 343601 руб. 94 коп., участка <№> –равной 441362953 руб. 19 коп.
Утвержденная Приказом <№> кадастровая стоимость земельных участков внесена в ЕГРН; датой начала ее применения является 1 января 2023 года.
На основании договора на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков оценщиком ООО «ЗеттаЛекс» ( / / )4 3 ноября 2022 года был подготовлен отчет, в котором были сделаны выводы о том, что по состоянию
на 1 января 2020 года рыночная стоимость участка <№> составляла 192145 000 руб.,
рыночная стоимость участка <№> – 120985 000 руб., а рыночная стоимость участка <№> – 224145 000 руб.
При этом 13 января 2023 года общество обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области (далее – Комиссия) с основанными на отчете заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, имеющих кадастровые номера <№>, <№>, однако решениями Комиссии от 31 января 2023 года в удовлетворении указанных заявлений было отказано.
В связи с представлением Министерством возражений, сводящихся к невозможности принятия отчета в качестве достоверного доказательства заявленных требований относительно участков № № 5, 69 и основанных на решениях Комиссии
от 31 января 2023 года, по определению суда от 15 февраля 2023 года экспертом ( / / )3 было представлено в суд заключение, в котором сделаны выводы о том, что по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость участка <№> составляла 200641374 руб., а рыночная стоимость участка <№> – 200978850 руб.
Оценив в совокупности материалы и обстоятельства дела, суд пришел к следующим выводам.
Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы главой 25 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации
от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28) разъяснено то, что с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости среди прочих вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, либо являющиеся арендаторами недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) признает плательщиками земельного налога организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), регламентирующая оценку земли, указывает на необходимость установления рыночной стоимости земельного участка в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1) и одновременно предусматривает то, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное
не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2009 года № 582, установлен принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 февраля 2020 года
№ 82-ПП утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов, положения главы 2 которого предусматривают расчет размера арендной платы за земельные участки названной категории принадлежности исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года
№ 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ).
В пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 237-ФЗ установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года
№ 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Закона
№ 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года № 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено
1 января 2018 года.
Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее
1 января 2026 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Федерального закона
от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона
№ 237-ФЗ).
В силу правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 14 Постановления № 28, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В силу части первой статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон
об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке
не установлено иное.
В абзаце первом пункта 20 Постановления № 28 разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Наличие у общества права на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной по состоянию на 1 января 2020 года, признано судом доказанным материалами дела, в том числе в связи с тем, что в периоды действия названной кадастровой стоимости административный истец являлся собственником и арендатором земельных участков и был обязан уплачивать земельный налог и вносить арендную плату, размер которых был поставлен в зависимость от величины кадастровой стоимости названных объектов недвижимости.
Поскольку утвержденная Приказом № 3333 кадастровая стоимость земельного участка определялась в порядке, предусмотренном Законом № 237-ФЗ, ее оспаривание осуществляется по правилам статьи 22 названного закона.
Ввиду того, что Приказом № 5500 по состоянию на 1 января 2022 года утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость названных объектов недвижимости, утвержденная Приказом № 3333, в ходе рассмотрения настоящего административного спора стала архивной.
Между тем сохранение у административного истца до настоящего времени права на применение результатов пересмотра оспариваемой им кадастровой стоимости земельных участков с учетом применения этой стоимости в период с 2021 по 2022 годы и подачи рассматриваемого административного иска в суд в 2022 году подтверждается положениями части 4 статьи 6 Закона № 269-ФЗ.
В этой связи у суда имелись основания для разрешения данного административного спора по существу.
Представленный административным истцом отчет был подготовлен оценщиком ( / / )4 как работником ООО «ЗеттаЛекс», являющейся на момент подготовки отчета членом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «СВОД», имеющей стаж работы в области оценочной деятельности 10 лет, а также действующие квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» и полис страхования профессиональной ответственности оценщиков.
Оценив представленный административным истцом отчет, суд в соответствии со статьями 59, 60, 61 и 84 КАС РФ признал отчет относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу в части определения им рыночной стоимости земельного участка, имеющего кадастровый <№>, поскольку он выполнен компетентным субъектом оценочной деятельности и в указанной части соответствует Закону об оценочной деятельности, действующим федеральным стандартам оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию; в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение оценщиком при оценке земельного участка, имеющего кадастровый <№>, сравнительного подхода и отказ от применения иных подходов надлежащим образом мотивированы; определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация.
При выполнении расчетов оценщик обосновал применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от указанного объекта оценки.
Оценив отчет в части определения им рыночной стоимости земельных участков, имеющих кадастровые номера <№>, <№>, суд не принял его в качестве достаточного и достоверного доказательства заявленных требований, в том числе с учетом неопровергнутых возражений, изложенных в отзыве Министерства, основанных на решениях Комиссии от 31 января 2023 года и признанных судом заслуживающих внимания. При этом судом также было учтено то, что ввиду отклонения Комиссией заявлений о пересмотре кадастровой стоимости участков <№> и <№>, основанных на отчете, представитель общества просил установить действительную рыночную стоимость названных объектов недвижимости путем проведения судебной оценочной экспертизы.
Оценив заключение, суд установил то, что изложенное в нем итоговое суждение о рыночной стоимости земельных участков, имеющих кадастровые номера <№>, <№>, не является произвольным: эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих их характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов; экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
В связи с этим и согласно положениями статей 59, 60, 61, 82 и 84 КАС РФ суд признал заключение относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку оно было подготовлено с учетом требований, предъявляемых к заключению эксперта, притом что эксперт дал подписку о его предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Достаточных доказательств, опровергающих изложенный в отчете вывод о рыночной стоимости земельного участка, имеющего кадастровый <№>, а равно доказательств, опровергающих изложенные в заключении выводы о рыночной стоимости земельных участков, имеющих кадастровые номера <№>, <№>, в материалы дела представлено не было.
Поскольку административным истцом были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер его обязательств как собственника и арендатора земельных участков, а также несоответствие указанного вида стоимости названных объектов недвижимости их рыночной стоимости, суд признал административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления по состоянию на 1 января 2020 года оспариваемой архивной кадастровой стоимости участка <№>, в размере рыночной стоимости, определенной отчетом, а оспариваемой кадастровой стоимости участков <№> и <№>, в размере рыночной стоимости, определенной заключением.
В связи с установлением новой величины архивной кадастровой стоимости земельных участков, ранее утвержденной в соответствии с Законом № 237-ФЗ, и применительно к правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 25 Постановления № 28, в резолютивной части настоящего решения суд признал необходимым указать период действия названной кадастровой стоимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, при разрешении настоящего административного спора судом также определена дата подачи административным истцом указанного заявления, которой в данном случае является дата подачи в суд административного искового заявления – 30 декабря 2022 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№> –
200641 374 ░░░.;
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№> –
200978 850 ░░░.,
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№> –
120985 000 ░░░.,
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░ 1 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░