Дело № 2а-2290/2023
УИД 86RS0001-01-2023-002485-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2023 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.
при секретаре Гальчевской С.А.,
с участием представителя административного ответчика Прокуратуры ХМАО – Югры Синцовой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-2290/2023 по административному исковому заявлению Лотошникова Алексея Владимировича к Прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заинтересованное лицо Администрация Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о признании незаконным ответа и о возложении обязанности вынесения представления и протеста,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Лотошников А.В. обратился в Ханты – Мансийский районный суд ХМАО – Югры с требованием к Прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным ответа и о возложении обязанности вынесения представления и протеста.
Свои требования мотивирует тем, что он, является собственником помещения, находящегося в аварийном доме, включенном в региональную адресную программу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Решением Октябрьского районного суда ХМАО – Югры от 09.06.2022г. на администрацию Октябрьского района ХМАО – Югры возложена обязанность по предоставлению истцу другого жилого помещения взамен аварийного. Администрацией Октябрьского района указанное решение не исполняется по причине требования к истцу доплатить разницу стоимости между изымаемым и предоставляемым жилым помещением, с чем истец не согласен, и на основании вышеуказанного истец обратился к ответчику с заявлением о проведении проверки на законность требований доплаты должностными лицами Администрации. Из Прокуратуры ХМАО поступил ответ об отсутствии нарушений закона Администрацией Октябрьского района, с которым истец не согласен, так как в муниципальном правовом акте Администрации Октябрьского района, во исполнение Адресной программы, постановлением Администрации Октябрьского района от 26.11.2018 № 2653 утвержден Порядок реализации мероприятия «Региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в муниципальном образовании Октябрьский район», в пункте 7 которого указано, что «В случае отсутствия возможности приобретения равнозначного по общей площади жилого помещения, общая площадь помещения при каждых повторных электронных аукционах увеличивается на 10% соответственно, но не свыше нормы предоставления для:
- жилых помещений, состоящих из одной жилой комнаты – не более 36 кв.м.;
- жилых помещений, состоящих из двух жилых комнат – не более 54 кв.м.;
- жилых помещений, состоящих из трех жилых комнат – не более 72 кв.м.;
- жилых помещений, состоящих из четырех жилых комнат – не более 90 кв.м.;
При этом финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений большей площади ранее занимаемых жилых помещений осуществляется в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств муниципальному образованию Октябрьский район.
Постановлением Администрации Октябрьского района от 13.02.2023 №216 постановление Администрации Октябрьского района от 26.11.2018 № 2653 признано утратившим силу, тогда как согласно разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в п. 5 Постановлении Пленума от 02 июля 2009 № 14, часть 1 статьи 6ЖК закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом из решения Октябрьского районного суда от 09.06.2022г. следует, что другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст. 32 ЖК РФ). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащий сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Просит признать незаконным решение Прокуратуры ХМАО – Югры № 7-1298-2022/20711002/Он391-23 от 21.02.2023 года и обязать Прокуратуру ХМАО – Югры внести представление в адрес Администрации Октябрьского района ХМАО – Югры об устранении нарушений Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части незаконного требования доплаты за предоставляемое жилое помещение взамен изымаемого, в том числе предоставление жилья во внеочередном порядке при угрозе обрушения аварийного дома, и принести протест на противоречащее закону от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ постановление администрации Октябрьского района от 13.02.2023 № 216 «О признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов» в Администрацию Октябрьского района ХМАО – Югры или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протокольным определением суда от 08.06.2023г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Будучи надлежащим образом уведомленным о дне и месте судебного разбирательства административный истец Лотошников А.В., представитель Администрации Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика Прокуратуры ХМАО – Югры Синцова О.Л. заявленные административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях, настаивала на законности обжалуемого решения.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, представленные сторонами доказательства, а также оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.8 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 года №45.
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда ХМАО – Югры от 09.06.2022г. на администрацию Октябрьского района ХМАО – Югры возложена обязанность по предоставлению Лотошникову Алексею Владимировичу благоустроенного жилого помещения, состоящего из двух комнат, площадью не менее 41,9 кв.м., <данные изъяты>, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам применительно к условиям пгт. Октябрьское Октябрьского района ХМАО – Югры.
В связи с ненадлежащим, по мнению административного истца, исполнением решения суда от 09.06.2022г., Лотошников А.В. посредством Единого портала государственных услуг 14.12.2022г. обратился в Прокуратуру ХМАО – Югры с обращением о несогласии с ответом прокуратуры Октябрьского района и требованиями провести повторную проверку в отношении главы района на предмет наличия в его действиях состава преступления, при наличии оснований возбудить уголовное дело и привлечь главу района к уголовной ответственности.
В рамках проверки по обращению Лотошникова А.В. установлено, что Лотошников А.В. является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>
Постановлением администрации пгт. Октябрьское от 01.02.2016 № 28 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Расселение многоквартирного дома осуществлялось в рамках муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в муниципальном образовании Октябрьский район», утвержденной постановлением администрации района от 26.11.2018 № 2653.
Согласно пункта 7 Порядка реализации мероприятия «Региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», являющегося приложением № 3 к муниципальной программе № 2653, предусмотрено, что предоставляемые жилые помещения должны быть благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначны, как по общей площади, так и по количеству комнат ранее занимаемым жилым помещениям. Если предоставить равноценное по площади жилое помещение ввиду его отсутствия у застройщиков или лиц, не являющихся застройщиками домов, не представляется возможным, то предоставляется жилое помещение большей площади.
