Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2024 г.
Дело №2а-257/2024
УИД 33RS0006-01-2023-002432-17
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 января 2024 г. г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего Глазковой Д.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тарасова А. А. о признании незаконным решения призывной комиссии <адрес> и <адрес>,
установил:
Тарасов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований указал на то, что состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> и входит в число граждан, подлежащих призыве на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия вынесла решение о его призыве на военную службу. Однако, по мнению административного истца, указанное решение нарушает его право на всестороннее, полное и объективное медицинское освидетельствование, на определение ему категории годности к военной службе, соответствующей его состоянию здоровья, на вынесение в отношении него законного решения призывной комиссии. При прохождении медицинского освидетельствования в военном комиссариате врачам, входящим в состав медицинской комиссии, административный истец жаловался на боль и хруст в плечевом суставе, ограничение его подвижности, что может повлиять на вынесение заключения о годности административного истца к военной службе по состоянию здоровья. Направлений на дополнительное обследование с целью уточнения диагноза по жалобам и установления объективной категории годности к военной службе административному истцу выдано не было. Полагает, что он должен быть освидетельствован по пункту «в» статьи 65 Расписания болезней, который предполагает установление категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе
Административный истец Тарасов А.А. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание также не явился, направил письменный отзыв, в котором с требованиями Тарасова А.А. не согласился. В обоснование позиции указал на то, что Тарасов А.А. ДД.ММ.ГГГГ был вызван в военный комиссариат по месту жительства для прохождения медицинского освидетельствования, в ходе которого был направлен на дополнительное медицинское обследование, которым был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был призван на военную службу. При этом по результатам данных объективного осмотра врачей с исследованием медицинских документов у комиссии не возникло сомнений относительно правильности вынесенной категории годности. Также обратила внимание на злоупотребление Тарасовым А.А. правом на обжалование решения призывной комиссии с целью избежания призыва на военную службу.
Представитель призывной комиссии <адрес> военный комиссар ФИО3 в судебном заседании также возражал против требований Тарасова А.А., в обоснование сославшись на законность решения призывной комиссии, которой были учтены все имеющиеся в материалах учетного дела медицинские документы.
Выслушав административного истца, представителя призывной комиссии, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Военную службу гражданин несет в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон №53-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона №53-ФЗ воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву.
В силу положений статей 22, 23, 24 Федерального закона №53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные, в том числе, не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствованияуказанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (п. 1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона №53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона №53-ФЗ).
Согласно пункту 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе, Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями, В - ограниченно годен к военной службе, Г - временно не годен к военной службе, Д - не годен к военной службе.
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения № к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения № к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт 8 Положения).
Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Тарасов А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> и <адрес>.
Согласно карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с ДД.ММ.ГГГГ Тарасов А.А. проходил освидетельствование врачебной комиссией военного комиссариата <адрес> и <адрес>.
В результате медицинских обследований Тарасова А.А. от врачей-специалистов получены следующие заключения:
- ДД.ММ.ГГГГ при осмотре врача-хирурга был поставлен предварительный диагноз аггравант, тендинопатия, направлен на дополнительное медицинское обследование с повторной явкой ДД.ММ.ГГГГ освидетельствован повторно после обследования в Областной клинической больнице у травматолога. Медицинское заключение после рентгенографии плечевого сустава патологических изменений не выявлено, диагноз: тендинит сухожилия длинной головки двуглавой мышцы левого плеча, посттравматическая артропатия левого плечевого сустава, годен к военной службе с незначительными ограничениями – Б-3.
Врачами хирургом, терапевтом, психиатром, отоларингологом, стоматологом, окулистом и дерматологом определена категория годности А-1.
На основании заключений врачей-специалистов, полученных в результате медицинского обследования Тарасова А.А., врачом, руководящим работой врачебной комиссии, призывнику выставлена категория годности «Б3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями в соответствии со статьей 26г графы 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О военно-врачебной экспертизе».
Согласно решению призывной комиссии Тарасову А.А. выставлена категория годности к военной службе «Б» с показателем предназначения «3».
По итогам призывной комиссии призывнику Тарасову А.А. вручена повестка на отправку в ряды Вооруженных Сил РФ на ДД.ММ.ГГГГ, однако на отправку в армию по повестке он не явился, поскольку им подано настоящее административное заявление.
Врачи-специалисты включаются в состав призывной комиссии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
Согласно пункту 16 раздела 2 указанного Положения персональный состав врачей-специалистов, включаемых в комиссию по постановке граждан на воинский учет, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара.
<адрес> состав призывной комиссии утверждается распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рг «О задачах очередного призыва граждан призывных возрастов на военную службу в сентябре-октябре 2023 года». Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В пункте 5 Инструкции «О порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья», утвержденной приказом Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» указано, что медицинское освидетельствование призывников в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Один из врачей-специалистов (как правило, врач-специалист военного комиссариата), наиболее подготовленный по вопросам военно-врачебной экспертизы, включается в состав призывной комиссии и на него возлагается руководство работой по медицинскому освидетельствованию призывников.
Согласно пункту 4 статьи 5.1 Федерального закона №53-ФЗ в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию, и уточняется в п. 20 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 28 Федерального закона №53-ФЗ призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее - заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Согласно положениям статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8).
Проанализировав доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии военного комиссариата <адрес> и <адрес> о призыве административного истца на военную службу и об определении категории годности к военной службе является законным, обоснованным, вынесенным на основании имеющихся медицинских документов, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Тарасова А.А. Вопреки доводам административного истца, наличие у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы и позволяющих установить иную категорию годности к военной службе, представленными медицинскими документами не подтверждено и врачами-специалистами не выявлено.
Следовательно, отсутствие совокупности таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца, влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований Тарасову А.А. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░