<данные изъяты>
Дело № 2а-907/2022
УИД №
Мотивированное решение составлено 12 января 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 декабря 2022 года г. Нижние Серги
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Шторх Ю.Г.,
при секретаре судебного заседания Олейник А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Дружининского городского поселения к Нижнесергинскому районному отделению судебных приставов Главного управления федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области, Главному управлению федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Дружининского городского поселения обратилась с административным исковым заявлением к Нижнесергинскому РОСП ГУФССП России по Свердловской области об уменьшении исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от 23.04.2020, установленного постановлением начальника Нижнесергинского РОСП Потапешкиной Е.С. о взыскании исполнительского сбора от 10.11.2022, до 37 500 руб.
В основание административного иска указала, что является должником по исполнительному производству №-ИП от 23.04.2020, возбужденному на основании исполнительного листа №ФС 030113256 от 18.03.2020, выданного Нижнесергинским районным судом по делу № о возложении обязанности не позднее 01.09.2021 обеспечить территорию <адрес> наружным противопожарным водоснабжением. 10.11.2022 начальником Нижнесергинского РОСП Потапешкиной Е.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Администрация в ходе рассмотрения дела сообщала, что обеспечить противопожарным наружным водоснабжением указанные улицы возможно только путем установки дополнительных гидрантов на централизованной системе водоснабжения пгт. Дружинино, находящейся в собственности ОАО «РЖД». Естественные водоемы вблизи территории объектов, указанных в решении суда, отсутствуют, создать вновь искусственные водоемы не представляется возможным ввиду действующих градостроительных норм на территории поселения. Обеспечить иным способом противопожарным водоснабжением указанные объекты невозможно, только лишь путем установки дополнительных гидрантов на централизованной системе водоснабжения поселения. С момента вступления решения суда в законную силу администрацией началась работа по его исполнению в установленный срок. После совещания с ОАО «РЖД» выяснилось, что централизованная сеть водоснабжения пгт. Дружинино, находящаяся в их собственности, является частью комплекса системы водоснабжения, в который входили помимо водопровода скважины, здания, нежилые помещения, в связи с чем, передача в собственность администрации только сети водоснабжения была невозможна. После проведения длительной процедуры раздела системы холодного водоснабжения и исключения из комплекса объектов, не предназначенных для передачи в муниципальную собственность, ОАО «РЖД» произвело регистрацию изменений в ЕГРН в январе 2022 года. В апреле 2022 года в адрес администрации направлен проект договора дарения (пожертвования) централизованной сети водоснабжения в пгт. Дружинино. 11.05.2022 определением суда отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 10.02.2020. В июле 2022 в муниципальную собственность Дружининского городского поселения от ОАО «РЖД» принята система холодного водоснабжения. Администрацией заключен договор на разработку проектно-сметной документации на ремонт системы холодного водоснабжения в 2023 году, проектом предусмотрена замена сетей холодного водоснабжения, обустройство, ремонт колодцев, установка пожарных гидрантов, в том числе в местах, подлежащих обустройству наружным пожарным водоснабжением. Бездействие администрации не усматривается, так как работа проводилась, начиная с 2020 года, исполнение решения суда в срок до 01.09.2021 не зависело напрямую только от действий администрации. Учитывая, что исполнение решения суда требует длительной процедуры, администрацией принимаются меры для исполнения решения, принцип справедливости и соразмерности применяемой санкции, имущественное положение должника, обусловленное бюджетным законодательством, имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора до 37 500 руб.
В порядке подготовки дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГУФССП России по Свердловской области.
Представитель административного истца Винтер Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Административные ответчики Нижнесергинский РОСП, УФССП России по Свердловской области вы судебное заседание не явились.
Представитель заинтересованного лица, взыскателя по исполнительному помощник прокурора Нижнесергинского района Мамай А.В. возражал против административного иска. Считал, что оснований для удовлетворения иска не имеется. В ходе рассмотрения гражданского дела предложенный истцом срок для добровольного исполнения решения суда был признан разумным и достаточным. На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требования судебного решения исполнены не были. Администрацией подавалось заявление об отсрочке исполнения решения суда, в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих о принятии необходимых и достаточных с точки зрения их эффективности действий для правильного и своевременного исполнения судебного акта. Судом не усмотрены обстоятельства, носящие исключительный характер и объективно препятствующие совершению исполнительных действий. Просил в иске отказать.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно ч. 1 ст. 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно ч.1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
На исполнении в Нижнесергинском РОСП УФССП России по Свердловской области находится исполнительное производство №-ИП от 23.04.2020, возбужденное на основании исполнительного листа ФС №, выданного 18.03.2020 года Нижнесергинским районным судом по гражданскому делу №, предмет исполнения: возложение обязанности до 01.09.2021 года обеспечить территорию <адрес> наружным противопожарным водоснабжением, взыскатель: Свердловский межрайонный природоохранный прокурор. (л.д.60-63).
Исполнительное производство в отношении администрации Дружининского городского поселения возбуждено 23.04.2020 г, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д.60).
19.10.2021 г заместителем начальника Нижнесергинского РОСП Потапешкиной Е.С. вынесено требование в семидневный рок представить информацию по факту исполнения требований исполнительного документа. (л.д.59).
Администрация Дружининского городского поселения направляла письмо о том, что с 2010 г проводится работа по согласованию передачи системы водоснабжения в муниципальную собственность, проведении в 2021 г совещания в Министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области для решения вопроса о передаче системы водоснабжения от ОАО «РЖД» в муниципальную собственность Дружининского городского поселения, проведена работа проведена работа по составлению сметной документации для проведения ремонтных работ системы холодного водоснабжения, но возможность заявиться в государственные программы либо на согласительную комиссию для увеличения расходных полномочий для проведения ремонтных работ отсутствует. (л.д.57-58).
10.11.2022 года старшим судебным приставом Нижнесергинского РОСП вынесено постановление о взыскании с должника администрации Дружининского городского поселения исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в сумме 50 000 рублей (л.д.38).
Администрация Дружининского городского поселения направляла в Нижнесергинский РОСП письмо с указанием обстоятельств по делу, нахождения централизованной сети водоснабжения в собственного ОАО «РЖД», прилагали договор на разработку проектно-сметной документации на ремонт системы водоснабжения в пгт.Дружинино от 18.08.2022 г. (л.д.39-47).
Администрация Дружининского городского поселения просила применить ч.7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ в части уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от суммы.
Из административного иска следует, что административный истец начал вести работу по исполнению требований решения Нижнесергинского районного суда незамедлительно с 2020 года, однако своевременному исполнению решения суда препятствовала принадлежность централизованной сети водоснабжения пгт. Дружинино, на тот момент она находилась в собственности ОАО «РЖД», что следует из выписки из ЕГРН (л.д.11-23). Также 18.08.2022 года заключен договор № 52 на разработку проектно-сметной документации и на ремонт системы водоснабжения в пгт. Дружинино (л.д. 25-30).
Вместе с тем, решением Нижнесергинского районного суда от 10.02.2020 г были удовлетворены исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Дружининского городского поселения об обязании до 01.09.2021 года обеспечить территорию <адрес> наружным противопожарным водоснабжением. Решение вступило в законную силу 17.03.2020 года.
Как следует из указанного решения, исковые требования прокурором были уточнены в части установления срока для выполнения возлагаемых обязанностей, и ответчиком были признаны в полном объеме.
Однако, в установленный решением суда срок возложенные на должника обязанности администрацией Дружининского городского поселения не были исполнены.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть.
Администрация Дружининского городского поселения обращалась в Нижнесергинский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением от 11 мая 2022 года в удовлетворении заявления судом было отказано.(л.д.84-85). В обоснование требований должника об отсрочке также было указано на нахождение централизованной сети водоснабжения в собственности ОАО «РЖД» и невозможность заявиться в государственные программы либо на согласительную комиссию для увеличения расходных полномочий, ссылались на государственную регистрацию права собственности в январе 2022 года. Указанным доказательствам судом ранее была дана оценка, и судом не было установлено обстоятельств, носящих исключительный характер, препятствующих исполнению решения суда.
По настоящему административному иску административный истец ссылается на те же обстоятельства нахождения централизованных сетей водоснабжения в собственности ОАО «РЖД» (л.д.11-23), и невозможность иным способом исполнить решение суда,
а также на заключение договора на разработку проектно-сметной документации на ремонт системы водоснабжения в пгт.Дружинино между администрацией Дружининского городского поселения и ООО «Строительно-монтажная компания СПЕЦСТРОЙ» (л.д.25-30).
Уменьшение исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об уменьшении исполнительского сбора.
При этом, обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Как разъяснено в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные (помимо субъектов предпринимательской деятельности) лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Оснований для уменьшения исполнительского сбора по доводам административного истца и представленным доказательствам суд не находит, поскольку ни в срок, установленный решением Нижнесергинского районного суда от 10.02.2020 г, до 01.09.2021, который был признан администрацией Дружининского городского поселения при рассмотрении спора, ни до 10.11.2022 года, то есть спустя еще один год, возложенные судом обязанности должником выполнены не были.
Совокупности доказательств, подтверждающих выполнение административным истцом возложенных на него обязанностей, принятия зависящих от должника по исполнительному производству всех своевременных и надлежащих мер по исполнению решения суда в установленный судом срок, административным истцом в судебное заседание не представлено.
Нахождение водопроводных сетей в собственности ОАО «РЖД», как указывал административный истец, не подтверждает отсутствие вины административного истца в неисполнении требований исполнительного документа, с учетом длительности неисполнения судебного решения, более двух лет. Обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению решения суда, суд не усматривает.
При установленных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░.░. ░░░░░