Площадь приобретаемых жилых помещений определяется не менее площади аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению. В случае отсутствия возможности приобретения равнозначного по общей площади жилого помещения, общая площадь жилого помещения при каждых повторных электронных аукционах увеличивается на 10% соответственно, но не выше нормы предоставления для:
- жилых помещений, состоящих из 1 жилой комнаты - не более 36 кв. м;
- жилых помещений, состоящие из 2 жилых комнат - не более 54 кв. м;
- жилых помещений, состоящие из 3 жилых комнат - не более 72 кв. м;
- жилых помещений, состоящие из 4 жилых комнат - не более 90 кв. м.
Отсутствие возможности приобретения жилых помещений равнозначной по площади, подтверждается несостоявшимися два раза подряд электронными аукционами.
При этом финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений большей площади ранее занимаемых жилых помещений, осуществляется в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств муниципальному образованию Октябрьский район.
Из обращения Лотошникова А.В. от 14.12.2022 также следовало, что администрацией Октябрьского района не проведены электронные аукционы в целях исполнения решения Октябрьского районного суда от 09.06.2022, в связи с чем прокуратурой Октябрьского района 10.01.2023 главе района внесено представление об устранении нарушений закона.
В связи с тем, что обращение Лотошникова А.В. от 14.12.2022 не содержало сведений о конкретных нарушениях, допущенных прокуратурой Октябрьского района или органом местного самоуправления в части предоставления жилого помещения с доплатой, в связи с чем прокуратурой округа заявителю разъяснено, что само по себе условие о доплате при предоставлении жилых помещений взамен аварийного не противоречит требованиям законодательства, о чем 12.01.2023 Лотошникову А.В. дан ответ.
23.01.2023 в Прокуратуру ХМАО – Югры вновь поступило заявление Лотошникова А.В., в соответствии с текстом которого заявитель обращает внимание на п. 7 Порядка реализации мероприятия «Региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», муниципальной программы № 2653. По мнению заявителя, доплата в случае невозможности предоставления равноценного жилья не предусмотрена.
При этом из решения Октябрьского районного суда от 09.06.2022 не следовало, что жилое помещение должно быть предоставлено Лотошникову А.В. по договору мены без возмещения (доплаты).
Также было установлено, что многоквартирный дом <адрес> включен в Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства ХМАО — Югры от 01.04.2019 № 104-п (далее - Адресная программа).
В соответствии с абз. 13 раздела 5 Адресной программы порядок уплаты гражданами части стоимости приобретаемых жилых помещений в случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, устанавливается в муниципальных нормативных правовых актах.
В целях реализации программы предполагается привлечение средств муниципальных образований автономного округа - участников программы, личных средств граждан, инвесторов, застройщиков (абз. 16 раздела 5 Адресной программы).
В связи с чем региональной Адресной программой предусмотрена возможность уплаты гражданами разницы между стоимостью приобретаемого и изымаемого жилого помещения.
Во исполнение Адресной программы постановлением администрации Октябрьского района от 26.11.2018 № 2653 утвержден Порядок реализации мероприятия «Региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в муниципальном образовании Октябрьский район» (далее - Порядок).
Согласно п. 20 Порядка участникам мероприятия (собственникам жилых помещений) в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ, предоставляется возмещение за изымаемое жилое помещение, либо может быть предоставлено взамен принадлежащего ему (им) жилого помещения другое жилое помещение по договору мены, с оплатой разницы между стоимостью приобретаемого жилого помещения и стоимостью отчуждаемого жилого помещения.
Размер возмещения за изымаемое жилое помещение и отчуждаемое жилое помещение определяется согласно отчетам об оценке рыночной стоимости жилых помещений, определенной независимым оценщиком, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Таким образом, Порядком предусмотрена возможность предоставления жилого помещения с доплатой.
При этом ссылка Лотошникова А.В. на п.7 Порядка реализации мероприятия «Региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», муниципальной программы № 2653 неосновательна, так как пунктом 7 Порядка установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений большей площади ранее занимаемых жилых помещений, осуществляется в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств муниципальному образованию Октябрьский район. Указанным пунктом регулируются правоотношения, связанные с финансированием, необходимым для приобретения жилых помещений большей площади в муниципальную собственность. Положения указанного пункта свидетельствуют о том, что соответствующее финансирование осуществляется в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств муниципальному образованию Октябрьский район, при этом правоотношения по предоставлению приобретенных жилых помещений гражданам установлены п. 20 Порядка.
Также в ответе Прокуратуры ХМАО – Югры от 21.02.2023 Лотошникову А.В. также разъяснено, что постановлением администрации Октябрьского района от 13.02.2023 № 217 «О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов» постановление администрации района от 26.11.2018 № 2653 утратило силу. Учитывая, что правоотношения по предоставлению жилого помещения возникли между администрацией Октябрьского района и Лотошниковым А.В., решение прокуратуры округа не создает каких-либо препятствий для реализации его жилищных прав.
Ответ был дан в установленные законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ сроки, подписан должностным лицом.
В силу ч.1 ст. 5 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
При этом, исходя из смысла ст. 10, 22-25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки.
Согласно п. 62 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что несогласие административного истца с содержанием обжалуемого ответа Прокурора ХМАО – Югры от 17.02.2023г. не свидетельствует о незаконности обжалуемого ответа.
При этом, как следует из положений Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращения, проведения проверок и определения объема мер прокурорского реагирования, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение.
При этом в ходе судебного заседания установлено, что ответ на обращение административного истца дан полномочным должностным лицом и в сроки установленные действующим законодательством, то есть каких-либо нарушений сроков и порядка рассмотрения обращения административного истца установлено не было.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2023 ░░░░.