Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-56/2023 ~ М-48/2023 от 07.03.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 мая 2023 года город Новосибирск

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Левченко А.Ю., с участием административного истца Омельченко П.С. и его представителя Владимирова В.Ю., при секретаре судебного заседания Заверткиной К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-56/2023 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Омельченко Павла Сергеевича об оспаривании бездействия командира войсковой части №, связанного с ненаправлением сведений в ФГКУ «Росвоенипотека» об исключении административного истца из реестра участников НИС, а также действий и решений ФГКУ «Росвоенипотека» и ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай», выразившихся в требованиях о перечислении административным истцом задолженности и перечислении дополняющих накоплений для жилищного обеспечения бывшего военнослужащего.

В судебном заседании военный суд,

установил:

Омельченко обратился в суд в пределах установленного законом срока с административным исковым заявлением, в котором указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту. В ДД.ММ.ГГГГ он, проходя военную службу в войсковой части № и являясь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации (далее – НИС), заключил договор целевого жилищного займа и приобрел за счет предоставляемых кредитных средств жилое помещение, расположенное в городе Новосибирске.

Далее административный истец указал, что в соответствии с приказами командующего войсками Центрального военного округа № (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ и командира войсковой части № (по строевой части) № от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащий уволен в отставку по состоянию здоровья (подпункт «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и исключен из списков личного состава части № с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.

Омельченко также указал, что в ДД.ММ.ГГГГ из сообщений ФГКУ «Росвоенипотека» и ответа заместителя военного прокурора Бийского гарнизона ему стало известно о несвоевременном исключении из реестра НИС ввиду бездействия должностных лиц войсковой части №, а также о наличии задолженности перед Учреждением ввиду излишне переплаченных денежных средств целевого жилищного займа в размере <данные изъяты> в счет погашения ипотечного кредита.

Наряду с этим, административный истец указал, что в конце ДД.ММ.ГГГГ и в конце ДД.ММ.ГГГГ из сообщений должностных лиц филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» и ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» (далее – финансовый орган) ему стало известно о принятии решений о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения участника НИС (далее – дополняющие накопления), и перечислении указанных средств в общей сумме <данные изъяты> на расчетный счет ФГКУ «Росвоенипотека» для погашения имеющейся задолженности.

С учетом изложенного Омельченко, полагая свои права нарушенными, просил признать незаконными:

- бездействие командира войсковой части №, связанное с ненаправлением сведений в ФГКУ «Росвоенипотека» сведений об исключении административного истца из реестра НИС;

- требования ФГКУ «Росвоенипотека» о перечислении задолженности в размере <данные изъяты> в отношении административного истца, обязав указанное Учреждение прекратить требование о перечислении приведенной задолженности;

- решение финансового органа о перечислении дополняющих накоплений для жилищного обеспечения участника НИС в сумме <данные изъяты> на счет ФГКУ «Росвоенипотека», обязав приведенный орган перечислить указанные денежные средства административному истцу.

В ходе судебного заседания административный истец Омельченко и его представитель Владимиров, каждый в отдельности, поддержали приведенные требования и подтвердили доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

При этом административный истец и его представитель, каждый в отдельности, ссылаясь на положения законодательства, а также анализируя обстоятельства настоящего административного спора, дополнительно указали, что длительное бездействие воинских должностных лиц войсковой части №, а также неудовлетворительное состояние здоровья военнослужащего после перенесенного тяжелого заболевания повлияли на нарушение прав и законных интересов последнего. До настоящего времени он не получил сведений об исключении из реестра НИС, а также о том, из чего складывается сумма задолженности в размере <данные изъяты>.

Наряду с этим, представитель Владимиров также указал, что каких-либо правовых оснований как для взыскания с Омельченко излишне переплаченных ФГКУ «Росвоенипотека» денежных средств, так и перечисления дополняющих накоплений его доверителя в счет погашения имеющейся задолженности, не имеется, а потому действия указанного Учреждения и финансового органа являются незаконными и необоснованными.

Административные соответчики – командир войсковой части №, ФГКУ «Росвоенипотека» и финансовый орган, а также заинтересованное лицо на стороне административных соответчиков – филиал «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.

При этом, начальник финансового органа, командир войсковой части № и представитель «Росвоенипотека», каждый в отдельности, просили рассмотреть настоящее административное дело в их отсутствие.

Начальник финансового органа в поданных письменных возражениях требования административного истца не признал и просил отказать в их удовлетворении в полном объеме. В обоснование приведенной позиции административный соответчик, анализируя положения действующего законодательства и отдельные обстоятельства настоящего административного спора, указал, что в соответствии с положениями пунктов 70 и 71 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации № от 24 ДД.ММ.ГГГГ на финансовый орган возложены обязанности, в том числе, по проведению проверки представленных документов о выплате дополняющих накоплений бывшим участникам НИС, выплата указанных денежных сумм, а также перечисление в ФГКУ «Росвоенипотека» задолженности бывшего участника НИС перед Учреждением.

Далее начальник финансового органа также указал, что в ДД.ММ.ГГГГ в адрес Отдела поступило решение филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ о выплате Омельченко дополняющих накоплений в размере <данные изъяты>, которые 9 ДД.ММ.ГГГГ были перечислены на расчетный счет ФГКУ «Росвоенипотека» для погашения задолженности административного истца перед Учреждением в размере <данные изъяты>.

Выслушав объяснения административного истца Омельченко и его представителя Владимирова, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Так, в соответствии с положениями пункта 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года (с изменениями и дополнениями), военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» № 117-ФЗ от 20 августа 2004 года (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о НИС) являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом, правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих установлены Законом о НИС, что следует из преамбулы приведенного нормативно-правового акта.

Так, в соответствии со статьей 1 Закона о НИС предметом его правового регулирования и целью являются отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, а также для иных целей в случаях, предусмотренных этим актом.

При этом частью 3 статьи 5 анализируемого нормативно-правового акта определено, что утверждение правил функционирования НИС, которые содержат: порядок ведения именных накопительных счетов участников; порядок и условия использования накоплений для жилищного обеспечения, предоставления и погашения целевых жилищных займов; порядок предоставления уполномоченным федеральным органом информации об управляющих компаниях и о специализированном депозитарии, о состоянии именных накопительных счетов участников; иные составляющие правил функционирования накопительно-ипотечной системы, находится в исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.

Реализуя предоставленные Законом о НИС полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Правила формирования накоплений (Постановление Правительства Российской Федерации № 655 от 7 ноября 2005 (в редакции от 10 ноября 2022 года)) и Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов (Постановление Правительства Российской Федерации № 370 от 15 мая 2008 (в редакции от 10 ноября 2022 года)) (далее – Правила).

Наряду с этим, согласно положениям части 3 статьи 9 Закона о НИС и пункта 18 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 89 от 21 февраля 2005 года (в редакции от 30 ноября 2019 года)) (далее – Правила формирования и ведения реестра НИС) военнослужащий исключается из реестра в случаях: увольнения с военной службы; исключения из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; исполнения государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением; выявления факта включения в реестр участников военнослужащего, у которого отсутствуют правовые основания для постановки на учет.

Наряду с этим, Министром обороны Российской Федерации утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (приказ № от <данные изъяты> (с изменениями и дополнениями)) (далее – Порядок).

Согласно пунктам 25-29 приведенного Порядка при возникновении оснований для исключения военнослужащего из реестра ответственным должностным лицом воинской части оформляется список участников НИС для исключения из реестра. При этом, командиры воинских частей отвечают за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникли основания для исключения их из реестра, а также за достоверность сведений, указанных в списках участников НИС для исключения из реестра. Участник НИС исключается из реестра с даты возникновения основания, определенной пунктом 21 Правила формирования и ведения реестра НИС. Список участников НИС для исключения военнослужащих из реестра с документами, подтверждающими возникновение оснований для исключения военнослужащих из реестра, направляется в подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) в установленном порядке.

