№ 2а-2277/13-2023 г.
46RS0030-01-2022-012493-37
46RS0030-01-2022-012640-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2023 года г. Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего - судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: Кислинском А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колокольчикова Олега Владимировича к заместителю начальника отделения- заместителю старшего судебного пристава ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску Самсоновой И.В., УФССП России по Курской области об оспаривании постановления,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Колокольчиков О.В. обратился в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области Назаровой Я.В., заместителю начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области Самсоновой И.В., УФССП России по Курской области. При этом указав, что в ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области в отношении Колокольчикова О.В. находиться исполнительное производство о взыскании в пользу Наумовой А.В. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления о расчете задолженности по алиментам. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконным, поскольку судебный пристав-исполнитель рассчитал размер алиментов исходя из доходов двух родителей, а взыскивает только с одного из них, а именно: доход от сдачи в аренду нежилого помещения, а также доход от ИП. Кроме того, сумма дохода на размер налога не уменьшена, не учтены денежные средства, уплаченные в добровольном порядке. Считает, что аналогичные нарушения были допущены судебным приставом-исполнителем и при вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ Указал, что заместителем начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области Самсоновой И.В. ДД.ММ.ГГГГ были нарушены нормы закона при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. указанное должностное лицо не выполнило возложенные на него законом функции контроля и не дало оценку доводам заявителя жалобы. Просит признать незаконным постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить срок на подачу административного иска на оспаривание постановления от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным постановление заместителя начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области Самсоновой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области Назарову Я.В. произвести расчет задолженности по алиментам в рамках исполнительного производства №-ИП.
Определением от 26.01.2023 г. на основании ст. 136 КАС РФ дело № 2а-1344/13-2023 г. (по административному мску Наумовой Анны Владимировны к судебному приставу-исполнителю ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску Назаровой Я.В., УФССП России по Курской области об оспаривании постановления) и дело №2а-1467/29-2023 г. (по административному иску Колокольчикова Олега Владимировича к судебному приставу-исполнителю ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску Назаровой Я.В., УФССП России по Курской области об оспаривании постановления) объединены в одно производство с присвоением административному делу №2а-1344/13-2023 г.
Определением от 10.02.2023 г. заместитель начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области Самсонова И.В. привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В ходе рассмотрения дела административный истец Колокольчиков О.В. уточнил заявленные требования и просил признать незаконным постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным постановление заместителя начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области Самсоновой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области Назарову Я.В. произвести расчет задолженности по алиментам в рамках исполнительного производства №-ИП.
Определением от 27.02.2023 г. в соответствии со ст. 136 КАС РФ требования Колокольчикова О.В. о признании незаконным постановления заместителя начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области Самсоновой И.В. от 13.12.2022 г. выделены в отдельное производство, заместитель начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области Самсонова И.В. исключена из числа заинтересованных лиц по делу и привлечена к участию в деле в качестве административного истца, судебный пристав-исполнитель ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску Назарова Я.В. исключен из числа административных ответчиков и привлечен к участию в дело в качестве заинтересованного лица.
В судебное заседание не явился административный истец Колокольчиков О.В. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.
Представитель административного истца Колокольчиков О.В. по доверенности Барбашин Р.И. заявленные требования поддержал в полном объеме с учетом уточнения по изложенным в административном иске основаниям и просил административный иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика УФССП России по Курской области не явился, извещенный надлежащим образом о слушании дела. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.
Административный ответчик заместитель начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску УФССП России по Курской области Самсонова И.В. в судебном заседании просила прекратить производство по делу, поскольку отсутствует предмет спора.
В судебное заседание не явилось заинтересованное лицо Наумова А.В. О слушании дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ею заявлено не было.
Представитель заинтересованного лица Наумовой А.В. по доверенности Прокопов С.Н. оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску Назарова Я.В. в судебном заседании просила оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 360 КАС РФ определено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу ст. 64.1 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с ч.1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно частям 1 - 3 статьи 123 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава; жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся; жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 126 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны: 1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе; 2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; 3) краткое изложение жалобы по существу; 4) обоснование принятого решения; 5) принятое по жалобе решение; 6) сведения о порядке обжалования принятого решения (часть 1 статьи 127 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично (часть 2 статьи 127 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В силу части 6 статьи 127 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.
В целях реализации положений главы 18 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по восстановлению и защите прав и законных интересов граждан и организаций, нарушенных при организации принудительного исполнения судебных актов и актов, специально уполномоченных органов, 25.05.2018 г. директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации были утверждены Методические рекомендации об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности.
Согласно пункту 3.1 Методических рекомендаций жалоба на постановление должностных лиц службы судебных приставов, на их действия (бездействие) в порядке подчиненности подается вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, в подчинении которого находятся должностные лица, постановление, действия (бездействие) которых обжалуются (статья 123 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Жалоба в порядке подчиненности может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.
Пунктом 6.3 Методических рекомендаций определено, что по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, должностное лицо службы судебных приставов принимает решение в соответствии с частью 2 статьи 127 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которое оформляется постановлением, состоящим из констатирующей и постановляющей частей.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона № 118-ФЗ от 21 июля 1997 года «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» определено, что старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану; взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов; организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений органов принудительного исполнения; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Компетенцией по рассмотрению подобного рода жалоб по аналогии с положениями части 2 статьи 10 Федерального закона № 118-ФЗ от 21 июля 1997 года «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» обладает заместитель начальника соответствующего районного отдела службы судебных приставов.
Кроме того, пунктом 3 названной правовой нормы предусмотрено право старшего судебного пристава делегировать полномочия по исполнению своих обязанностей на своих заместителей.
Судом установлено, что 30.11.2022 г. Колокольчиков О.В. обратился на имя начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску Рыжих Е.С. с жалобой, в которой просил отменить постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ.
Данная жалоба была зарегистрирована в ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску 30.11.2022 г.
Постановлением заместителю начальника отделения- заместителю старшего судебного пристава ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску Самсоновой И.В. от 13.12.2022 г. было отказано в признании обоснованной жалобы.
Данные обстоятельства подтверждены: жалобой от 30.11.2022 г., постановлением об отказе в удовлетворении жалобы от 13.12.2022 г., а также иными материалами дела.
Довод представителя административного истца о том, что оспариваемым постановлением нарушены права Колокольчикова О.В., является несостоятельным, поскольку постановлением заместителя начальника отделения- заместителя старшего судебного пристава ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Курску Самсоновой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ определено, что удовлетворение требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) указанного органа или должностного лица и реального нарушения при этом прав административного истца.
При этом, исходя из положений ст.62,226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
Поскольку оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, постановление соответствует требованиям действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не нарушены, постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, а потому отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Колокольчикова О.В. о признании незаконным постановления об отказе в признании жалобы обоснованной от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.03.2023 ░.
░░░░░: