Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-873/2023 ~ М-619/2023 от 15.03.2023

***

Дело № 2а-873/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2023 года                            город Кола

    Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Маренковой А.В.,

при секретаре Андроповой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Петрова В.А. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области», начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области» Богданову И.А., начальнику отряда Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области» Дятлову А.Н.,

УСТАНОВИЛ:

    Петров В.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области об оспаривании дисциплинарного взыскания. В обоснование заявленных требований указал, что *** ему объявлен выговор за нарушение имевшее место *** в *** и выразившееся в соответствии с рапортом инспектора ФИО1 в нарушении правил внутреннего распорядка (далее ПВР) в связи с самовольным передвижением вне строя или без сопровождения. *** он был выдворен в штрафной изолятор сроком на 5 суток за дисциплинарное взыскание, имевшее место *** в *** и выразившееся в соответствии с рапортом сотрудника ФИО2 в отказе от выхода на работу без уважительной причины. *** на основании справки начальника отряда А.Н. Дятлова ему объявлен выговор устно за нарушение ПВР, имевшего место *** в ***. Данное правонарушение вменено на основании объяснения другого осужденного. Вместе с тем, видеоматериалы указанных нарушений отсутствуют, как и его объяснения. Просил признать незаконными и отменить постановление начальника ИК-18 от *** о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора, постановление начальника ИК-18 от *** о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде водворения в ШИЗО, справку начальника отряда от *** о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора устно.

    Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от ***, к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены начальник ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Богданов И.А., начальник отряда ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Дятлов А.Н.

    Административный истец участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.

    Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

    Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что Петров В.А. осужден к лишению свободы и отбывает наказание в исправительном учреждении системы ФСИН России, поэтому его правовое положение, как осужденного, регламентировано специальным законом – Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также принятыми на основании и во исполнение его положений Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту - Правила), утвержденными Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205 и от 16 декабря 2016 г. № 295 (действующими в спорный период).

Частью 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие, обеспечение выполнения осужденными требований Правил внутреннего распорядка.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В силу статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Исходя из части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Порядок привлечения осужденного к ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания регламентирован статьями 115 - 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205 и от 16 декабря 2016 г. № 295 (далее по тексту – Правила).

Указанные правила обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения. Нарушение указанных Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.

Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы определен статьей 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно статье 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации правом применения перечисленных в статье 115 Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

Судом установлено, что административный истец Петров В.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении особого режима – ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, содержится в обычных условиях содержания.Согласно листу учета взысканий и поощрений осужденный
Петров В.А. за время отбывания наказания неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет 4 поощрения.

Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области И.А. Богданова от *** Петров В.А. привлечен к дисциплинарному взысканию в виде выговора за допущенное им нарушение абзаца 8 пункта 14 главы 3, пункта 23 главы 6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205, а именно *** в *** во время развода осужденных на работу, Петров В.А. в категорической форме отказался встать в строй. На сделанное ему замечание вступил в пререкание и в присутствии других заключенных, употреблял при этом жаргонные выражения, тем самым не выполнил законное требование сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Указанное обстоятельство подтверждается рапортом сотрудника исправительного учреждения ФИО1

Материалами дела подтверждается, что до принятия решения о наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с требованиями статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Петрову В.А. было предложено дать письменные объяснения по факту нарушения, где последний указал в связи с чем допустил нарушение, полагал, что дежурный отдал приказ «строиться» момент, когда он вышел из строя и направлялся на комендантский участок.

По результатам проведенной проверки, начальником отряда №
ФИО2 составлен рапорт от ***, согласно которому Петров В.А. совершил им нарушение абзаца 8 пункта 14 главы 3, пункта 23 главы 6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ***
№. Указанное заключение утверждено начальником исправительного учреждения.

С постановлением о наложении на осужденного дисциплинарного взыскания в виде выговора Петров В.А. ознакомлен, о чем имеется собственноручная подпись.

