УИД: 66OS0000-01-2023-001009-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Номер производства 3а-126/2024 |
|||
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скрябиной Е.А., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-126/2024
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Конно-Спортивное Общество «Надежда» (ИНН 6652023097)
к административным ответчикам - Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, с участием заинтересованных лиц – ППК «РОСКАДАСТР» в лице филиала ППК «РОСКАДАСТР» по Уральскому федеральному округу, Комитете по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Конно-Спортивное Общество «Надежда» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить по состоянию на 01 января 2022 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> (далее – земельный участок), равной его рыночной стоимости, представив в обоснование размера рыночной стоимости отчет об оценке № 316-23/3 от 05 апреля 2023 года (далее – Отчет), выполненный оценщиком ( / / )10
Поскольку представителем Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области были заявлены письменные возражения на представленный Отчет, 15 ноября 2023 года для определения рыночной стоимости земельного участка была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ( / / )11
05 декабря 2023 года от эксперта поступило заключение от 27 ноября 2023 года (далее – Заключение).
В судебном заседании представитель административного истца Симкин В.В. требования поддержал, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенном в Заключении.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, (административные ответчики), ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу, Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа возражения на Заключение не направили.
Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) о надлежащем извещении не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело после возобновления производства по административному делу протокольным определением от 30 января 2024 года.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, а также Заключение, суд приходит к следующим выводам.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, согласно части 1 статьи 245 КАС РФ которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Исходя из положений части 1 статьи 245, части 1 статьи 248 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судом установлено, что административный истец является арендатором земельного участка площадью 190 071 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для строительства конно-спортивного комплекса, расположенного по адресу: Свердловская область, р-н Сысертский, земельный участок примыкает с юго-западной стороны к границе села Кашино.
В Едином государственном реестре недвижимости указаны сведения о регистрации договора аренды № 11_185 от 03 июня 2011 года (дата регистрации 08 июля 2011 года). Обременяемым является Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа, привлеченный к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица.
Обращаясь с административным иском в суд, административный истец представил Выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере 122801071,68 руб., в которой отражены следующие сведения: дата определения кадастровой стоимости - 01 января 2022 года; акт об утверждении кадастровой стоимости – Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 21 ноября 2022 года № 5500; дата внесения сведений о кадастровой стоимости - 03 января 2023 года; дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2023 года.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 19 декабря 2023 года № 7538 внесены изменения в результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, утвержденные Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 21 ноября 2022 года № 5500.
Приобщенная к материалам административного дела Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 30 января 2024 года подтверждает, что кадастровая стоимость земельного участка отражена в размере 76 941303,85 руб.; дата определения кадастровой стоимости - 01 января 2022 года; дата внесения сведений о кадастровой стоимости - 26 декабря 2023 года; дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2023 года.
Таким образом, на дату рассмотрения административного спора по существу, кадастровая стоимость земельного участка определенная по состоянию на 01 января 2022 года в размере 122801071,68 руб. является архивной, сведения о которой сохраняются в Едином государственном реестре недвижимости. Актуальная кадастровая стоимость на ту же самую дату составляет – 76 941303,85 руб.
Частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» закреплено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Поскольку административный истец, является арендатором земельного участка, арендная плата за пользование которым установлена исходя из его кадастровой стоимости, его права и обязанности могут быть затронуты результатами определения кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем юридическое лицо имело основания для обращения за судебной защитой.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка в размере 122801071,68 руб., административный истец представил Отчет согласно которому, по состоянию на 01 января 2022 года рыночная стоимость земельного участка определена в размере 14082 000 руб.
Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда от 15 ноября 2023 года назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ( / / )12
По результатам экспертизы в материалы административного дела приобщено Заключение, согласно выводам которого, Отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Определенная оценщиком в Отчете рыночная стоимость земельного участка не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2022 года определена экспертом в размере 32141000 руб.
Согласно части 2 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам статьи 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы.
Определенная в Заключении итоговая рыночная стоимость земельного участка не является произвольной; при оценке эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в Заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районе расположения объекта оценки, произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки в заключение эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом сравнительного подхода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки.
Заключение выполнено экспертом ( / / )13 которая имеет необходимое образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, ее ответственность как оценщика застрахована должным образом.
Административными ответчиками каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности Заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости земельного участка, не представлено.
В названной ситуации ставить указанное Заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
С учетом изложенного, суд считает возможным принять Заключение в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, а также подтверждающего величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2022 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы судебной экспертизы.
Принимая решение об установлении кадастровой стоимости, равной ее рыночной стоимости, суд вправе установить рыночную стоимость в другом размере, чем указано в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (абзац 2 пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Поскольку доводы административного истца о превышении кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью нашли свое подтверждение, заявленное им требование об установлении по состоянию на 01 января 2022 года кадастровой стоимости в размере менее учтенной в Едином государственном реестре недвижимости подлежит удовлетворению с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере, рыночной стоимости, определенной Заключением.
Руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░ 6652023097) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 32141000 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░) ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <№>, ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░