УИД 53RS003-01-2023-000679-85
Дело № 2а-561/2023
Решение
Именем Российской Федерации
31 июля 2023 года с. Марёво Новгородской области
Валдайский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кузьминой С.Н., при секретаре Васильевой А.Н., с участием представителя административного истца заместителя прокурора Марёвского района Новгородской области Корнеева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Марёвского района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Марёвского муниципального округа Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,
установил:
Прокурор Марёвского района Новгородской области обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Марёвского муниципального округа о признании бездействия административного ответчика, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства в сфере проведения оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения незаконным, и об обязании совершить определенные действия, а именно в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильной дороги местного значения, расположенной в пределах Марёвского муниципального округа № ОПМП 015 <адрес>, протяженностью 325, 7 м.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Марёвского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, и реализации полномочий в обозначенной сфере администрацией Марёвского муниципального округа, в ходе которой установлено, что в период с 2022 года до настоящего времени ответчиком в отношении вышеназванной дороги местного значения не проводилась оценка технического состояния.
В судебном заседании заместитель прокурора Марёвского района Корнеев Д.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации Марёвского муниципального округа, в отзыве на административное исковое заявление указал, что считает административные исковые требования обоснованными и законными.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ № 196 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 24 ФЗ № 196 права граждан на безопасные условия движения по дорогам страны гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значении, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 17 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Частью 4 ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утверждён Приказом Минтранса РФ от 7 августа 2020 года № 288.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.
В соответствии с подпунктом 2 п. 4 Порядка определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Марёвского района проведена проверка соблюдения административным ответчиком требований законодательства об обеспечении дорожной деятельности и безопасности дорожного движения и реализации полномочий в обозначенной сфере, в ходе которой установлено, что на территории Марёвского муниципального округа имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения, перечень которых утверждён постановлением Администрации Марёвского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Марёвского муниципального округа». Однако, в период с 2022 года по настоящее время административным ответчиком оценка технического состояния дороги местного значения № ОПМП 015 <адрес>, протяженностью 325,7 м., не проводилась.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, к полномочиям Администрации Марёвского муниципального округа относится решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории округа.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не осуществляется надлежащий контроль за состоянием дороги, что свидетельствует о бездействии со стороны Администрации. Указанный факт стороной ответчика не оспорен.
Доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений суду не представлено, в связи с чем, суд считает, что факт нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в судебном заседании установлен.
В соответствии ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования, в том числе с административным заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства об обеспечении дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, и реализации полномочий в обозначенной сфере Администрацией Марёвского муниципального округа, в защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них (в частности – участников дорожного движения, круг которых постоянно меняется). Суд полагает, что прокурора Марёвского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Выявленные нарушения существенно нарушают права неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на безопасные условия передвижения по дорогам, ставят под угрозу безопасность жизни и здоровья участников дорожного движения, могут явиться причиной значительного ущерба владельцам транспортных средств, а также способствовать совершению дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок исполнения указанных обязанностей со дня вступления решения суда в силу, суд учитывает объем и характер предстоящих работ, сезонные условия и организацию проведения работ с соблюдением требований действующего федерального законодательства, оформления гражданско-правовых договоров, устанавливает срок один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░░ 015 <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ 325, 7 ░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ 4 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.