УИД 74RS0040-01-2023-000025-46
Дело № 2а-65/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2023 года с. Уйское
Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи А.Н. Лавреновой, при секретаре судебного заседания Стрельченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Злакоманова В.В. к Муниципальному казенному учреждению «Комитет землеустройства и земельных отношений» Уйского муниципального района Челябинской области о признании незаконным предостережения № Муниципального казенного учреждения «Комитет землеустройства и земельных отношений» Уйского муниципального района Челябинской области от "Дата", с участием административного ответчика Злакоманова В.В., представителя административного ответчика Матвиевского А.А., заинтересованного лица Злакомановой О.Н., представителя заинтересованного лица Чайкиной Т.С.
У С Т А Н О В И Л:
Оспариваемым является предостережение № от "Дата", в соответствии с которым Злакоманову В.В. предлагают использовать земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с разрешенным видом использования. Изменить вид разрешенного использования указанного земельного участка на фактический вид разрешенного использования - для объектов торговли. Заключить дополнительное соглашение к договору аренды от "Дата" № в соответствии с действующим законодательством. Направить уведомление об исполнении предостережения в МКУ «Комитет землеустройства и земельных отношений» Уйского муниципального района.
Злакоманов В.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании данного предостережения, по тем основаниям, что предостережение является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца. Согласно условиям договора аренды земельного участка, заключенного между администрацией Уйского сельского поселения и В.В.., Злакомановым В.В. земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> предоставлен под размещение производственного объекта сроком на <данные изъяты> лет. К объектам производственного назначения относятся объекты и здания торговли и общественного питания: универмаги, торговые центры, магазины (универсамы). Действия, указанные в предостережении, не могут привести к нарушению Злакомановым В.В. обязательных требований, а именно ст. 42 ЗК РФ, так как на земельном участке с кадастровым номером № размещен производственный объект, что соответствует виду разрешенного использования данного земельного участка. Спорный земельный участок расположен в общественно-деловой зоне и может быть использован с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом. Следовательно, не доказано наличие признаков нарушения обязательных требований земельного законодательства, отраженных в предостережении № от "Дата" и ответе на возражения. Обязательное требование к содержанию предостережения в соответствии с п. 6 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливает указание в данном акте реагирования публичного органа информации о том, какие конкретно действия (бездействия) индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Указанное требование проигнорировано при объявлении Злакоманову В.В. предостережения (л.д. 7-11).
В судебном заседании административный истец Злакоманов В.В., заинтересованное лицо и представитель административного истца Злакоманова О.Н. на заявленных требованиях настаивали, указав, что на оспариваемое предостережение были поданы возражения, на которые был получен ответ о несогласии с ними, административный ответчик настаивал на исполнении предостережения. Спорный земельный участок находится в общественно-деловой зоне, основной вид использования- для размещения объектов торговли, градостроительный регламент для указанной зоны предусматривает 42 основных вида использования и множество вспомогательных. Производственных объектов на территории Уйского сельского поселения нет. При этом в производственной зоне могут быть расположены объекты отдыха, туризма и торгово-развлекательные объекты. Согласно информации с сайта, рядом со спорным участком находится участок, вид разрешенного использования которого указан для производственных целей, при этом предостережений его владельцу не вынесено.
Представитель административного ответчика МКУ «Комитет землеустройства и земельных отношений» Уйского муниципального района Матвиевский А.А. в судебном заседании указал, что проверка не проводилась, позиция стороны истца не изучалась. Все сведения получены из документов. Предостережение носит рекомендательный характер и не затрагивает права административного истца. Возражения, направленные на предостережение получены и с ними согласны. Предостережение вынесено в связи с профилактической работой и никаких обязательных требований не предусматривает.