Анализ приведенного законодательства, по мнению военного суда, свидетельствует о том, что в предусмотренных действующим законодательством случаях сведения о военнослужащих, подлежащих исключению из реестра НИС, передаются в соответствующий орган исключительно уполномоченными воинскими должностными лицами воинской части, а за своевременность выявления и учета таких лиц отвечают командиры воинских частей.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Омельченко с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту. ДД.ММ.ГГГГ административный истец, являясь военнослужащим войсковой части № и будучи участником НИС, заключил договор целевого жилищного займа и 3 марта того же года приобрел за счет предоставляемых кредитных средств жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Из копии выписок из приказов командующего войсками Центрального военного округа № (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ и командира войсковой части № (по строевой части) № от 18 ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Омельченко уволен в отставку по состоянию здоровья (подпункт «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и исключен из списков личного состава части № с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.

Как следует из сообщения заместителя начальника управления ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ, сведений об исключении Омельченко из реестра НИС в указанное Учреждение не поступало. Наряду с этим, приведенным сообщением разъясняется механизм и порядок возврата денежных средств, перечисленных в качестве целевого жилищного займа, а также обязанность военнослужащего об уведомлении Учреждения о прекращении воинских правоотношений.

Из сообщения начальника отдела (контроля возврата задолженности и работы с залоговым имуществом) ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в настоящее время индивидуальный накопительный счет Омельченко закрыт, задолженность по договору целевого жилищного займа составляет <данные изъяты>; дата возникновения основания для исключения из реестра участников НИС – ДД.ММ.ГГГГ

В то же время, как следует из сообщения заместителя военного прокурора Бийского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес супруги административного истца – Омельченко Н.Ю., а также от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлен факт нарушения должностными лицами войсковой части № отдельных положений Закона о НИС, в частности, с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не приняты меры по исключению Омельченко из реестра участников НИС, не проведена информационно-разъяснительная работа по порядку получения дополняющих накоплений. В адрес уполномоченных воинских должностных лиц внесены представление и протест.

Согласно сообщению командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес военного прокурора Бийского гарнизона, документы необходимые для исключения Омельченко из реестра НИС, а также для выплаты дополняющих накоплений направлены в уполномоченные органы, в том числе, и для окончательного расчета по установлению причиненного государству ущерба.

Как усматривается из сообщения заместителя начальника филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Омельченко исключен из реестра участников НИС по «14» категории с ДД.ММ.ГГГГ (дата фактического исключения – ДД.ММ.ГГГГ).

Наряду с этим, из указанного сообщения также следует, что ДД.ММ.ГГГГ указанным Учреждением принято решение о выплате административному истцу дополняющих накоплений в размере 1613040 <данные изъяты>, которое направлено в адрес финансового органа для реализации.

С учетом изложенного, военный суд констатирует, что ДД.ММ.ГГГГ Омельченко фактически исключен из реестра участников НИС (с ДД.ММ.ГГГГ), а также уполномоченным органом принято решение о выплате дополняющих накоплений.

В ходе судебного заседания административный истец, подтвердив приведенные выше обстоятельства, дополнительно указал, что именно в результате бездействия командира войсковой части № и позднего направления соответствующих документов он был несвоевременно исключен из реестра НИС и принято решение о выплате денежных средств.

При таких обстоятельствах, суд приходит к умозаключению о том, что как на момент подачи Омельченко административного искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ), так и на момент рассмотрения (ДД.ММ.ГГГГ) командование войсковой части № после соответствующего реагирования со стороны должностных лиц военной прокуратуры Бийского гарнизона исполнило возложенную законодательством обязанность и направило необходимые документы для решения вопроса об исключении административного истца из реестра участников НИС, в связи с чем в настоящее время права последнего восстановлены, а иных оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика в ходе судебного разбирательства не установлено.

С учетом изложенного, военный суд полагает необходимым в удовлетворении требований административного искового заявления Омельченко о признании незаконным бездействия командира войсковой части № связанного с ненаправлением сведений в ФГКУ «Росвоенипотека» сведений об исключении административного истца из реестра НИС, отказать.

Разрешая требования Омельченко о признании незаконными требования ФГКУ «Росвоенипотека» о перечислении административным истцом задолженности в размере <данные изъяты> и возложении обязанности на указанное Учреждение о прекращении приведенных требований, военный суд исходит из следующего.

