Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-507/2023 (2а-5713/2022;) ~ М-2538/2022 от 12.05.2022

Дело № 2а-507/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2023 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Хромовой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вербицкой Н.А. к ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска, ГУ ФССП России по Красноярскому краю о признании постановлений незаконными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Вербицкая Н.А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что 10 января 2022 года ОСП по Октябрьскому району г.Красноярска в отношении нее возбуждено исполнительное производство № 204944/21/24009-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 53 544 рубля 48 коп., на основании постановления № 24009/20/737101 от 21.05.2020 года о взыскании исполнительского сбора. О возбуждении исполнительных производств она не была уведомлена надлежащим образом, постановления в ее адрес не поступали, о возбуждении исполнительных производств она узнала 26 апреля 2022 года из сведений предоставленных банком. Исполнительное производство № 24009/20/737101 от 21.05.2020 года прекращено 30.12.2021 года, в связи с поступлением от взыскателя заявления о прекращении производства. В результате действий судебного пристава-исполнителя, нарушены ее права и законные интересы на добровольное исполнение требований исполнительного документа. Кроме того, сумма исполнительского сбора в размере 53 544 рубля 48 коп. является для нее значительной. Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Октябрьскому району г.Красноярска Шмаковой Ю.А. № 204944/21/24009-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 53 544 рубля 48 коп.; обязать устранить допущенные нарушения, отменив указанное постановление.

В судебное заседание административный истец Вербицкая Н.А. не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомила, предоставила право представлять свои интересы Яндиевой З.И..

Представитель административного истца Вербицкой Н.А. Яндиева З.И., участвующая по средствам видеоконференцсвязи, действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указала, что оспаривают два постановления о взыскании исполнительского сбора и постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора. Постановление о возбуждении основного исполнительного производства она не получала, зарегистрирована с 2020 года по ул. Беловежская, впоследствии производство было прекращено в связи с отзывом исполнительного документа.

Представитель административного ответчика ОСП по Октябрьскому району г.Красноярска – судебный пристав-исполнитель Шмакова Ю.А., административные исковые требования не признала, суду пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 10.01.2022 года направлялось курьером, отметки о вручении не имеется, по исполнительскому сбору направлялось простой корреспонденцией по адресу: М. Годенко.

Представитель административного ответчика УФССП России по Красноярскому краю, представители заинтересованных лиц ПАО «Банк Уралсиб», ООО «Коллекторское агентство «Пойдем!» в судебное заседание не явились, извещены заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не представили.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст.360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Положениями п.1 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава - исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Как следует из п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

На основании положений ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав - исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч.ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 6 ст. 112 вышеназванного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В силу ч. 7 вышеуказанной статьи предусмотрено право суда, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Аналогичное разъяснение дано в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 17 ноября 2015 года "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Закона об исполнительном производстве, не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

Взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В соответствии с частью статьи 219 КАС РФ и статьей 122 ФЗ "Об исполнительном производстве" административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 5 статьи 18 указанного Федерального закона предусмотрено, что восстановление пропущенных сроков для обращения в суд производится судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов исполнительного производства, что 29 января 2020 года судебным приставом ОСП по Октябрьскому району г.Красноярску, на основании исполнительного документа – исполнительного листа ФС № 021067200 от 21.12.2019 года, выданного Октябрьским районным судом г.Красноярска по гражданскому делу № 2-5404/2019, в отношении Вербицкой Н.А., возбуждено исполнительное производство № 14780/20/24009-ИП о взыскании задолженности по кредитным платежам в размере 764 921 рубль 18 коп., в пользу ПАО «Банк Уралсиб».

Постановлением о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Указанное постановление направлено по адресу Вербицкой Н.А., указанному в исполнительном документе простой почтовой корреспонденцией, что подтверждается реестром, вместе с тем, доказательств вручения указанного постановления должнику суду не представлено.

27.08.2021 года, судебным приставом ОСП по Октябрьскому району г.Красноярску вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства с ПАО «Банк Уралсиб» на ООО «Коллекторское агентство «Пойдем!».

30 декабря 2021 года исполнительное производство № 14780/20/24009-ИП от 29.01.2020 года окончено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» - в ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось (произведено частично), возвращается взыскателю в связи с тем, что поступило заявление взыскателя об окончании исполнительного производства. В ходе исполнительного производства частично взыскана сумма в размере 2 791,99 рублей.

При этом, в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, 21 мая 2020 года судебным приставом–исполнителем ОСП по Октябрьскому району г.Красноярску вынесено постановление о взыскании с Вербицкой Н.А. исполнительского сбора в размере 53 544 рубля 48 коп..

10 января 2022 года, на основании указанного постановления, судебным приставом исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 204944/21/24009-ИП о взыскании исполнительского сбора, в указанном размере.

Указанные постановления о возбуждении исполнительного производства, постановление о взыскании исполнительского сбора, направлены в адрес должника почтовым отправлением, однако сведений о вручении постановлений суду не представлено.

В соответствии с частью 12 статьи Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2, 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 24 Закона об исполнительном производстве лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

Разрешая административные исковые требования Вербицкой Н.А. о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по Октябрьскому району г. Красноярску от 21.05.2020 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 14780/20/24009-ИП, о возбуждении исполнительного производства от 10.01.2022 года № 204944/21/24009-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 53 544 рубля 48 коп. и их отмене, суд полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку доказательств вручения Вербицкой Н.А. постановления о возбуждении исполнительного производства № 14780/20/24009-ИП от 2.01.2020 года суду не представлено, равно как не представлено достоверных и допустимых доказательств их направления в адрес административного истца.

При том, что согласно доверенности административного истца, выданной на имя представителя от 27 марта 2021 года, Вербицкая Н.А. зарегистрирована по адресу: Х, что судебным приставом-исполнителем в ходе исполнительного производства установлено не было.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 21.05.2020 года в рамках исполнительного производства № 14780/20/24009-ИП от 29.01.2020 года в размере 53 544 рубля 48 коп., должник Вербицкая Н.А. не была уведомлена о возбуждении в отношении нее вышеуказанного исполнительного производства в установленном порядке, в установленном порядке не разъяснен установленный должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, при том что, указанный срок устанавливается должнику с момента получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства, следовательно, оснований взыскивать с административного истца исполнительский сбор за виновное неисполнение требований исполнительного документа либо за уклонение от такого исполнения, у судебного пристава-исполнителя не имелось, применение к должнику меры ответственности в виде взыскания исполнительского сбора, по мнению суда, в указанной части, не отвечает принципам справедливости наказания.

При таких обстоятельствах, поскольку постановление от 21.05.2020 года о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом исполнителем незаконно, соответственно, вынесенное на основании указанного постановление о взыскании исполнительского сбора постановление о возбуждении исполнительного производства № 204944/21/24009-ИП от 10.01.2022 года, также является незаконным и необоснованным, а требования Вербицкой Н.А. в указанной части подлежащими удовлетворению.

При таких обстоятельствах, исковые требования Вербицкой Н.А. о признании незаконными и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска от 21 мая 2020 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 14780/20/24009-ИП, постановление о возбуждении исполнительного производства от 10.01.2022 года № 204944/21/24009-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 53 544,48 рублей, обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 14780/20/24009-░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 10.01.2022 ░░░░ № 204944/21/24009-░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 53 544,48 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.04.2023░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-507/2023 (2а-5713/2022;) ~ М-2538/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вербицкая Наталия Александровна
Ответчики
ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска ГУФССП России по Красноярскому краю
Другие
Яндиева Залина Идрисовна
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярска
Судья
Федоренко Л.В.
Дело на сайте суда
oktyabr--krk.sudrf.ru
12.05.2022Регистрация административного искового заявления
12.05.2022Передача материалов судье
13.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2023Дело оформлено
22.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее