11RS0020-01-2023-001904-51 |
Дело №2а-1245/2023 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кослан |
24 октября 2023 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мининой О.Н, при секретаре судебного заседания Митиной Е.В., с участием административного истца Кызьюрова Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кызьюрова Д. С. к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральному казенному учреждению Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми Министерству внутренних дел России, Министерству внутренних дел по Республике Коми, ИВС ОМВД России по Удорскому району о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Кызьюров Д.С. обратился с указанным административным исковым заявлением о признании ненадлежащими условий содержания в ФКУ СИЗО-1, и в период транспортировки из ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Коми в ИВС ОМВД России по Удорскому району и обратно в период с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>, как нарушающими ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере руб. В обоснование указал, что в заявленный период 11 раз этапировался из СИЗО в ИВС и обратно. При этом условия содержания в СИЗО-1, а также при этапировании являлись ненадлежащими, поскольку не соответствовали нормам международных договоров РФ и фактически представляли собой унижающее достоинство обращение. Так, административный истец по прибытию в СИЗО-1 с остальными этапируемыми лицами в количестве 8-9 заключенных содержался более суток в сборном отделении, расположенном в подвальном помещении. Данные камеры, представляют из себя, помещения, в которых не везде есть окна и вентиляция, каждая камера СИЗО была оборудована двухъярусными кроватями, столом для приема пищи, расположенным напротив туалета, приватность туалета отсутствовала, площадь камер составляет 9-10 кв.м., из-за отсутствия вытяжки в помещениях преобладала повышенная влажность, кафель на полу сырой, туалет черный, раковина грязная, запах невыносимый. После 22 часов сотрудники СИЗО-1 всех заключенных из камер переводят в маленькие боксы для досмотра личных вещей и только ближе к 24 часам досмотр заканчивался, после чего опять переводили в камеру подвального помещения. Матрасы, подушки, одеяло и постельное белье в подвале в камеры не выдавались, поэтому приходилось спать на подножной сушке и расстилать куртку для удобства. Условия содержания в спецавтомобилях были ненадлежащими, а именно площадь личного пространства не превышала 0,4 кв.м.; камеры не были оборудованы средствами безопасности и устройствами, позволяющими сохранять равновесие, во время движения; летом в камерах было жарко, а зимой холодно; для сиденья использовались жесткие деревянные скамейки, на которых зимой было холодно сидеть; было тесно; во время движения не имелась возможность сохранять равновесие, сильно трясло и бросало из стороны в сторону, из-за чего ударялся о железные стены камеры и других заключенных; страдал от жары и холода, испытывал болевые ощущения, сидя на жесткой деревянной скамейке. В спецвагоне, в котором было 9 камер, в виде решётчатого купе, площадью 9,7 кв.м., где боковые полки расположены в 3 яруса, расстояние между полками 50 см, спальных мест всего 7, свободного пространства практически нет, поскольку загружали по 12 заключенных; нижние полки использовались в качестве сидячих мест, где располагалось до 8 человек; в камерах стоял полумрак, стоял табачный дым, вентиляции не было, окна открывать запрещено, из-за чего было душно, жарко; после 22 час все передвижения по вагону запрещались, справлять нужду приходилось в пластиковые бутылки. В спецавтомобиле везли в ИВС Кослан, куда прибывали в 01 час 30 мин в целом этапирование составляло до 10 часов в тесноте, лишенного сна, что влекло нравственные и физические страдания.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России, Управление ФСИН России по Республике Коми, ИВС ОМВД России по Удорскому району, МВД России по Республике Коми, МВД России.
Истец в судебном заседании участвовал посредством систем видеоконференцсвязи, доводы административного искового заявления поддержал. Суду пояснил, что условия содержания в сборном пункте СИЗО, спецавтомобиле и спецвагоне УФСИН нарушали его права на достойные условия содержания. Свои требования заявил к СИЗО-1 только в части содержания в сборном отделении.
Представитель административных ответчиков МВД России и МВД по Республике Коми Минина М.Б. представила возражения, в которых просила оставить требования без удовлетворения, в том числе с учетом пропуска срока подачи заявления в суд. В обоснование указала, что ИВС ОМВД России по Удорскому району при перевозке подозреваемых, обвиняемых и осужденных использовали специальный автомобиль, соответствующий ГОСТу.
Административный ответчик ИВС ОМВД России по Удорскому району в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Административный ответчик ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, извещенный о времени и месте судебного заседания участия в нем не принял, представил отзыв, в котором считает что нарушений Инструкции и норм действующего законодательства, в части касающихся условий конвоирования истца не допущено, просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Административный ответчик ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с иском не согласился, показал, что ранее доводы истца о ненадлежащем содержании в СИЗО уже рассматривались по административному делу №<Номер>, представил фото сборного пункта и других помещений изолятора.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья, а также право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе при содержании в изоляторах временного содержания, а также требования к этим помещениям, регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189, действовавшими в спорный период, (далее Правила № 189), а также в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2005 № 950 (далее Правила № 950).
В силу ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических и нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также исполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ).
Статьей 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кызьюров Д.С. <Дата> был заключен под стражу на основании постановления Удорского районного суда Республики Коми и помещен в ИВС ОМВД России по Удорскому району. В период с <Дата> по <Дата>, и с <Дата> по <Дата> содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми. При этом для участия в следственных действиях направлялся из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в ИВС Удорского района, где содержался в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата> по <Дата>, <Дата> по <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, что следует из карточки в отношении административного истца, представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми по делу №<Номер> административное исковое заявление Кызьюрова Д.С. удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ КП №34 УФСИН России по Республики Коми, ФКУ ИК №35 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК №1 УФСИН России по Республике Коми в период с <Дата> по <Дата>, выразившееся в частичном необеспечении надлежащих условий содержания, установленных законодательством Российской Федерации, а именно: в отсутствии горячей воды в жилых помещениях исправительных учреждений. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России взыскано за счет казны Российской Федерации в пользу Кызьюрова Д.С. компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительных учреждениях в размере рублей.
Апелляционными определениями Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от <Дата>, от <Дата> решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми оставлено без изменения, жалобы ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ КП-38 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1УФСИН России по Республике Коми – без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 15 Правил №189 на период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции либо на срок не более двух часов в одноместные боксы сборного отделения, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением. Время помещения подозреваемых и обвиняемых в одноместные боксы и время их перевода в другие помещения фиксируется в Книге дежурств по корпусному отделению.
После проведения полного личного обыска, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в СИЗО, размещаются по камерам карантинного отделения, где проходят медицинское обследование. Срок карантина определяется медицинскими показаниями (пункты 17, 18 Правил).
Таким образом, из объяснений самого административного истца в камере сборного отделения он не находился более суток: поезд Кослан-Сыктывкар прибывал в Сыктывкар примерно в 10 час, затем следовала перевозка от ж/д вокзала до ФКУ СИЗО-1, на завтрак следующего дня, начинающийся в 07 час утра, он успевал не всегда, но к обеду успевал.
Со стороны административного ответчика каких-либо документов относительно того, в каких камерах, а также их площади, количестве человек содержащихся одновременно с административным истцом, о санитарно-эпидемиологическом состоянии камер, а также соблюдения иных предусмотренных вышеизложенным законодательством требований за период с <Дата> и с <Дата> по <Дата>, суду не представлено. Представлены акты об уничтожении документов, в том числе Книг дежурств по корпусному отделению, в связи с истечением срока их хранения.
Административный ответчик ФКУ СИЗО-1 в опровержение доводов истца представил фото, подтверждающие условия содержания подозреваемых, обвиняемых в сборном отделении. Судом установлено, что в сборном отделении имеется вентиляция, как естественная (имеется возможность на окне внутри камеры открыть форточку), так и принудительная (по коридору расположены вентиляционные каналы). Каждая камера оборудована туалетом, где находится унитаз, стены туалета глухие от пола до потолка. Также в отделении имеется отдельный туалет и душевые кабины. В камерах отсутствуют столы, имеются двухъярусные кровати (например, камера <Номер>). Так, в камере <Номер> имеются три скамьи, предназначенные для сиденья. В каждом помещении имеется достаточное освещение, стены, полы окрашены, потолок побелен. Следов повышенной влажности, разводов на стенах, сырого кафеля, плесени не имеется. Комната для обыска просторная, в нее вмешается четыре отдельно стоящих стола, железный сейф, кроме того имеется достаточно свободного места для передвижения.
Доказательств тому, что к камерах одновременно с административным истцом находилось 8-9 человек не представлено, напротив, из объяснений и искового заявления Кызьюрова Д.С. можно сделать вывод об обратном, так, например, он мог позволить себе лежать на скамье, предназначенной для сидения, постелив куртку и положив сумку под голову.
Разрешая требования административного истца о ненадлежащих условиях при перевозках, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
Для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно приказа Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» норму размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены по 12 человек в большие камеры и по 5 человек в малые (при конвоировании более 4 часов) и до 6 человек в малые (при конвоировании менее 4 часов).
Все системы жизнеобеспечения специального вагона, в которых следовал истец, а именно отопление, вентиляция, водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.
Конструкция специального вагона, в которых конвоировался истец, внутренне оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 №12.
Общее освещение специального вагона состоит из 8 ламп накаливания (мощностью по 40 Ватт каждая). Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе в темное время суток.
В камерах специального вагона непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство.
Большая камера спецвагона оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места. В камере спецвагона, где размещался истец на период конвоирования, общее количество осужденных не превышало установленных норм. В период конвоирования у истца имелась возможность разместиться для отдыха (сна) на одной из полок камеры спецвагона. Нормами действующих нормативных правовых актов не предусмотрено предоставление конвоирумым лицам матрацев, постельного белья и отдельного спального места в спецвагоных, на период конвоирования, а также оборудование скамеек мягким покрытием, поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами и столами для приема пищи в камерах с конвоированными лицами.
Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры.
Оборудование туалета специального вагона полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществляется согласно п. 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку.
Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию истца без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику (не менее трех раз в день). В целях соблюдения мер безопасности температуры воды составляла около 60 С. Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем на основании Приказа Министерства юстиции РФ от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Поддержание температурного режима в специальном вагоне входит в обязанности проводника.
Согласно вышеуказанным нормам органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.
Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры.
Транспортные средства, на котором перевозился административный истец изготовлены на предприятии, имеющем соответствующее одобрение транспортного средства, выданное органом по сертификации продукции. В соответствии с полученными одобрениями транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам.
Законность эксплуатации транспортных средств, предназначенных для перевозки лиц, заключенных под стражу, не может подвергаться сомнению, поскольку одобрение типа транспортного средства выдается в соответствии с правилами по сертификации. В соответствии с правилами сертификации, помимо общих требований, предъявляемых к механическим транспортным средствам, к автомобилям, осуществляющим перевозку лиц, заключенных под стражу, предъявляются специальные технические требования – Правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010, ПР 78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Конструктивные особенности специальных автомашин предполагают наличие общих и одиночных камер и установленными для них нормами площади, их вентиляцию, которая производится за счет вентиляционных отверстий в двери, отопление рабочего салона и его освещение, в том числе камер. Отсеки для подозреваемых и обвиняемых, в том числе размеры, двери, стенки, сидения, камеры и их оборудование, производятся в соответствии с ГОСТом 33546-2015 и Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279.
Согласно главе 12 Наставления сидения для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей, выполнены из фанеры. Спинки сидений должны быть выполнены из доски хвойных пород, окрашены в цвет рабочего салона, спинки должны быть выполнены из досок, установленных на высоте от 25 до 40 мм от уровня сидений, и должны крепиться к каркасам сидений или каркасу перегородок камер (стенок кузова). Сидения должны иметь следующие размеры: длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место, ширина сиденья в одиночной камере – не менее 420 мм, высота сидений от 340 до 500 мм, глубина сидений - не менее 350 мм. Спецавтомобили предназначены для перевозки только сидящих людей. Оборудование спецавтомобилей поручнями, ремнями безопасности, подлокотниками, подставками для ног, подушками безопасности, а также багажным отделением не предусмотрено, переоборудование спецтранспорта запрещено. Выпуск на линию неисправных автомобилей не допускается.
Отопление рабочего салона осуществляется дополнительным отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя, и (или) автономным отопителем (несколькими отопителями), работающим на дизельном топливе. Система отопления и тепловые условия рабочего салона, а также система вентиляции должны соответствовать требованиям ГТС Р50993.
Все спецавтомобили, используемые ФСИН России и МВД России, изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза ТР <Номер> «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от <Дата> <Номер>.
Специальные автомобили, в которых перевозился заявитель, были технически исправны, все системы жизнеобеспечения были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме специальных автомобилей в постовых ведомостях.
Специальные автомобили ФСИН, предназначенные для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, оборудованы: марки «КАМАЗ» -двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой, марки «ГАЗ» - двумя большими камерами вместимостью по 5 человек в каждой и 5 малыми камерами по 1 человеку в каждой.
Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие багажных отсеков для размещения личных вещей конвоируемых лиц.
Конвоирование спецконтингента в специальных автомобилях осуществляется в пределах населенного пункта. Скорость движения автомобиля, в котором размещался заявитель, не превышала 60 км/ч, а на опасных участках дороги, скорость снижалась в соответствии с требованиями законов дорожного движения, что обеспечивало комфортабельную и безопасную перевозку не только конвоируемых лиц, но и личного состава караула.
Одним из направлений деятельности территориальных органов МВД России являются обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся под стражей, постоянный надзор за ними, организация охраны и конвоирование, а также перевозки в пределах своей компетенции.
Конвоирование – это система обеспечительных и предупредительных мер, направленных на перемещение лиц, заключенных под стражу.
Инструкция, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп, определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).
Согласно п. 14 ч. 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» в обязанности полиции вменяется, в числе прочего, конвоирование содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий.
В ходе рассмотрения дела стороной административного ответчика МВД по Республике Коми, МВД России, ОМВД России по Удорскому району, а также Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми указывалось, что конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в строгом соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации №199дсп/369дсп от 24.05.2006.
Согласно акту комиссионного обследования спецавтотранспорта ИВС ОВД по Удорскому району от <Дата> для осуществления конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при проведении плановых конвоев в обменный пункт ст. Кослан, для доставки к месту рассмотрения судебных процессов, проведения следственных действий на то время использовались два спецавтомобиля: ГАЗ-66 АЗМ-2 г.р.з. <Номер> и УАЗ-3741-АЗС г.р.з. <Номер>. Подозреваемые и обвиняемые доставлялись на железнодорожную станцию Кослан, где передавались сотрудникам УФСИН России по Республике Коми для дальнейшего их этапирования в следственный изолятор. Этапирование осуществлялось в ночное время с 23 час. 00 мин. до 02 час. 00 мин., согласно расписанию пассажирского железнодорожного поезда, в состав которого входил специальный вагон для перевозки подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Расстояние от ИВС ОМВД России по Удорскому району до обменного пункта ст. Кослан составляет 18 км.
Согласно копиям путевого журнала <Дата> и <Дата> для конвоирования спецконтингента на обменный пункт <Адрес>, был задействован спецавтомобиль ГАЗ-66 АЗМ-2. Вместимость данного автомобиля согласно акту обследования 9 человек. 2 камеры по 4 человека, и 1 камера для одного человека. Число конвоируемого спецконтингента в данные дни составляло 9 человек, что свидетельствует о том, что перелимита при конвоировании допущено не было. Нарушений при конвоировании не допущено. Конвоирование осуществлялось только в пределах Удорского района: от ИВС до ж/д вокзала станции Кослан и обратно.
Заявлений и жалоб на условия содержания в ИВС, а также условия этапирования от Кызьюрова Д.С. не зарегистрированы.
Журнал учета жалоб и заявлений ИВС №<Номер> за период с <Дата> по <Дата> (срок архивного хранения 5 лет) уничтожен по акту от <Дата> №<Номер>.
Согласно журналу №<Номер> учета жалоб и заявлений, <Дата> Кызьюровым Д.С. направлены два письма в запечатанных конвертах: зарегистрированное за №<Номер>, адресованное Уполномоченному по правам человека в Республике Коми Савастьяновой О.В. и зарегистрированное за №<Номер>, адресованное в Общественную наблюдательную комиссию Республики Коми. Содержание писем не известны.
Представлений контролирующих органов в период содержания Кызьюрова Д.С. на условия содержания, а также на условия этапирования подозреваемых и обвиняемых в ИВС не поступало. Запросы от вышеуказанных надзирающих органов по условиям содержания и конвоирования Кызьюрова Д.С. в ИВС не поступали.
Территориальный орган МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях совместно с территориальными органами уголовно-исполнительной системы ФСИН России принимают участие в разработке плановых маршрутов по железным дорогам и водным путям сообщения и определяют количество рейсов плановых караулов, обменные пункты (станции, пристани, изоляторы временного содержания) и подразделения охраны и конвоирования территориальных органах МВД России, которые обязаны направлять на эти обменные пункты конвой для приема-сдачи подозреваемых и обвиняемых (п.183 Наставления).
Конвоирование из СИЗО в ИВС и обратно осуществляется конвойными подразделениями. При этом с учетом логистики региона и расписания движения железнодорожного транспорта прибытие в ИВС ОМВД России по Удорскому району происходило в ночное время.
Доводы административного истца о нарушении режима 8-ми часового сна судом отклоняются, поскольку нарушение указанного режима в день этапирования не свидетельствует о допущенных в отношении Кызьюрова Д.С. незаконных действий, поскольку связано с перемещением административного истца из одного учреждения в другое, обусловленное необходимостью доставления его по требованию следователя, судьи и сопряжено с подготовкой к этапированию посредством железнодорожного транспорта, движение которого запланировано по соответствующему расписанию с учетом маршрута следования.
Согласно информации прокуратуры Удорского района Республики Коми обращения Кызьюрова Д.С., <Дата> г.р. на нарушения условий этапирования ИВС ОМВД России по Удорскому району за период с <Дата> по <Дата> не поступали.
Прокуратура Республики Коми сообщает, что надзорное производство по обращениям Кызьюрова Д.С. не заводилось, при этом предоставить информацию об обращениях последнего до <Дата> года не представляется возможным ввиду истечения 5-летнего срока хранения указанных обращений.
Проанализировав доводы административного истца и представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что условия содержания при конвоировании Кызьюрова Д.С. в специальных автомобилях при перевозке из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в ИВС ОМВД России по Удорскому району и обратно соответствовали установленным требованиям. Те неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания в связи с его перевозкой и содержанием не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы, а изложенные в административных исках обстоятельства в данной части требований не могут свидетельствовать о нарушении основных прав и свобод человека и гражданина.
Ссылки в жалобе на иную судебную практику, не имеющую преюдициального значения, не свидетельствуют о нарушениях, допущенных в отношении административного истца. Обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решением принимается судом в соответствии с заявленными требованиями, представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих данные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом в силу прямого указания, содержащегося в части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине) является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Позиция административных ответчиков относительно пропуска сроков для подачи административного искового заявления в суд несостоятельна, поскольку основана на неверном толковании норм процессуального права, так как на момент подачи административного искового заявления административный истец находился в местах лишения, что ограничивало его возможности по защите нарушенных прав в суде.
Оценив все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска Кызьюрова Д.С. о признании действий (бездействия) учреждений ФСИН России и МВД России незаконными в связи с ненадлежащими условиями содержания при обстоятельствах, указанных истцом, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.