УИД: 50RS0010-01-2023-002111-52
Дело № 2а-2761/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года г. Балашиха
Железнодорожный городской суд Московской области в составе судьи Меркулова Д.Б., при секретаре Корневой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ТСЖ «Ольгино» к Ведущему судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Балашихинскому району и г. Железнодорожный Елисеевой Ольге Алексеевне, старшему судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Балашихинскому району и г. Железнодорожный Гасанову Рашадат Аваз оглы, о признании незаконным постановление по результатам рассмотрения жалобы, постановления о прекращении исполнительного производства,
установил:
ТСЖ «Ольгино» обратилось в суд с указанным иском, с учетом уточнений, из содержания которого следует, что 05.05.2023 года Старший судебный пристав ОСП по Балашихинскому району и г. Железнодорожному Гасанов Р.А., признал правомерным постановлении об окончании ИД от 05.04.2023 года вынесенное Ведущим приставом –исполнителем Елисеевой О.А. в отношении должника Саликовой Е.В., зарегистрированной и проживающей по адресу<адрес>. 03.07.2023 года в результате мониторинга сайта ФССП, административным истцом было установлено, что судебным приставом-исполнителем, в производстве которого находится исполнительное производство не принят полный комплекс мер, направленных на обеспечение исполнения решения суда. Более того, исполнительное производство было окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», однако ни постановление об окончании исполнительного производства, ни подлинник исполнительного документа в адрес взыскателя не поступали. Полагает, что судебным приставом-исполнителем преждевременно было вынесено постановление об окончании исполнительного производства, поскольку не были совершены все необходимые и возможные меры принудительного исполнения, в частности, приставом не совершались действия по установлению местонахождения должника, наличия принадлежащего ему имущества, находящегося по месту жительства должника. Полагает, что пристав-исполнитель сфальсифицировал акт о выходе по адресу должника от 17.02.2023 года, поскольку согласно сведений с сайта ОСП через личный кабинет Госуслуг никаких действий по исполнительному производству в период с 17.01.2023 года по 19.02.2023 года судебными приставами-исполнителями не производилось. Не совершение судебным приставом-исполнителем полного комплекса мер, направленных на исполнение решения суда, нарушает право взыскателя на своевременное и полное получение взысканных в его пользу денежных средств.
Просит суд признать незаконным постановление старшего судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Балашихинскому району и г. Железнодорожный Гасанова Рашадат Аваз оглы от 05 мая 2023 года, которым было признано правомерным постановление, действие судебного пристава-исполнителя ОСП по Балашихинскому району и г. Железнодорожному Елисеевой О.А., об окончании исполнительного производства №-ИП, признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Балашихинскому району и г. Железнодорожному Елисеевой Ольги Алексеевны, об окончании исполнительного производства №-ИП
В судебное заседание явился представитель истца поддержал исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.
Ни представитель ни заинтересованное лицо ответчиков в судебное заседание не явились, не явилось, извещались судом о дне, месте и времени рассмотрения дела. Никаких возражений на исковое заявление, заявлений об отложении судебного заседания или иных сообщений о невозможности явиться в суд от них не поступало.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, лицо принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязано устранить допущенные нарушения, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и гражданину в отношении которого было допущено нарушение.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, в том числе путем совершения исполнительных действий.
В силу ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Мерами принудительного исполнения, согласно части 1 статьи 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве", являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Часть 2 статьи 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" устанавливает, что меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что 30.11.2018 года в порядке исполнения судебного приказа, вынесенного мировым судьей судебного участка № 49 судебным приставом-исполнителем ОСП по Балашихинскому району и г. Железнодорожном Гасымовым Э.Э. оглы было возбуждено исполнительное производство №-ИП, взыскателем по которому является ТСЖ «Ольгино», должником Саликова Е.И., предмет исполнения - задолженность по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени в размере 77 220,88 рублей.
В рамках возбужденного исполнительного производства, судебным приставом - исполнителем были совершены следующие исполнительные действия: направлены запросы в ГИБДД, банки, вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ.
В силу разъяснений абзаца второго пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
05.04.2023 года исполнительное производство окончено в связи с тем, что невозможно установить местонахождения должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств. и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях. Из указанного постановления также следует, что исполнительный документ подлежит возврату взыскателю.
05.05.2023 года постановлением по результатам рассмотрения жалобы ТСЖ «Ольгино» начальником отдела – страшим судебный приставом Гасановым Р.А. признано действие, судебного пристава исполнителя ОСП по Балашихинскому району и г. Железнодорожному Елисеевой Е.В. правомерным о вынесении постановления об окончании и возвращение ИД взыскателю, поскольку согласно ответов денежные средства и имущество, подлежащее взысканию у должника отсутствует.
Учитывая то, что представленная суду копия исполнительного производства содержит «скудный» перечень совершенных судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, суд находит подлежащим признать бездействия судебного пристава-исполнителя Елисеевой Ольги Алексеевны по совершению полного комплекса мер, направленного на своевременное и надлежащее исполнение исполнительного документа и постановление об окончании исполнительного производства незаконными.
Из материалов дела следует, в ходе исполнительного производства было установлено из ответа ГИБДД МУ МВД России «Балашихинское», что Саликовой Е.И. с 25.12.2009 года на праве собственности принадлежит автомобиль Хонда Аккорд, 2008 года выпуска, VIN №, однако судебным приставом-исполнителем не были предприняты в полном объеме меры на своевременное и надлежащее исполнение исполнительного документа. А именно обратиться в суд за обращением взыскания на принадлежащий Саликовой Е.И. на праве собственности автомобиль, путем реализации с публичных торгов, установив начальную продажную стоимость, за счет которого исполнить исполнительный документ. Учитывая то, что на счетах должника не выявлено денежных средств, наличие в собственности движимого и недвижимого имуществ не установлено, судебный пристав-исполнитель вправе применив все возможные исполнительные действия в целях своевременного и полного исполнения исполнительного документа, в том числе, выйти по месту жительства должника с целью установления наличия движимого имущества, за счет которого исполнить исполнительный документ.
ТСЖ «Ольгино» полагает, что оснований для окончания исполнительного производства в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" у судебного пристава-исполнителя не имелось.
Не совершение полных исполнительных действий, направленных на своевременное и надлежащее исполнение исполнительного документа, влечет затягивание фактического исполнения решения суда и как следствие, восстановления нарушенного права взыскателя.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ 05 ░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2023 ░░░░