РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2023 года город Тула
Зареченский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Астаховой Г.Ф.,
при секретаре Барановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «НЕРИС» к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Зареченского района г. Тулы Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области Нефедьевой Светлане Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
установил:
ООО Юридическая Фирма «НЕРИС» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству №, возбужденному на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № Зареченского судебного района г. Тулы о взыскании с Супольниковой Ж.В. денежных средств.
В нарушение положений ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель не осуществил следующие действия: не составил и не утвердил акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю; не осуществил направление взыскателю постановления об окончании исполнительного производства, лишив взыскателя права на обжалование указанного постановления; не осуществил возвращение исполнительного документа взыскателю.
ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет сайта «Госуслуги» в рамках указанного исполнительного производства административным истцом было подано заявление о возврате исполнительного документа.
Административный истец полагает, что бездействие со стороны судебного пристава-исполнителя ОСП Зареченского района г. Тулы Нефедьевой С.В. в ввиде невозврата исполнительного документа влечет существенное нарушение законных прав административного истца.
На основании изложенного, ссылаясь на нарушение судебным приставом-исполнителем норм действующего законодательства, административный истец просит признать незаконными, нарушающими права взыскателя действия (бездействия) бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Зареченского района города Тулы УФССП России по Тульской области Нефедьевой С.В., выразившееся в не направлении в адрес административного истца постановления об окончании исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ и невозврате исполнительного документа судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Зареченского района города Тулы УФССП России по Тульской области Нефедьеву С.В. направить в адрес административного истца копию постановления об окончании исполнительного производства № с оригиналом исполнительного документа; в случае утраты исполнительного документа обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области Нефедьеву С.В. обратиться за выдачей дубликата исполнительного документа.
Представитель административного истца – директор Суменко С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области Нефедьева С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом. Представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что возражает об удовлетворении административного иска. В обоснование своих возражений указала на то, что на исполнении в ОСП Зареченского района г. Тулы находилось исполнительное производство № о взыскании с Супальниковой Ж.В. задолженности в размере 36 565,45 руб. в пользу ООО ЮФ «НЕРИС». Согласно ответа ГИБДД УМВД России по Тульской области транспортные средства на имя должника не зарегистрированы. При этом, в Тульском РФ АО «Россельхозбанк», АО «Альфа-Банк», Банке ГПБ (АО), Орловском РФ АО «Россельхозбанк», открыты счета. Постановлением судебного пристава-исполнителя было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника. Однако, на депозитный счет отдела денежные средства не поступали. ДД.ММ.ГГГГ было принято процессуальное решение в виде окончания исполнительного производства по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получением сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях. Постановление об окончании исполнительного производства направлено сторонам исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ постановление об окончании исполнительного производства было доставлено взыскателю. Кроме того, нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не установлены конкретные сроки направления оригинала исполнительного документа взыскателю. Оригинал исполнительного документа был направлен в адрес взыскателя почтой и получен последним ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного полагала, что права административного истца не нарушены.
Представитель административного ответчика УФССП России по Тульской области, заинтересованное лицо Супольникова Ж.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют требованиям закона и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
При этом заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судебные приставы осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах», а также руководствуются в своей деятельности Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Статья 1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации.
При этом ч. 2 ст. 10 указанного закона содержит перечень обязанностей старшего судебного пристава, в том числе: организация работы подразделения судебных приставов; обеспечение принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждение постановлений судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; организация розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка; издание указаний и распоряжений по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов.
Также старший судебный пристав имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные положения закреплены в ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» согласно которым непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (подразделения судебных приставов).
Таким образом, из анализа данных норм закона усматривается, что в должностные обязанности старшего судебного пристава входит, в том числе, организация работы подразделения судебных приставов, осуществление в пределах своей компетенции контроля в установленной сфере деятельности, а непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей данных структурных подразделений.
В соответствии со ст.ст. 64, 68 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определяются Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как установлено ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из материалов административного дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ОСП Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного документа – судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № Зареченского судебного района г. Тулы судебного района г. Тулы о взыскании с Супольниковой Ж.В. задолженности по кредитному договору в размере 36 565,45 руб.
Постановлением ОСП Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № в отношении должника Супольниковой Ж.В. было окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47, ст. 14, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 47, ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку в ходе исполнения требований исполнительного документа невозможно установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, вкладах или на хранении в кредитных организациях.
Под бездействием судебного пристава-исполнителя следует понимать неисполнение судебным приставом-исполнителем обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого лица (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику.
Из материалов дела следует, что копия постановления об окончании исполнительного производства была направлена ООО «ФК «Конгломерат» 17.03.2023 в 10:56:25 в личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг, и получена последним 17.03.2023 в 16:54:31, то есть в установленный законом срок.
Нормами Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не установлены конкретные сроки направления оригинала исполнительного документа взыскателю.
При этом, согласно ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 названного Федерального закона.
В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с п. 4 ч. 1 данной статьи, взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника (часть 5).
Таким образом, поскольку исполнительное производство было окончено лишь ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ФК «Конгломерат» вправе повторно предъявить для исполнения исполнительный документ не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 30000854467951 исполнительный документ направлен в адрес ООО ЮФ «НЕРИС» ДД.ММ.ГГГГ и получен последним ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, поскольку ООО ЮФ «НЕРИС» вправе повторно предъявить для исполнения исполнительный документ не ранее ДД.ММ.ГГГГ, направление оригинала исполнительного документа в адрес взыскателя лишь ДД.ММ.ГГГГ не повлекло нарушения прав административного истца.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела по существу не установлено со стороны должностных лиц службы судебных приставов незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы административного истца.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок подачи административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя - десять дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
В данном случае судом установлено, что о предполагаемом нарушении своих прав административному истцу было известно ДД.ММ.ГГГГ (день получения копии постановления об окончании исполнительного производства), однако в суд с иском он обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд, при этом доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки, административным истцом не представлено.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в ходе рассмотрения дела по существу не установлено со стороны должностных лиц службы судебных приставов незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы административного истца, то обстоятельство, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с требованиями о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, в связи с чем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ООО ЮФ «НЕРИС».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>