Кроме того, постановлением начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области И.А. Богданова от *** Петров В.А. привлечен к дисциплинарному взысканию в виде водворения в штрафной изолятор (ШИЗО) на 5 суток за допущенное им нарушение абзацев 8, 11 пункта 14 главы 3, пункта 23 главы 6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205 и пункта 1 статьи 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а именно за то, что *** в *** Петров В.А. в категорической форме отказался от хозяйственных работ по благоустройству территории ИК-18, тем самым не выполнил законное требование сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Указанное обстоятельство подтверждается рапортом начальника отряда № ФИО2 и рапортом председателя ОСБ отряда ФИО3, рапортом заключенного ФИО4, справкой-характеристикой в отношении Петрова В.А. от ***, копией графика привлечения заключенных отряда № к выполнению работ по благоустройству исправительного учреждения.

Материалами дела подтверждается, что до принятия решения о наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с требованиями статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Петрову В.А. было предложено дать письменные объяснения по факту нарушения, где последний указал, что допустил нарушение, поскольку у него отсутствует рабочая одежда и движение правой рукой вызывает болевые ощущения, в связи с недавно перенесенной травмой.

Решением заседания административной комиссии ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области от *** принято решение о водворении осужденного Петрова В.А. за нарушение установленного порядка отбывания наказания в штрафной изолятор сроком на 5 суток.

С указанным решением Петров В.А. ознакомлен ***, о чем свидетельствует его подпись в выписке из протокола №.

В соответствии со справкой начальника отряда А.Н. Дятлова от *** Петров В.А. привлечен к дисциплинарному взысканию в виде выговора за допущенное им нарушение пункта 17 главы 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 295, а именно *** учинил словесную ссору с дневальным отряда №, употребляя в адрес последнего жаргонные выражения.

Указанное обстоятельство подтверждается рапортом заместителем дежурного помощника начальника колонии ФИО5, объяснением осужденного ФИО6

Материалами дела подтверждается, что до принятия решения о наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с требованиями статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Петрова В.А. было предложено дать письменные объяснения по факту нарушения, где последний признал совершенное им правонарушение, в содеянном раскаялся.

Из листа учета поощрений и взысканий на осужденного Петрова В.А. следует, что он неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что действия Петрова В.А., ставшие причиной наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора, водворения в штрафной изолятор и выговора устно, являются нарушением Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, в связи с чем административный истец был обоснованно привлечен к дисциплинарной ответственности.

У суда оснований не доверять доказательствам, представленным административным ответчиком, отвечающим требованиям допустимости, относимости и достоверности, не имеется, в том числе административным истцом не оспаривалась законность процедуры применения дисциплинарных взысканий

При этом оспариваемые постановления от ***, *** и от *** о наложении в отношении Петрова В.А. административных взысканий в виде выговора, выдворения в штрафной изолятор и выговора устно приняты в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий должностных лиц, их принявших, в установленные законом сроки.

Мера взыскания применена к Петрову В.А. с учетом обстоятельств совершения нарушений, личности осужденного и его предыдущего поведения, о котором свидетельствуют материалы дела, тяжесть и характер нарушений.

Перед водворением в ШИЗО Петров В.А. был осмотрен медицинским работником, противопоказаний пребыванию в условиях ШИЗО не выявлено.

Все представленные на административную комиссию документы, имеющие отношение к применению в отношении Петрова В.А. оспариваемого дисциплинарного взыскания составлены должностными лицами, обладающими полномочиями на их составление и выявление фактов нарушения правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными является совокупность двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что необходимая совокупность условий, предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при разрешении настоящего административного иска не установлена.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Материалами дела подтверждается, что с настоящим административным иском в суд Петров В.А. обратился ***, при этом административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного им срока для обращения в суд с административным иском об оспаривании решений о наложении дисциплинарных взысканий, в ходе судебного разбирательства по делу не заявлено.

Материалами дела подтверждается, что о принятых ***, *** и *** решений о наложении дисциплинарных взысканий Петрову В.А. было объявлено в день их наложения, что подтверждается подписями Петрова В.А., свидетельствующими данные обстоятельства.

Оснований не доверять указанным документам, у суда не имеется. Доказательств обратного административным истцом не приведено, а судом не добыто.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен без уважительных причин срок для обращения в суд с настоящим административным иском, что является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных им требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-873/2023 ~ М-619/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петров Владимир Владимирович
Ответчики
ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области
Начальнику ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Богданов И.А.
Начальник отряда ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Дятлову А.Н..
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Маренкова Анжела Викторовна
Дело на сайте суда
kola--mrm.sudrf.ru
15.03.2023Регистрация административного искового заявления
15.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2023Дело оформлено
27.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее