Дело № 2а-654/2022
11RS0001-01-2022-001164-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2022 года.
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанченко А.В.,
при секретаре судебного заседания Романовой О.М.,
рассмотрев 02 ноября 2022 года в г.Емве административное исковое заявление Блинова В.В. к ФКУ КП - 38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оспаривании действий (бездействия), присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Блинов В.В., обратился в суд с административным иском к ФКУ КП - 38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий (бездействия), присуждении компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в размере 150 000 рублей. В обосновании иска указано, что в период с февраля 2014 года по март 2015 года административный истец отбывал наказание в ФКУ КП - 38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми. По прибытии в ФКУ КП - 38 истец был распределен в отряд №<№>, где содержалось 100 осужденных, отряд был переполнен. В отряде было слабое освещение, антисанитарное состояние, были грызуны. В отряде №<№> отсутствовало горячее водоснабжение, было 4 унитаза на 100 осужденных, перегородки между унитазами были не более метра, отсутствовали двери. В бане ФКУ КП - 38 предоставлялась возможность помывки в очень короткое время, не более 15 минут, при этом имелось всего 5 душевых леек, напор воды бал очень слабым, было мало тазов. Отбывая наказание в КП - 38 истец содержался в ШИЗО в антисанитарных условиях, присутствовали грызуны, дезинфицирующих средств не предоставляли, отсутствовало горячее водоснабжение.
Блинов В.В. о времени и месте проведения судебного заседания извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Ответчики ФКУ КП - 38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, а также заинтересованное лицо УФСИН России по Республике Коми о времени и месте проведения судебного заседания извещены, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствии сторон
ФКУ КП - 38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому истцом пропущен установленный ст.219 ч.5 КАС РФ срок давности обращения в суд, в связи с чем ответчик ходатайствует о его применении. Указано, что требования административного истца являются необоснованными. Административный истец Блинов В.В. содержался в ФКУ КП - 38 с 25.05.2014 по 22.11.2015. Общежитие №<№> было построено в 1983 году и функционирует по настоящее время. Норма жилой площади общежития соответствует требованиям ст.99 УИК РФ. Дератизация и дезинфекция проводятся ежегодно, однако на сегодняшний день отсутствуют договора по дератизации, поскольку они уничтожены в связи с истечением срока хранения. В санитарной комнате общежития имеются перегородки высотой 1,8 метра. Общежитие №<№> рассчитано на 60 спальных мест и в нем не могло содержаться 100 осужденных. Помывка в бане осужденных организована поотрядно, в часы установленные распорядком дня, не реже двух раз в неделю.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 4).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием.
На основании пункта 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного производства Российской Федерации).
Частью 1 статьи 219 Кодекса административного производства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного производства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Судом установлено, что административный истец Блинов В.В., был осужден приговором суда к уголовному наказанию в виде лишения свободы, прибыл в ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми 25.05.2014, где отбывал наказание до 22.11.2015, после чего убыл в другое исправительное учреждение.
Когда имело место нарушение условий содержания лишенных свободы лиц, не подпадающих под действие Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», было возможно применение общих положений (в том числе закрепленных статьями 151, 1069, 1070 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации) об ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должностных лиц, иных публичных образований.
Учитывая то, что допущенные в отношении Блинова В.В., нарушения носили длящийся характер, который в настоящее время продолжает находиться в местах лишения свободы, и обратился в суд после даты введения в Кодекс административного производства Российской Федерации статьи 227.1, его требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном этой статьей. Срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен.
При разрешении административного иска по существу, суд исходит из того, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является одним из основных средств исправления осужденных.
В силу части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.Проверяя доводы административного истца в части нарушений условий содержания в ФКУ КП - 38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, суд приходит к следующему.
Согласно технического паспорта общежития №3 ФКУ КП - 38, общежитие имеет площадь 430, 4 кв.м., имеется водопровод и канализация. Согласно представленной справке водонагреватели в общежитии №3 были введены в эксплуатацию с 2014 года.