Так, положениями статей статьями 14 и 15 Закона о НИС (в редакции от 28 апреля 2023 года) определены правовые основания для использования накоплений в целях жилищного обеспечения и особенности погашения целевого жилищного займа, в том числе при определенных обстоятельствах - основания для возврата участниками НИС сумм по договору целевого жилищного займа и процентов. Так, пунктом 1 части 2 статьи 11, частью 4 статьи 13, частью 2 статьи 15 установлена обязанность участника накопительно-ипотечной системы по возврату предоставленного целевого жилищного займа.

Согласно пункту 9 Правил формирования накоплений (в редакции от 10 ноября 2022 года), при закрытии именного накопительного счета участника НИС, выбывающего из реестра НИС без права на использование накоплений для жилищного обеспечения, накопления для жилищного обеспечения, учтенные на его именном накопительном счете, подлежат возврату в федеральный бюджет в соответствии с порядком и условиями использования накоплений для жилищного обеспечения.

В свою очередь положениями пунктов 72, 74 – 77 Правил (в редакции от 10 ноября 2022 года) определено, что при исключении из реестра участников участника, у которого не возникло право на использование накоплений в соответствии со статьей 10 Закона о НИС, участник возвращает уполномоченному органу: средства целевого жилищного займа; средства, учтенные на именном накопительном счете участника и перечисленные уполномоченным органом в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения основания для исключения участника из реестра участников (далее - излишне перечисленные средства).

Наряду с этим, при исключении из реестра НИС участника, у которого возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 Закона о НИС (общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более; увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе; увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе)), излишне перечисленные средства подлежат возврату уполномоченному органу без уплаты процентов.

В то же время, при возникновении обстоятельств, указанных в части 3 статьи 12 приведенного Закона (в редакции Федерального закона № 422-ФЗ от 4 ноября 2022 года), то есть в случаях: исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим члены его семьи, а также увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, - излишне перечисленные средства не подлежат возврату уполномоченному органу.

Анализ приведенных положений действующих на момент вынесения судебного решения Закона о НИС, Правил формирования накоплений и Правил, по мнению суда, позволяет прийти к выводу, что их нормами определены условия и порядок: возврата средств целевого жилищного займа и иных средств, учтенных на именном накопительном счету участника НИС, в том числе при закрытии именного накопительного счета участника НИС; начисления процентов на остаток задолженности по целевому займу и их погашения; возврата излишне перечисленных средств и последствия их невозврата; расчета размера единого платежа с утвержденной формулой; взыскания в судебном порядке образовавшегося долга и обращения взыскания на заложенное имущество.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Омельченко, являющийся участником НИС, ДД.ММ.ГГГГ заключил договор целевого жилищного займа и ДД.ММ.ГГГГ приобрел за счет предоставляемых кредитных средств жилое помещение, расположенное в городе Новосибирске.

Наряду с этим, судом также установлено, что административный истец досрочно, уволенный с военной службы в отставку по состоянию здоровья (подпункт «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, из реестра участников НИС Омельченко исключен фактически только ДД.ММ.ГГГГ (с даты – ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно сообщению начальника отдела (контроля возврата задолженности и работы с залоговым имуществом) ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ, задолженность Омельченко по договору целевого жилищного займа составляет 1946036 рублей 05 копеек.

В ходе судебного заседания, административный истец и его представитель, каждый в отдельности, подтвердив приведенные обстоятельства и не ставя под сомнение правомочность ФГКУ «Росвоенипотека», а также размер самой задолженности, дополнительно указали, что в настоящее время обязанность по возврату Омельченко денежных средств – целевого жилищного займа, перечисленных указанным Учреждением в рамках погашения обязательств по договорам, заключенным военнослужащим от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, возникла исключительно в результате бездействия воинских должностных лиц, которые длительное время не выполняли возложенные на них законодательством функции по направлению в соответствующие органы и учреждения сведения о необходимости исключения административного истца из реестра НИС.

С учетом изложенного, разрешая заявленные Омельченко требования, суд приходит к следующему выводу.

Согласно общему принципу права применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается в силу прямого указания закона. В частности, данный принцип реализован в пункте 1 статьи 4 ГК Российской Федерации, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не ставилось под сомнение участвующими в деле лицами, Омельченко был исключен из реестра НИС только ДД.ММ.ГГГГ, то есть указанная дата является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего административного спора.

