Дело №а-187/2023
УИД 74OS0000-01-2023-000168-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2023 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего Дашкевич Т.А.,
при секретаре Богословской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ГБУЗ «Районная больница г. Аша» к Министерству имущества Челябинской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
у с т а н о в и л:
ГБУЗ «Районная больница г. Аша» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущества Челябинской области об установлении:
- кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 4 666 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости равной 2 561 634 руб. по состоянию на 01 января 2022 года;
- кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 3 781 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> № в размере его рыночной стоимости равной 2 075 769 руб. по состоянию на 01 января 2022 года;
- кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 45 686,89 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости равной 19 691 050 руб. по состоянию на 01 января 2022 года;
- кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 22 689 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> № в размере его рыночной стоимости равной 10 255 428 руб. по состоянию на 01 января 2022 года;
- кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1 103 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной 605 547 руб. по состоянию на 01 января 2022 года;
- кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 35 811 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной 15 792 651 руб. по состоянию на 01 января 2022 года.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что является собственником вышеназванных земельных участков, кадастровая стоимость которых, указанная в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости, не соответствует их рыночной стоимости, отраженной в отчете независимого оценщика от 27 апреля 2023 года № 2004202330Д, что является основанием для пересмотра кадастровой стоимости, поскольку влечет к увеличению налоговых обязательств.
Представитель административного истца ГБУЗ «Районная больница г. Аша» Щеткин В.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущества Челябинской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие (л.д. 137).
Представитель заинтересованного лица ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» во исполнение положений ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2022 года. В соответствии с Федеральным законом и Методическими рекомендациями кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки, не учитывающим индивидуальные особенности конкретного объекта недвижимости. Административным истцом не представлено доказательств наличия ошибок при проведении массовой оценки, а несогласие истца с результатами оценки не означает ее недостоверность (л.д. 139).
Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Челябинской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Челябинской области, Администрации Ашинского городского поселения, Администрации Симского городского поселения, Межрайонной ИФНС России № 18 по Челябинской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
Дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 245 КАС РФ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, ГБУЗ «Районная больница г. Аша» принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 4 666 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 14-17);
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3 781 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальный район Ашинский, городское поселение Ашинское, <адрес>, <адрес> № (л.д. 18-21);
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 45 686,89 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 22-25);
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 22 689 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> № (л.д. 26-29);
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 103 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 30-33);
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 35 811 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 34-37).
Согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 26 июля 2023 года кадастровая стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 5 859 236 руб. 18 коп. (л.д. 8);
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 3 957 912 руб. 99 коп. (л.д. 9);
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 42 325 705 руб. 50 коп. (л.д. 10);
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 25 196 361 руб. 39 коп. (л.д. 11);
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 936 237 руб. 43 коп. (л.д. 12);
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 26 885 108 руб. 25 коп. (л.д. 13).
Вместе с тем в отчете №Д об оценке рыночной стоимости 6 земельных участков, расположенных в <адрес> рыночная стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 2 561 634 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 2 075 769 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 19 691 050 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 10 255 428 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 605 547 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 15 792 651 руб. (л.д. 40-98).
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 391 НК РФ). Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 чт. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
В соответствии с п. 1 раздела III Решения Совета депутатов Ашинского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области от 22 ноября 2019 года № 53 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории Ашинского городского поселения» отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Согласно п. 1 раздела III Решения Совета депутатов Симского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области от 21 ноября 2019 года № 250 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории Симского городского поселения» тчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
На основании п. 1.1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В связи с тем, что завышенные, по утверждению административного истца, результаты определения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков затрагивают его права и обязанности, поскольку на их основании производятся начисления земельного налога, суд полагает возможным рассмотреть спор по существу, проверив обоснованность заявленных административным истцом требований.
В силу ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании ч. 7 ст. 22 Закона о кадастровой оценке оспоренная кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит установлению как его рыночная стоимость, определенная на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» также разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Исходя из п. 4 ч. 2 ст. 246 КАС РФ, п. 20 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 при разрешении административного дела об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Как указывалось выше, в обоснование заявленного требования административным истцом представлен отчет оценщика <данные изъяты>» ФИО4 от 27 апреля 2023 года № 2004202330Д, которая является членом <данные изъяты>», имеет диплом о профессиональной переподготовке № 743200002156 от 30 апреля 2020 года, профессиональная ответственность застрахована в <данные изъяты> по полису № № от ДД.ММ.ГГГГ, со стажем работы в оценочной деятельности с 2015 года (л.д. 40-98).
Принимая отчет об оценке в качестве достоверного и допустимого доказательства, суд исходит из того, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим специальное образование, необходимый стаж оценочной работы, а также содержит все необходимые сведения: описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки и ценообразующих факторов, анализ наиболее эффективного использования, описание процесса оценки, расчеты и результаты определения рыночной стоимости земельных участков.
Из указанного выше отчета от 27 апреля 2023 года следует, что для расчета рыночной стоимости объектов оценки оценщик использовал сравнительный подход. В качестве объектов-аналогов выбраны наиболее сопоставимые объекты.
Выводы оценщика основаны на подробном исследовании, мотивированы и ясны, не содержат противоречий, соответствуют требованиям законодательства, позволяют с достоверностью установить рыночную стоимость земельных участков.
На основании изложенного, у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов, содержащихся в отчете об оценке рыночной стоимости.
При этом со стороны административного ответчика и заинтересованных лиц доказательств, опровергающих правильность выводов оценщика либо позволяющих усомниться в их правильности, отвечающих требованиям статей 59, 60, 61 КАС РФ, представлено не было. Размер рыночной стоимости земельных участков подтвержден вышеуказанным отчетом об оценке, участвующими в деле лицами не оспорен. В порядке статьи 77 КАС РФ о назначении экспертизы лица, участвующие в деле, не заявили.
Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные истцом доказательства рыночной стоимости земельных участков, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость на ту же дату, требования истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке относимые, допустимые и достаточные доказательства, не доверять которым оснований не имеется, подлежат удовлетворению, кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков подлежит установлению в размере их рыночной стоимости.
Установленная в настоящем деле кадастровая стоимость архивной не является, необходимость указания периода ее действия отсутствует.
Согласно приказу Министерства имущества Челябинской области от 24 ноября 2021 года № 189-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Челябинской области» кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости была определена в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» по состоянию на 01 января 2022 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, датой подачи заявления необходимо считать 27 июля 2023 года, то есть дату обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 4 666 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 561 634 ░░░.░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 3 781 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░> № ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 075 769 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 45 686,89 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 19 691 050 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 22 689 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, № № ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 10 255 428 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 1 103 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 605 547 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 35 811 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 15 792 651 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2015 ░░░░ № 218-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.