Согласно представленной справке, в общежитии №<№> ежегодно проводился косметический ремонт, при этом общежитие рассчитано на 60 спальных мест, в связи с чем заселить в общежитие 100 осужденных невозможно. На момент отбывания административным истцом наказания в КП - 38 в общежитии №<№> содержалось не более 45 осужденных. В туалете общежития имелось 3 унитаза, которые были ограждены между собой перегородкой от пола до потолка, в связи с чем приватность полностью обеспечивалась. В помещении банно - прачечного комбината в помывочном зале имелось 6 леек и 15 тазов. Ограничений по времени для лиц, которые осуществляют помывку нет, единственное ограничение это то, что помывка проводится поотрядно. В общежитии №<№> установлен с 2014 года электрический водонагреватель объемом 100 литров. В помещении штрафного изолятора имеется специально оборудованное помещение, в котором имеется горячее водоснабжение. За время отбывания наказания в ФКУ КП - 38 административный истец дважды водворялся в ШИЗО на срок 15 суток и 2 суток. За время отбывания наказания Блинов В.В. с жалобами на условия содержания в ФКУ КП - 38 к администрации учреждения не обращался.
Кроме этого административным ответчиком представлены фотографии общежития №<№>, из которых усматривается, что общежитие находится в надлежащем состоянии, в санитарном узле имеются перегородки от пола до потолка и двери, что обеспечивает приватность.
Также административным ответчиком представлены фотографии ШИЗО КП - 38 из которых видно, что помещение ШИЗО находится в надлежащем состоянии.
В данной части доводы административного истца об антисанитарном состоянии общежития №3 и помещения ШИЗО, отсутствии приватности в санитарной комнате, несоблюдения требований ст.99 УИК РФ, то, что время помывки в бане было очень коротким, суд находит несостоятельными.
В соответствии со «Сводом правил. Исправительные учреждения и центры уголовно - исполнительной системы. Правила проектирования». (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2017). Таблицы 14.2, помещения для осужденных следует оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных.
В данной части несостоятельны доводы административного истца о том, что в санитарной комнате общежития №3 не хватало унитазов, поскольку согласно представленным сведениям в санитарной комнате общежития №3 имелось 3 унитаза и содержалось 45 осужденных, что соответствует установленным нормам, согласно которым в исправительном учреждении 1 унитаз оборудуется на 15 осужденных.
Согласно представленной справке административный истец дважды водворялся в ШИЗО на 15 суток и на 2 суток. Горячее водоснабжение в ШИЗО КП - 38 имеется в душевой комнате.
Разрешая требования о признании незаконными условий содержания в части отсутствия в ШИЗО горячего водоснабжения суд учитывает, что минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных установлены Правительством Российской Федерации.
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
В силу пункта 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Таким образом, обеспечение помещений исправительных учреждений холодным и горячим водоснабжением и канализацией является обязательным.
Административный ответчик признал факт того, что в камерах ШИЗО отсутствовало горячее водоснабжение. Горячее водоснабжение имелось только в душевой комнате ШИЗО.
Доказательств, опровергающих доводы административного истца об отсутствии в камере ШИЗО подвода горячей воды, административные ответчики не представили.
Факт постройки и введение зданий ФКУ КП-38 в эксплуатацию до принятия выше приведенных норм и правил, не препятствовал их переоборудованию, реконструкции или капитальному ремонту, с целью создания надлежащих условий содержания заключенных.
Доказательств невозможности обеспечить горячее водоснабжение в ШИЗО в спорный период, а также совершения действий, направленных на его обеспечение иным достаточным образом, административными ответчиками не представлено.
В данной части доводы административного истца суд находит обоснованными, однако определяя размер компенсации суд учитывает, что административный истец содержался в ШИЗО непродолжительный период, а именно 15 суток и 2 суток.
Разрешая доводы истца о наличии грызунов в помещении отряда №3 и ШИЗО, суд лишен возможности проверить принятие административным ответчиком мер, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, путем заключения договоров на проведение дезинсекции и дератизации помещений, поскольку договоры на выполнение этих услуг, заключенные со сторонними организациями, не сохранились в связи с их уничтожением по истечении установленного срока хранения. При этом административным ответчиком не представлены акты об уничтожении таких документов за истечением сроков хранения.
Суд находит основания для признания такого нарушения, как не проведение своевременных дератизационных и дезинсекционных мероприятий.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 данного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, интересы Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела представляет ФСИН России.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении суд учитывает характер допущенных в исправительном учреждении нарушений, описанных выше, продолжительность этих нарушений, обстоятельства, при которых нарушение допущено, их последствия и приходит к выводу о том, что в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 3.1 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении вместе с копией соответствующего судебного акта направляется судом в орган, уполномоченный в соответствии с бюджетным законодательством исполнять решение о присуждении компенсации, не позднее следующего дня после принятия решения суда в окончательной форме независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░ - 38 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░