Копия
Дело № 2а-78/2021
УИД № 16RS0029-01-2021-000178-36
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2021 года город Болгар,
Республика Татарстан
Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,
при секретаре А.В. Корчагиной,
с участием административного истца - помощника прокурора Спасского района Республики Татарстан - С.С. Игошина,
административного ответчика Ю.В. Корнеева,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к Корнееву Ю.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Республики Татарстан обратился в суд с названным выше административным иском в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Ю.В. Корнееву, указывая, что прокуратурой <адрес> Республики Татарстан проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. Ю.В. Корнеев, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии 16 24 № категории "В", "В1", "С", "С1", "М", выданного ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, Ю.В. Корнеев имеет медицинские противопоказания для управления автотранспортными средствами. Согласно справке филиала ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" - "Спасская ЦРБ" от ДД.ММ.ГГГГ Ю.В. Корнеев состоит на учёте в данном учреждении с диагнозом "пагубное с вредными последствиями употребление каннабиоидов" (шифр по МКБ-10 F19.1) и не годен к управлению автотранспортными средствами. Управление автотранспортным средством Ю.В. Корнеевым, страдающим вышеуказанным заболеванием, создаёт реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и другим инцидентам, повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, либо причинению иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства. Таким образом, действие права Ю.В. Корнеева на управление транспортными средствами должно быть прекращено. Просил прекратить действие права Ю.В. Корнеева на управление транспортными средствами в связи с ухудшением его здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами и обязать его возвратить удостоверение на право управления транспортными средствами серии 16 24 № категории "В", "В1", "С", "С1", "М".
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Республики Татарстан С.С. Игошин административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Ю.В. Корнеев по существу административные исковые требования прокурора признал, обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, не оспаривал.
Заинтересованное лицо - филиал ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" - "Спасская ЦРБ", уведомлённый о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Заинтересованное лицо - Управление ГИБДД МВД по <адрес>, уведомлённое о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, причин его неявки не сообщило.
Выслушав помощника прокурора <адрес> Республики Татарстан С.С. Игошина, административного ответчика Ю.В. Корнеева, исследовав другие материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
На основании статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, когда это необходимо для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 24 данного Федерального закона гарантируется право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которое обеспечивается путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 Закона (часть 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
При этом, в силу части 1 статьи 26 названного выше Федерального закона, к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного этой же статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В соответствии с частью 4 статьи 25 указанного выше Федерального закона, право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, к которым относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психотропных веществ, что соответствует группе кодов F10-F16, F18, F19 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 377, установлено, что управление транспортным средством категории "B", "C" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Организация диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля регламентировалась приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации), утратившим силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно приказу Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № диспансерному учету и динамическому наблюдению подлежали лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, а за лицами, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания, организовывалось профилактическое наблюдение.
В соответствии с приложением к названному Приказу в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливались следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Срок профилактического наблюдения лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год.
Прекращение профилактического наблюдения осуществлялось в аналогичном порядке, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения являлось длительное (в течение года) прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Таким образом, исходя из положений приказа Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № диспансерный учет и профилактическое наблюдение являются формами диспансерного наблюдения.
В соответствии с Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" диспансерный учёт больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимо обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. Диспансерное наблюдение проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "психиатрии-наркологии". Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в частности, в случае наличия у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
В судебном заседании установлено, что Ю.В. Корнеев имеет водительское удостоверение серии 16 24 № от ДД.ММ.ГГГГ категории "В", "В1", "С", "С1", "М", что подтверждается информацией, представленной УГИБДД МВД по <адрес>.
Заключение врачебной комиссии филиала ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" "Спасская ЦРБ" № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует, что Ю.В. Корнеев состоит на профилактическом учёте в филиале ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" "Спасская ЦРБ" с диагнозом F19.1 и "Д" учёте с диагнозом F10.2. На основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" Ю.В. Корнеев, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет противопоказания к управлению транспортными средствами.
Таким образом, имеющееся у Ю.В. Корнеева заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств). Реальная опасность причинения вреда Ю.В. Корнеевым при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора. При этом суд учитывает, что административный ответчик не лишен возможности права повторного обращения в установленном порядке за получением водительского удостоверения с предоставлением необходимых для этого медицинских документов.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 24 № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ "░", "░1", "C", "░1", "░" ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 24 № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ "░", "░1", "░", "░1", "░" ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 05 ░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-78/2021 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░