Представитель заинтересованного лица отдела архитектуры и градостроительства Уйского муниципального района Чайкина Т.С. в судебном заседании указала, что спорный земельный участок находится в общественно-деловой зоне. Как правильно отмечено административным истцом может быть выбран любой вид использования, предусмотренный градостроительным регламентом, но градостроительный регламент не предусматривает такого вида разрешенного использования в данной зоне как для производственного здания. Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка необходимо привести в соответствие с требованиями градостроительного регламента.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В силу ст.ст. 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Порядок составления и направления предостережения определяется Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, установленными Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 года № 166.
Пунктом 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (п. 2 ст. 72 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно положению «О муниципальном земельном контроле по использованию и охране земель на территории Уйского муниципального района Челябинской области», утвержденному решением собрания депутатов № от "Дата" «Об утверждении положения «О муниципальном земельном контроле по использованию и охране земель на территории Уйского муниципального района Челябинской области», муниципальный земельный контроль на территории Уйского муниципального района осуществляется органом местного самоуправления МКУ «Комитет землеустройства и земельных отношений» Уйского муниципального района, в пределах полномочий, указанных органов.
Как следует из п. 13 указанного положения при осуществлении контроля могут проводиться профилактические мероприятия, в том числе объявление предостережения, которое объявляется при наличии у органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случаях отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится выездное обследование (п. 22 положения), оно проводится на основании задания уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля, включая задания, содержащиеся в планах работы органа муниципального земельного контроля (п. 26 положения).
Выездное обследование может осуществляться посредством осмотра, инструментарного обследования. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица на основании заданий уполномоченных должностных лиц органа муниципального контроля (п. 34 положения).
Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на правах аренды Злакоманову В.В., на участке расположено здание, которое используется в качестве объекта торговли (17-20, 23-32). Данные обстоятельства установлены "Дата" при осуществлении муниципального земельного контроля (надзора) в ходе выездного обследования, по результатам которого вынесено предостережение.
Оспариваемым предостережением № от "Дата" Злакоманову В.В. рекомендовано земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, расположенный по адресу: <адрес>, использовать в соответствии с разрешенным видом использования. Изменить вид разрешенного использования указанного земельного участка на фактический вид разрешенного использования - для объектов торговли. Заключить дополнительное соглашение к договору аренды от "Дата" № в соответствии с действующим законодательством. Направить уведомление об исполнении предостережения в МКУ «Комитет землеустройства и земельных отношений» Уйского муниципального района (л.д. 15-16).
Разрешая требования административного истца на основании исследования представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предостережение выдано уполномоченным на то лицом и соответствует требованиям закона, не создает препятствия к осуществлению административному истцу своих прав, свобод и реализации законных интересов на административного истца незаконно не возложена какая-либо обязанность, негативных последствий для административного истца не наступило.
Учитывая изложенное, довод административного истца о том, что в предостережении не указано какие конкретно действия (бездействия) индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований несостоятелен, поскольку в предостережении указаны нормы закона, которые могут быть нарушены.
Таким образом, административный ответчик действовал в соответствии с требованиями закона. Кроме того, возражения административного истца на вынесенное предостережение приняты административным ответчиком и он с ними согласен, что подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании.
Предостережение, прежде всего, направлено на побуждение к совершению предусмотренных законом действий, своевременное принятие мер и носит рекомендательный характер.
Наличие у административного ответчика полномочий на вынесение предостережения административным истцом не оспаривается.
Разрешение вопроса, имелось ли в действительности нарушение земельного законодательства Злакомановым В.В. допустимо в порядке производства по делу об административном правонарушении, а не при рассмотрении дела, вытекающего из административных и иных публичных правоотношений по оспариванию предостережения МКУ «Комитет землеустройства и земельных отношений» Уйского муниципального района.
Исходя из смысла ст. ст. 226, 227 КАС РФ, для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав и свобод, законных интересов административного истца, своевременность обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.
Между тем по настоящему делу необходимой совокупности указных выше условий судом не установлено, следовательно, оснований для удовлетворении административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ "░░░░" ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.