Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-747/2024 (2а-2976/2023;) ~ М-2367/2023 от 27.10.2023

Дело № 2а-747/2024

39RS0022-01-2023-003066-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2024 года    г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи     Дашковского А.И.,

при помощнике    Гулидовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Ильиной Марины Васильевны к УФНС России по Калининградской области о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию, обязании списать задолженность,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Ильина М.В. обратилась с названным административным исковым заявлением, указав, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

В августе 2023 года в личном кабинете налогоплательщика отразилась налоговая задолженность по страховым взносам на ОПС и ОМС в общей сумме 39 040,70 руб., а также пени в размере 8 570,55 руб. за налоговый период 2019 года.

Вместе с тем срок принудительного взыскания указанной недоимки истек, в связи с чем налоговым органом утрачена возможность взыскания указанной налоговой задолженности, в связи с пропуском срока для осуществления принудительного взыскания.

На основании изложенного, административный истец с учетом уточнений просила признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку по состоянию на 08 июля 2023 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым вносам на обязательное медицинское страхование в размере 39 040,70 руб., а также задолженность по пени в размере 8 570,55 руб., в связи с истечением сроков принудительного взыскания; обязать административного ответчик списать указанную задолженность.

Административный истец Ильина М.В., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, заявлений и ходатайств не представила.

Представитель административного ответчика - УФНС России по Калининградской области – Корепина Е.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, поддержал письменные возражения, согласно которым требование об уплате задолженности по страховым взносам, а также пени, в отношении налогоплательщика выставлялось, однако в дальнейшем никакие меры принудительного характера не осуществлялись.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.

По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными в случае, в частности, принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм приведенных положений налогового законодательства исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Согласно положению, закрепленному в абз. 4 п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57, вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Исходя из толкования п. п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации» и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года.

Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (в редакции, подлежащей применению на момент возникновения спорных взаимоотношений).

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 № 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Из содержания приведенных положений следует, что пеня выступает мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы налога в бюджет, - она стимулирует налогоплательщиков к добросовестной уплате причитающихся сумм налогов. Одновременно она является мерой имущественной (восстановительной) ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой в случаях, когда налоговая обязанность не была исполнена в срок. В последнем случае основанием взимания пени, по существу, выступает неправомерное оставление налогоплательщиком у себя суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет, и пользование средствами казны.

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2023 осуществлен переход плательщиков на Единый налоговый счет.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, которыми введены единый налоговый счет и единый налоговый платеж.

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ совокупной обязанностью признается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом, иные суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из пункта 2 статьи 11.3 НК РФ, единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица (далее в настоящей статье - сальдо единого налогового счета) формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах: 1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов.

Таким образом, сальдо ЕНС, сформированное на 01.01.2023, учитывает сведения об имеющихся на 31.12.2022 суммах неисполненных обязанностей. При этом к суммам неисполненных обязанностей относятся суммы неисполненных обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов. Недоимка по налогам, не признанная налоговым органом безнадежной к взысканию по состоянию на 31 декабря 2022 г., включается в сальдо ЕНС на 1 января 2023 г.

Как установлено судом, Ильина М.В. в период с 30 августа 2019 года по 04 декабря 2019 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ответу налогового органа, начисления страховых взносов в фиксированном размере произведены автоматическом режиме в соответствии со ст. 430 НК РФ и составляют:

- за расчетный период с 30 августа по 31 декабря 2018 года по сроку уплаты 09 января 2019 года:

на ОПС – 8 991,05 руб.;

на ОМС – 1978,06 руб.;

- за расчетный период с 01 января 2019 года по 04 декабря 2019 года по сроку уплаты 19 декабря 2019 года:

на ОПС – 27 223,47 руб.;

на ОМС – 6 384,35 руб.

В отношении взыскания задолженности по страховым взносам за 2019 год по сроку уплаты 19 декабря 2019 года в адрес административного истца направлено требования № 43238 по состоянию на 01 мая 2020 года о необходимости уплаты недоимки по ОПС в размере 25 316 руб., пени в размере 682,70 руб., недоимки по ОМС в размере 6 292,15 руб., пени в размере 169,67 руб. в срок до 24 июня 2020 года.

В отношении задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объект налогообложения, доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 865 руб., пени в размере 1,27 руб. в адрес административного истца выставлено требование №43464 от 21 мая 20202 о необходимости погашения задолженности в срок до 14 июля 2020 года.

Кроме того, сведений о том, что в установленном законом порядке и срок налоговыми органами предпринимались меры по взысканию задолженности по указанным выше требования до введения ЕНС в материалах дела не имеется, административным ответчиком на такие обстоятельства не указывалось.

После введения ЕНС в адрес административного истца налоговым органом было направлено требование №155363 о необходимости погашения налоговой задолженности в отношении всей суммы отрицательного сальдо в размере 38 534 руб.

В связи с неисполнением требования решением УФНС России по Калининградской области № 17605 от 13 октября 2023 года указанная сумма взыскана с налогоплательщика.

Кроме того, на основании указанного требования мировым судьей был вынесен судебный приказ №2а-278/2024, отмененный в дальнейшем в связи с подачей административным истцом возражений.

В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, при этом оно должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Административным ответчиком, вопреки требованиям ч. 2 ст. 62 КАС РФ, не представлены допустимые и достоверные доказательства принятия мер принудительного взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (КБК 18210214010060005160), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (КБК 18210214030080002160) по требованию налогового органа № 43238.

Судом также принимается во внимание пп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.

Таким образом, поскольку у налогового органа по состоянию на 31 декабря 2022 года истекли пресекательные сроки для принудительного взыскания недоимки и задолженности, суд приходит к выводу, что налоговый орган утратил возможность взыскания с административного истца задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (КБК 18210214010060005160), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (КБК 18210214030080002160) по требованию налогового органа № 43238 по состоянию на 01 мая 2020 года, и она необоснованно включена в ЕНС.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным налоговым органам, в настоящее время за Ильиной М.В. числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (КБК 18210214010060005160) в размере 24 178 руб., пени в размере 4 937,04 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (КБК 18210214030080002160) в размере 4 049,15 руб., пени в размере 1 227,07 руб., в связи с чем именно в данной суммы суд полагает возможным удовлетворить административные исковые требования о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию.

При этом указанные административным истцом суммы пени не могут быть включены в указанную сумму задолженности, признанной судом безнадежной к взысканию, поскольку производны от иной основной задолженности и за другие налоговые периоды.

При таких обстоятельствах, учитывая, что признанная безнадежной к взысканию налоговая задолженность Ильиной М.В. повлекла формирование отрицательного сальдо и числится за налогоплательщиком, суд приходит к выводу о том, что она подлежит списанию налоговым органом.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на УФНС России по Калининградской области обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца путем списания указанной задолженности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Ильиной М.В. подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 174, 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ №) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ 18210214010060005160) ░ ░░░░░░░ 24 178 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 937,04 ░░░., ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ 18210214030080002160) ░ ░░░░░░░ 4 049,15 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 227,07 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-747/2024 (2а-2976/2023;) ~ М-2367/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ильина Марина Васильевна
Ответчики
МИФНС № 10
Суд
Гурьевский районный суд Калининградской области
Судья
Дашковский Александр Игоревич
Дело на сайте суда
gurievsky--kln.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация административного искового заявления
30.10.2023Передача материалов судье
03.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.02.2024Предварительное судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее