№
№ 2а-1011/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Большеустьикинское 9 ноября 2022 года
Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гузаировой Э.И.
при секретаре Галимовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиганшин Ф.Р. к Призывной комиссии Дуванского, Мечетлинского и Салаватского районов Республики Башкортостан, военному комиссариату Дуванского, Мечетлинского и Салаватского районов Республики Башкортостан, призывной комиссии Республики Башкортостан, ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан о признании незаконным решения о призыве на военную службу в рамках весеннего призыва 2022,
установил:
Административный истец Зиганшин Ф.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Дуванского, Мечетлинского и Салаватского районов Республики Башкортостан, военному комиссариату Дуванского, Мечетлинского и Салаватского районов Республики Башкортостан, призывной комиссии Республики Башкортостан, ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан о признании незаконным решения о призыве на военную службу в рамках весеннего призыва 2022, указав, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате Дуванского, Мечетлинского и Салаватского районов Республики Башкортостан. В весенний призыв 2022 он прошел медицинское освидетельствование по результатам которого решением призывной комиссии он признан годным к службе в армии и ему была выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы на ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что решение призывной комиссии является незаконным, поскольку у него имеются жалобы на состояние здоровья: <данные изъяты> Указывает, что болеет в течение длительного времени, ухудшение появилось в 2021 г. в связи с чем обращался к терапевту. Выписан с диагнозом: «<данные изъяты> Также представил медицинские документы –<данные изъяты>. Указывает, что его жалобы соответствуют ст. 59 пункту «В» Расписания болезней, приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым ему должна быть определена категория годности к военной службе – «В» -ограниченно годен к военной службе, в связи с чем он должен быть освобожден от призыва на военную службу. Полагает, что врачи-специалисты не учли его жалобы, на дополнительное обследование направлен не был, в связи с чем по решению призывной комиссии его признали годным к военной службе. Также на момент прохождения медицинской комиссии и призывной комиссии он не прошел обязательные диагностические исследования, результаты отсутствуют в личном деле призывника. Необходимые направления ему были выданы после при нятия решения о направлении его на воинскую службу, вместе с повесткой для отправки к месту прохождения военной службы, что является грубым нарушением порядка при нятия такого решения. Без результатов анализов, медицинское освидетельствование не может считаться пройденным, с ледовательно, заседание призывной комиссии не может считаться законным.
Просит суд признать незаконным решение о призыве на военную службу в рамках весеннего призыва 2022.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Информация о месте и времени рассмотрения дела была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Белокатайского межрайонного суда РБ - http://belokataisky.bkr@sudrf.ru в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Исследовав материалы административного дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Указанной совокупности условий, влекущей удовлетворение иска, по делу не установлено.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. "а" ч. 1 ст. 22).
Призыв на военную службу граждан, не прибывающих в запасе организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (ч. 1 ст. 26).
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (ч. 1 ст. 28).
В соответствии со статьей 5.1 приведенного Закона граждане при призыве на военную службу в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (ч. 2 ст. 5.1).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. (ч. 3 ст. 5.1).
Военно-врачебная экспертиза в силу пункта 4 Положения предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 13 названного Положения призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно пункту 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565 под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Пунктом 14 Положения, в частности, предусмотрено, что до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Проведение вышеназванных диагностических исследований также подтверждаются пунктом 7 Инструкции.
Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника. Флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы находятся в личном деле призывника до истечения срока его хранения (пункт 8 Инструкции).
Врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе (пункт 9 Инструкции).
Пунктом 20 Положения предусмотрено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Таким образом, вышеприведенные требования нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру проведения медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, предусматривают предоставление таким гражданам возможности пройти вышеперечисленные диагностические исследования до их освидетельствования и до принятия решения призывной комиссией о их призыве на военную службу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Зиганшин Ф.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Дуванского, Мечетлинского и Салаватского районов Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках осенней призывной кампании 2021 года административный истец проходил мероприятия по его призыву на военную службу, в том числе медицинское освидетельствование.
05.10.2021г. призывной комиссией Мечетлинского района Республики Башкортостан в отношении Зиганшин Ф.Р. было принято решение, которым он был признан годным к военной службе - категория годности «А» (годен к военной службе) и призван на военную службу.
В рамках весеней призывной кампании 2022 года административный истец проходил только медицинское освидетельствование.
Как следует, из личного дела призывника Зиганшин Ф.Р. следует, что весенний призыв 2022 и решение призывной комиссией Мечетлинского района в отношении Зиганшин Ф.Р. не принималось, а ему была выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы серии № – ДД.ММ.ГГГГ к 4 час. 30 мин.
Доводы административного истца о том, что его жалобы были проигнорированы, направления на дополнительные обследования ему не выданы, военным комиссариатом и призывной комиссией нарушено его право на установление ему категории годности к военной службе, так как не направив его на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания у врачей-специалистов не было возможности вынести объективное заключение о годности его к военной службе, несостоятельны, опровергаются материалами дела, в том числе личным делом призывника.
Вопреки доводам административного истца, из личного дела призывника достоверно следует, что результаты обязательных медицинских анализов (общий анализ крови, общий анализ мочи, флюорография, ЭКГ) имелись у членов призывной комиссии на дату принятия решения об определении категории годности и призыве на военную службу, что подтверждается листом медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административным ответчиком при принятии оспариваемого решения требования Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (утверждена приказом Минобороны России N 240, приказом Минздрава России N 168 от ДД.ММ.ГГГГ) выполнены в полном объеме.
Доказательств того, что указанные административным истцом заболевания препятствовали медицинской комиссии определить категорию годности и требовало проведение дополнительного обследования, в материалах дела не имеется.
У врачей-специалистов имелась возможность вынесения медицинского заключения о годности Зиганшин Ф.Р. к военной службе по состоянию здоровья, без направления призывника в медицинскую организацию на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Зиганшин Ф.Р. не заявлял ходатайств о проведении военно-врачебной экспертизы в установленном законодательством порядке, не представил данных о наличии заболевания, не прошел независимого медицинского обследования.
При этом, суд считает необходимым отметить, что административный истец не лишен был возможности при несогласии с заключением о категории его годности к военной службе пройти независимую экспертизу согласно п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", Положению о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 574, однако, указанным правом не воспользовался.
Иных объективных доказательств обоснованности собственных заявлений о наличии заболеваний с той степени их тяжести, в связи с которыми он подлежит освобождению от призыва на военную службу, не выявленных в ходе его неоднократных освидетельствований и обследований, не представил.
В связи с изложенным, суд не усматривает правовых оснований для признания незаконным и отмены решения призывной комиссии.
При таких обстоятельствах административным ответчиком нарушения прав административного истца при принятии оспариваемого решения не допущено, судом не установлено.
Административным истцом в нарушение требований части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательств нарушения его прав, не представлено, несмотря на то, что такая обязанность на него возложена законом.
В период судебного разбирательства административный истец не являлся на подготовку к судебному заседанию и в судебное заседание, не ходатайствовал о проведении военно-врачебной экспертизы с целью установления наличия заболеваний, являющихся основанием для освобождения от призыва на военную службу, и определения категории годности призывника к военной службе.
Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в период прохождения медицинского освидетельствования в весенний призыв 2022 года и на момент вынесения в отношении Зиганшин Ф.Р. заключения об определении категории его годности к военной службе, призывная комиссия Дуванского, Мечетлинского и Салаватского районов Республики Башкортостан не располагала медицинскими данными, подтверждающими наличие у административного истца заболевания, по совокупности признаков являющегося основанием для признания Зиганшин Ф.Р. не годным к военной службе.
Также судом установлено, что решения административного ответчика в отношении Зиганшин Ф.Р. о призыве на военную службу в рамках весеннего призыва 2022 года не выносилось, проводилось лишь медицинское освидетельствование призывника, в связи с чем суд полагает возможным отказать в удовлетворении административных исковых требовании Зиганшин Ф.Р.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2022- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░