Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-675/2023 ~ М-621/2023 от 04.09.2023

УИД 61RS0040-01-2023-000731-96

№ 2а-675/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2023 года                     сл. Большая Мартыновка

Мартыновский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Большаковой И.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием

административного истца – помощника прокурора <адрес> ФИО3,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Мартыновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Комаровского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области о признании бездействия незаконным, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, заинтересованное лицо: администрация Мартыновского района Ростовской области,

УСТАНОВИЛ:

и.о. прокурора Мартыновского района Ростовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Комаровского сельского поселения Мартыновского района о признании бездействия незаконным, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, указав, что прокуратурой Мартыновского района во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что администрацией Комаровского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, полномочия, возложенные законодателем не реализованы. Просит признать незаконным бездействие администрации Комаровского сельского поселения, выразившееся в не создании специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязать администрацию Комаровского сельского поселения в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, в соответствии со ст. ст. 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Представитель административного истца – помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации Комаровского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется в Российской Федерации местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст.12, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами (пп. 1, 2 ст. 25, ст.29 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пп. 1,2 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ лиц, недопустим отказ специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (ст. 12 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Из толкования положений статей 9 и 10 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. При этом действующими нормами права органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям без участия в них местного самоуправления или индивидуальным предпринимателям, так как Федеральный закон № 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).

Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Институт специализированных служб, введенный вышеуказанными нормативными актами, установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ предназначены только для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Мартыновского района по результатам проверки соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле 25.04.2022 в адрес главы администрации Комаровского сельского поселения Мартыновского района внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений законодательства в части создания на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Из сообщения главы Администрации Комаровского сельского поселения от 25.05.2022 № 471 следует, что представление прокурора рассмотрено, решение вопросов запланировано на ближайшем собрании депутатов Комаровского сельского поселения (л.д. 13).

Постановлением главы администрации Комаровского сельского поселения от 07.11.2022 № 94 отменено постановление главы Администрации Комаровского сельского поселения от 22.12.2017 № 69 «Об определении МУП «КХ «Зеленолугское» Мартыновского района в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела (л.д. 15).

Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной в административном иске обязанности, не являются законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей.

При таких обстоятельствах, учитывая, что создание специализированной службы является обязанностью органа местного самоуправления сельского поселения при реализации вопросов местного значения по организации ритуальных услуг, заявленные административным истцом требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, определяя срок исполнения удовлетворенных административных исковых требований, суд считает обоснованным предложенный административным истцом срок исполнения административным ответчиком заявленных требований – 12 месяцев, полагая его разумным и объективным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░. 25, 29 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12.01.1996 № 8-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.10.2023.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-675/2023 ~ М-621/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ио прокурора Мартыновского района
Ответчики
Администрация Комаровского сельского поселения
Другие
Администрация Мартыновского района
Судья
Большакова Инна Александровна
Дело на сайте суда
martinovsky--ros.sudrf.ru
04.09.2023Регистрация административного искового заявления
04.09.2023Передача материалов судье
06.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2023Подготовка дела (собеседование)
20.09.2023Рассмотрение дела начато с начала
12.10.2023Подготовка дела (собеседование)
12.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2023Дело оформлено
24.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее