УИД: 66RS0№-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31.07.2024 г. Нижний Тагил
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Жердевой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Баландиной М.А.,
с участием административного истца Казанцева А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-1551/2024 по административному иску Казанцева Алексея Юрьевича к Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, филиалу «Областная туберкулезная больница № 6» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России о признании бездействия незаконным, компенсации морального вреда,
установил:
Казанцев А.Ю. обратился в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил с административным исковым заявлением к филиалу «Областная туберкулезная больница № 6» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, в котором просит признать незаконными бездействие ответчика по направлению административного истца на медико-социальную экспертизу и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
В обоснование заявленных требований Казанцев А.Ю. указал, что 13.09.2023 прибыл в ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области для прохождения лечения в связи с имеющимися у него заболеваниями: туберкулез левого легкого, гепатит С, ВИЧ стадия 4Б. Данные заболевания наносят вред его здоровью и дееспособности, входят в классификацию и критерии Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Административный истец обратился к своему лечащему врачу с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о направлении на медико-социальную экспертизу. ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление о его записи на МСЭ. Комиссию начал проходить только в январе 2024 года. ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена третья группа инвалидности бессрочно. Считает, что из-за незаконного бездействия ответчика ему своевременно не была установлена группа инвалидности, не получены предусмотренные законом меры реабилитации и абилитации, разработанные для инвалидов, а также социальные выплаты, что сказывалось на его здоровье и уровне жизни.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, в качестве заинтересованного лица ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области.
Административный истец Казанцев А.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования о признании бездействия незаконным по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб.
Представитель административного ответчика - ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, направил в суд письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований Казанцева А.Ю. отказать по доводам, изложенным в отзыве, указав, что все диагностические мероприятия и организация оказания медицинской помощи по профилю заболевания истцу Казанцеву А.Ю., а также установление группы инвалидности организованы согласно регламентирующим документам, Порядку, стандартам и клиническим рекомендациям по профилю заболевания, а также жалобам и клинической картине заболевания осужденного.
Представители административных ответчиков - ФСИН России, филиала «Областная туберкулезная больница №» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, заинтересованного лица - ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Огласив административное исковое заявление, заслушав административного истца, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требование о признании незаконными действий, решения органа государственной власти только при установлении совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действий, решения органа государственной власти нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемыми действиями, решением органа государственной власти (пункт 1). При отсутствии совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых действий, решения органа государственной власти (пункт 2).
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 6 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила признания лица инвалидом).
Согласно пунктам 2, 3 указанных Правил, признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
В соответствии с пунктом 17 Правил признания лица инвалидом гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил (пункт 23 Правил признания лица инвалидом).
В соответствии с Инструкцией о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных учреждениях медико-социальной экспертизы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, подает на имя руководителя территориального бюро медико-социальной экспертизы через начальника учреждения уголовно-исполнительной системы письменное заявление в произвольной форме (пункт 4).
Начальник лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях уголовно-исполнительной системы, перед направлением на медико-социальную экспертизу в условиях лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы, при необходимости в условиях медицинских учреждений территориальных органов здравоохранения для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений (пункты 5, 6, 7 Инструкции).
Администрация учреждения уголовно-исполнительной системы формирует и представляет в территориальное бюро медико-социальной экспертизы личное дело, характеристику, медицинскую карту (историю болезни), направление на медико-социальную экспертизу и заявление лица, содержащегося в учреждениях уголовно-исполнительной системы, о проведении освидетельствования, одновременно решается вопрос о времени и месте проведения освидетельствования.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка, осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
В силу пунктов 4 и 5 Порядка медицинская организация уголовно-исполнительной системы после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, направляет осужденного на медико-социальную экспертизу либо выдает ему справку об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения. При поступлении от осужденного указанного заявления администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет его в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией уголовно-исполнительной системы (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), либо справки, выданной осужденному организацией, отказавшей ему в направлении на медико-социальную экспертизу, а также медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 8 Порядка).
Административным истцом в судебном заседании указано на нарушение его прав бездействием ответчиков при направлении его на медико-социальную экспертизу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Казанцев А.Ю., отбывая наказание в ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по <адрес>, обратился с письменным заявлением о направлении его на медико-социальную экспертизу.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Казанцева А.Ю., он записан на медико-социальную экспертизу.
Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клиникофункциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Как следует из представленной медицинской документации и справки начальника ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, с целью формирования необходимого пакета медицинских документов были проведены следующие лечебно-диагностические мероприятия в отношении Казанцева А.Ю.: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ рентгенограмма органов грудной клетки; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ анализ моторы бактериоскопии; ДД.ММ.ГГГГ получен результат МБТ(-), который был взят ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ проведена консультация инфекциониста, согласно заключению которого у Казанцева А.Ю. ВИЧ-инфекция 4Б стадия фаза прогрессирования.
За период нахождения в филиале «Областная туберкулезная больница №» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России проведены консультации узких специалистов:
ДД.ММ.ГГГГ консультация отоларинголога, согласно заключению которого Казанцев А.Ю. здоров; ДД.ММ.ГГГГ консультация офтальмолога, согласно заключению которого у Казанцева А.Ю. имеется пресбиопия обоих глаз; ДД.ММ.ГГГГ консультация хирурга, в результате чего хирургических патологий не выявлено; ДД.ММ.ГГГГ консультация терапевта, согласно заключению которого у Казанцева А.Ю. хронический вирусный гепатит «С».
ДД.ММ.ГГГГ ВК № собран и передан пакет документов на медико-социальную экспертизу.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении осужденного Казанцева А.Ю. проведена медико-социальная экспертиза и установлена III группа инвалидности бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ бюро МСЭ направлена программа дополнительного обследования для Казанцева А.Ю.
В соответствии с рекомендациями ПДО была повторно проведена консультация врача-инфекциониста для уточнения диагноза, выставлен диагноз: ВИЧ-инфекция 4Б стадия фаза прогрессирования на фоне приема АРВТ, лимфоаденопатия, кандидоз СОРП, хронический вирусный гепатит «С» минимальной активности.
Решением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Казанцев А.Ю. выписан в здравпункт филиала «Областная туберкулезная больница №» для дальнейшего динамического медицинского наблюдения и лечения в амбулаторном режиме до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд, установив фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что доказательств, свидетельствующих о том, что истцу не была своевременно установлена инвалидность в результате бездействия работников ответчика, в материалы дела не представлено, документы на установление истцу инвалидности были направлены в предусмотренный законом и разумный срок с момента подготовки всех необходимых документов.
Законодательство, регулирующее порядок выдачи направления для прохождения медико-социальной экспертизы, ее прохождение, не содержит запрета на получение дополнительной информации о состоянии здоровья гражданина и не устанавливает срок предоставления соответствующих документов.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований Казанцева А.Ю. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░-66 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №» ░░░░ ░░░-66 ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<...>
<...>
<...> ░░░░░- ░.░. ░░░░░░░