УИД 11RS0001-01-2023-017940-92
Дело №2а-2083/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
в составе председательствующего судьи Игушевой И.В.,
при секретаре Меньшиковой О.В.,
с участием административного истца Трошева Д.А.,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Делковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 февраля 2024 года административное дело по административному исковому заявлению Трошева Дмитрия Александровича к Отделу судебных приставов по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Шулеповой Маргарите Николаевне, Делковой Ирине Владимировне, начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП по г.Сыктывкару №1 УФССП России по Республике Коми Ложкиной Ольге Николаевне, УФССП по Республике Коми о признании незаконным постановление от 28.11.2023 по исполнительному производству №...-ИП, возложении обязании снизить размер удержания из заработной платы,
установил:
Трошев Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОСП по г.Сыктывкару № УФССП России по Республике Коми о признании незаконным постановление от 28.11.2023 по исполнительному производству №...-ИП, обязании снизить размер удержания из заработной платы.
В обоснование заявленных требований указано, что в ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми находится в производстве исполнительное производство в отношении Трошева Д.А. о взыскании задолженности в размере 141905,19руб. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.11.2023 обращено взыскание на заработную плату в размере 50%. Указанные действия, по мнению административного истца, свидетельствует о незаконных действиях судебного пристава-исполнителя, которыми нарушаются права административного истца, поскольку после удержаний, остаток денежных средств значительно ниже прожиточного минимума, учитывая также на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Шулепова М.Н., Делкова И.В., начальник отделения – старший судебный пристав ОСП по г.Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Ложкина О.Н., УФССП России по Республике Коми.
Административный истец в судебном заседании на доводах административного искового заявления настаивал в полном объеме.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Делкова И.В., в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласилась.
Иные, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если он полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании исполнительного документа, выданного мировым судьей Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми по делу № 2-3846/2015, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми от 03.07.2023 возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении должника Трошева Д.А. о взыскании задолженности в размере 141905,19руб. В соответствии с ч. 14 ст. 30 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ, срок для добровольного исполнения требований, должнику не установлен.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Трошевым Д.А. по средствам ЕПГУ ** ** **.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем были направлены запросы в различные регистрационные, налоговые органы, кредитные учреждения. Согласно представленных ответов за должником транспортных средств, недвижимого имущества не зарегистрировано.
** ** ** постановлениями судебного пристава-исполнителя обращено взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете, открытом в АО «...», ПАО «...»; денежные средства на депозитный счет отделения не поступали.
** ** ** постановлением судебного пристава-исполнителя обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника с удержанием 50%. Постановление направлено для исполнения в ООО «...».
** ** ** постановлением судебного пристава-исполнителя отказано в удовлетворении ходатайства Трошева Д.А. об уменьшении размера удержаний до 20%.
Полагая постановление судебного пристава-исполнителя от 28.11.2023 об обращении взыскания на заработную плату, и определенным размером удержаний в размере 50% незаконным, и нарушающим его права и законные интересы, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).
Согласно ч.12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ к мерам принудительного исполнения относится обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Взыскание на имущество должника по исполнительным документам согласно ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.
Согласно ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Частью 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ установлено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Определение размера удержаний из заработной платы и иных доходов должника относится к компетенции судебного пристава-исполнителя, как и решение вопроса о возможности его снижения.
Как следует из обстоятельств дела, решая вопрос об обращении взыскания на заработную плату должника в размере 50%, принимая оспариваемое постановление, судебный пристав – исполнитель учитывал период нахождения исполнительного документа на исполнении, и в отсутствие активной роли должника в исполнении требований исполнительного документа.
Трошев Д.А., зная о наличии возбужденного в отношении него исполнительного производства и истечение срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в добровольном порядке требования исполнительного документа не исполнил.
Также, несмотря на предпринятые судебным приставом-исполнителем меры, иное имущество должника, на которое могло быть обращено взыскание в соответствии с действующим законодательством, не установлено. Доказательств наличия денежных средств или иного имущества, достаточных для исполнения требований исполнительного документа, без обращения взыскания на заработную плату должника в материалах дела не имеется.
Установленный судебным приставом-исполнителем в оспариваемом постановлении, размер суммы удержания из пенсии должника в 50% не превышает ограничения, предусмотренного ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, и направлен на исполнение требований исполнительного документа, который не был своевременно исполнен должником по исполнительному производству. Нарушений прав заявителя при определении размера удержаний судебным приставом не допущено.
В данном случае, определенный судебным приставом размер взыскания с заработной платы должника соразмерен с суммой оставшейся задолженности по исполнительному производству.
Учитывая баланс интересов, как должника, так и взыскателя, судебным приставом-исполнителем правомерно отказано в снижении размера удержания до 20%.
На основе исследованных обстоятельств дела, с учетом указанных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, нарушений прав административного истца не допущено.
Несогласие административного истца с принятым судебным приставом-исполнителем постановлением согласно приведенным в обоснование его незаконности обстоятельствам не ставит под сомнение правомерность принятого должностным лицом службы судебных приставов постановления и основанием к его отмене не является.
При этом, административный истец не лишен права обратиться с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум трудоспособного населения.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч. 9, 11 ст. 226, ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Указанной совокупности условий при рассмотрении административного дела не установлено.
Неправомерных действий (бездействия), которые повлекли или могли повлечь нарушение прав и законных интересов административного истца судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми допущено не было.
Учитывая изложенное, действия судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Делковой И.В. являются законными и обоснованными, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований Трошева Д.А. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ № 1 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ № 1 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░ №1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 28.11.2023 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №...-░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 20%, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.02.2024 ░░░░.