Согласно положениям статей 13 Закона о НИС (в редакции, действовавшей на 27 сентября 2022 года), после увольнения участника НИС с военной службы именной накопительный счет участника закрывается и его участие в НИС прекращается. Порядок использования накопленных средств после закрытия именного накопительного счета участника определяется Правительством Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 14 приведенного нормативно-правового акта предусмотрено. Что целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником НИС военной службы и является беспроцентным в этот период; предоставляется на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенным соответствующим договором, а также на досрочное полное (частичное) погашение кредита (займа); источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.

При этом, порядок предоставления целевого жилищного займа регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 370 от 15 мая 2008 года (далее – Правила).

Как следует из положений пунктов 72, 74 и 77 Правил (в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ) погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным органом при возникновении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии со статьей 10 Закона о НИС и в случаях, указанных в статье 12 приведенного нормативно-правового акта, с учетом требований настоящих Правил.

В случае увольнения с военной службы участник обязан уведомить уполномоченный орган о факте своего увольнения в течение 5 рабочих дней со дня издания соответствующего приказа и сообщить полный почтовый адрес для направления материалов по взаиморасчетам с уполномоченным органом. Уполномоченный орган, получив уведомление об увольнении участника, направляет в федеральный орган запрос о предоставлении сведений об исключении участника из реестра участников.

При исключении из реестра участников участника, у которого возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 Закона о НИС, излишне перечисленные средства подлежат возврату уполномоченному органу без уплаты процентов.

При возникновении обстоятельств, указанных в части 3 статьи 12 Закона о НИС, излишне перечисленные средства не подлежат возврату уполномоченному органу.

Таким образом, анализ приведенного законодательства, действовавшего на момент принятия уполномоченным органом решения об исключении Омельченко из реестра НИС, – ДД.ММ.ГГГГ – указывает не только на обязанность участника НИС уведомить уполномоченный орган о факте своего увольнения в течение 5 рабочих дней со дня издания соответствующего приказа, но и о необходимости возврата лицом, в том числе, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, излишне перечисленные средств уполномоченному органу без уплаты процентов.

В то же время, как следует из положений части 3 статьи 12 Закона о НИС (в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ) уполномоченный федеральный орган в целях досрочного исполнения обязательств по погашению ипотечного кредита (займа), полученного в целях приобретения жилого помещения с использованием целевого жилищного займа участником НИС (участником, исключенным из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанным в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявленным умершим) единовременно начисляет на именной накопительный счет такого участника денежные средства в размере задолженности участника накопительно-ипотечной системы по ипотечному кредиту (займу) с учетом суммы процентов, начисленных в соответствии с договором ипотечного кредита (займа).

Приведенные положения законодательства, по мнению суда, указывают на то, что на момент спорных правоотношений – ДД.ММ.ГГГГ – излишне перечисленные ФГКУ «Росвоенипотека» средства, направленные на погашение целевого жилищного займа, не подлежали возврату уполномоченному органу только участником, исключенным из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием последнего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявленным умершим.

При таких обстоятельствах, военный суд приходит к выводу о том, что требование ФГКУ «Росвоенипотека» о возврате Омельченко задолженности в размере <данные изъяты>, является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления бывшего военнослужащего в приведенной части не имеется.

Приходя к обозначенному умозаключению, суд исходит и из того, что приведенная задолженность административного истца перед ФГКУ «Росвоенипотека» возникла не только в результате длительного бездействия должностных лиц войсковой части №, но и ввиду невыполнения Омельченко обязанности, предусмотренной положениями пункта 74 Правил, о сообщении в течение 5 рабочих дней в уполномоченный орган о факте увольнения.

При этом, суд, принимая во внимание факт нахождения административного истца на длительном лечении в военно-медицинских учреждениях по поводу диагностированного <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ), полагает, что бывший военнослужащий на момент прекращения воинских правоотношений, то есть на дату издания приказов об увольнении с военной службы в отставку и исключения из списков личного состава части - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, - не был лишен возможности как сообщить самостоятельно или через доверенное лицо в уполномоченный орган о факте своего увольнения с военной службы, так и самостоятельно ознакомиться с положениями действующего законодательства, регламентирующего порядок предоставления и погашения целевого жилищного займа.

Наряду с этим, исходя из положений статьи 4 ГК Российской Федерации и Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» № 422-ФЗ от 4 ноября 2022 года, суд не находит правовых и фактических оснований для применения к спорным правоотношениям части 3 статьи 12 Закона о НИС и абзаца 4 пункта 77 Правил (в редакциях, действовавших с 4 ноября 2022 года), согласно которым излишне перечисленные средства не подлежат возврату уполномоченному органу, в том числе, военнослужащими, которые были уволены по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.

Разрешая требования Омельченко о признании незаконным решения финансового органа о перечислении дополняющих накоплений бывшего военнослужащего в сумме <данные изъяты> на счет ФГКУ «Росвоенипотека» и о возложении на приведенный орган обязанности перечислить указанные денежные средства непосредственно административному истцу, военный суд исходит из следующего.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о НИС реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений, предоставления целевого жилищного займа и выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник такой системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить двадцать лет.

Согласно положениям части 1 статьи 7 приведенного Закона федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их именных накопительных счетов, с учетом требований законодательства Российской Федерации о <данные изъяты>; представляют в федеральный орган исполнительной власти в области финансов и уполномоченный федеральный орган сведения о количестве участников накопительно-ипотечной системы для формирования бюджетной проектировки на соответствующий год; информируют в письменной форме участников накопительно-ипотечной системы о включении их в эту систему и об исключении их из нее; принимают решение о предоставлении дополнительной выплаты участнику накопительно-ипотечной системы или членам его семьи.

Пунктами 5, 20 и 22 Правил предусмотрено, что накопления для жилищного обеспечения предоставляются участнику НИС в форме безналичного расчета одним из следующих способов: путем перечисления средств на его банковский счет, открытый в кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации; путем перечисления средств федеральному органу с последующим доведением этой суммы до участника упомянутой системы; путем перечисления средств на банковский счет иного получателя накоплений, определенного нормативным правовым актом федерального органа.

Лицо, получившее право на использование накоплений для жилищного обеспечения вследствие исключения участника НИС из реестра участников, для получения денежных средств вправе подать рапорт (заявление) по последнему месту службы участника накопительно-ипотечной системы в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил об истребовании всех накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на специальном депонентном счете указанного бывшего участника. Порядок подготовки сведений об участниках, а также сведений о бывших участниках (членах их семей) определяется федеральными органами.

Положениями пунктов 2 и 11 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 686 от 17 ноября 2005 года (в редакции от 27 мая 2020 года) предусмотрено, что выплата дополнительных средств производится военнослужащим, участвовавшим в НИС. Порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей дополнительных средств определяется заинтересованными федеральными органами.

Пунктами 61 и 73 Порядка предусмотрено, что после издания должностным лицом федерального органа исполнительной власти приказа об исключении из списков личного состава воинской части военнослужащего-участника НИС последний подает в письменной форме заявление на получение дополнительных денежных средств в подразделение жилищного обеспечения. Дополнительные денежные средства выплачиваются в трехмесячный срок со дня поступления такого заявления от бывшего участника НИС (члена его семьи) о получении выплаты.

Как установлено в ходе судебного заседания, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом - филиалом «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» - в отношении Омельченко принято решение о предоставлении последнему дополняющих накоплений в размере <данные изъяты>, которое было направлено для реализации в адрес финансового органа.

Как следует из копии сообщения заместителя руководителя ФГКУ «Росвоенипотека», направленного ДД.ММ.ГГГГ в адрес финансового органа, у бывшего участника НИС Омельченко имеется задолженность по договору целевого жилищного займа перед Учреждением в размере <данные изъяты>.

Согласно сообщению начальника финансового органа от ДД.ММ.ГГГГ, Омельченко сообщается о том, что при поступлении дополняющих накоплений в сумме 1613040 рублей 16 копеек, последние будут направлены в соответствии с пунктом 71 Порядка для погашения имеющейся задолженности на расчетный счет ФГКУ «Росвоенипотека».

Из сообщения начальника финансового органа от ДД.ММ.ГГГГ и поручения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в соответствии с решением уполномоченного органа Омельченко, как бывшему участнику НИС, приобретшему соответствующее право, надлежит перечислить дополняющие накопления в приведенном выше размере. В то же время, указанная денежная сумма, с учетом требований пунктов 70 и 71 Порядка, а также информации о наличии у бывшего военнослужащего задолженности перед ФГКУ «Росвоенипотека», была перечислена на расчетный счет указанного Учреждения.

В ходе судебного заседания Омельченко, подтвердив приведенные обстоятельства и не ставя под сомнение правомочность финансового органа по перечислению дополняющих средств, указал, что нарушение своих прав связывает исключительно с необоснованным зачислением денежных средств, предназначенных ему, как участнику НИС, на расчетный счет ФГКУ «Росвоенипотека» для погашения имеющейся задолженности.

С учетом изложенного, оценивая законность и обоснованность приведенный действий финансового органа, военный суд исходит из следующего.

Пунктом 71 Порядка предусмотрено, что руководители органов финансового обеспечения (финансово-экономических органов) при получении необходимых документов обязаны обеспечить: проведение проверки представленных документов о выплате дополнительных денежных средств бывшим участникам НИС (членам их семей); перечисление Учреждению задолженности бывшего участника НИС перед Учреждением; выплату получателю, указанному в заявлении бывшего участника НИС (члена его семьи), дополнительных денежных средств.

В то же время, положениями пунктов 70 и 74 приведенного нормативно-правового акта установлено, что ФГКУ «Росвоенипотека»определяет задолженность бывшего участника НИС с учетом даты исключения участника НИС из списков личного состава воинской части, которая является датой возникновения основания для исключения участника НИС из реестра. При этом, дополнительные денежные средства перечисляются финансовым органом в безналичном порядке для возврата задолженности перед Учреждением для погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником НИС (членом его семьи) для оплаты жилого помещения, приобретаемого этим участником НИС (членом его семьи), либо на счет бывшего участника НИС (члена его семьи).

При таких обстоятельствах, военный суд, с учетом наличия соответствующего расчета ФГКУ «Росвоенипотека» задолженности бывшего военнослужащего и подписанного последним согласия от 24 августа 2022 года, находит действия финансового органа по перечислению дополняющих средств, положенных Омельченко, в размере <данные изъяты> в счет погашения имеющейся у административного истца задолженности по договору целевого жилищного займа перед на общую сумму <данные изъяты>, законными и обоснованными, в связи с чем в удовлетворении требований в данной части надлежит отказать.

Приведенное умозаключение, по мнению суда, не ставит под сомнение и утверждение Омельченко о том, что ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес руководителя финансового органа сообщение, в котором «фактически запрещал совершать действия» по перечислению на расчетный счет ФГКУ «Росвоенипотека» дополняющих средств (поступило в орган 13 января того же года), поскольку оспоренные действия совершены административным ответчиком в строгом соответствии с предписаниями, содержащимися в абзаце 4 пункта 71 и пункте 74 Порядка.

При этом, суд констатирует, что приведенная в законодательстве обязанность финансового органа по перечислению указанных денежных средств в счет погашения имеющейся задолженности бывшего участника НИС носит обязательный характер, а следовательно, у административного ответчика не имелось каких-либо правовых оснований для принятия иного решения.

Руководствуясь положениями статей 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-56/2023 ~ М-48/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Омельченко Павел Сергеевич
Ответчики
ФГКУ "Росвоенипотека"
ФКУ "Отдел финансового обеспечения МО Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай"
Командир войсковой части 48284
Другие
Владимиров Владимир Юрьевич
ФГАУ "Росжилкомплекс" филиал "Центральный"
Суд
Новосибирский гарнизонный военный суд (Новосибирская область)
Судья
Левченко Алексей Юрьевич
Дело на сайте суда
gvs--nsk.sudrf.ru
07.03.2023Регистрация административного искового заявления
07.03.2023Передача материалов судье
07.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.03.2023Предварительное судебное заседание
24.03.2023Предварительное судебное заседание
30.03.2023Предварительное судебное заседание
06.04.2023Предварительное судебное заседание
07.04.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.04.2023Предварительное судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
16.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023Дело оформлено
29.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее